<<
>>

Большая длительность и краткосрочность

При ретроспективном взгляде преемственность кажется вполне очевидной. Французской революции предшествовали культ свободы и гражданские чувства. Использовать силу пара начал не Уатт, полу* Рус.

пер. цит. по: Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Собр. соч. Т. 1-14. М., 1932-1959. Т. 8. С. 19,413.

10 ГЛАВА 1

чивший свой первый патент на паровой двигатель за 20 лет до падения Бастилии. «Атмосферный» двигатель был создан в восьмидесятых годах XVII в., а паровой насос — в 1698 г. Наиболее одаренный предшественник Уатта, Томас Ньюкомен, умерший в 1729 г., изобрел в 1712 г. двигатель, откачивавший воду из оловянных рудников Корнуолла. Достижением Уатта было то, что он заставил силу пара двигать машины. Процесс коксования железной руды был разработан Абрахамом Дарби в Коулбрукдейле в 1709 г.

И вещи, и идеи имеют свою родословную; великие события вроде тех, что происходили между 1776 и 1815 гг. по обе стороны Ла-Манша, не совершились сами собой. Подобным образом язык, казавшийся новым, зачастую употреблялся не впервые.

Разговоры о «революции», а точнее о революции в управлении, велись во Франции и других европейских странах задолго до 1789 г., в особенности в десятилетие перед восшествием на престол Людовика XVI (1774). Историк Альбер Сорель, создатель авторитетного, хотя и устаревшего, восьмитомного труда «Европа и Французская революция», опубликованного между 1885 и 1904 гг., приводит интересный пример использования этого слова в 1751 г., употребленного скорее со страхом, чем с надеждой. Один писатель мрачно заметил: «Я далек от мысли, что мы вступаем в эпоху Разума; напротив, меня нетрудно убедить, что Европе угрожает какая-то катастрофическая революция».

Вера в разум была в XVIII в. основой «Просвещения». Это слово, в отличие от термина «промышленная революция», использовалось уже современниками.

Представители Просвещения, философы, составляли республику задолго до создания в 1792 г. в результате революции единой и неделимой Французской республики. Хотя, как и у революционеров, у них не было единого мнения, они разделяли определенные общие положения: нежелание принимать на веру установленные принципы; интерес к изучению дисциплин, которые мы в итоге выделили бы как политику, право, криминалистику, экономику, управление, социологию, психологию и религию; враждебность по отношению к невежеству и предрассудкам, отождествлявшимся с церковью; а также желание (и возможность) распространять информацию и знания. Тот факт, что наиболее известный (и остроумный) из философов, Франсуа Мари Аруэ Вольтер, говорил не о республике, а о своей церкви, состоящей из «братьев» и «верных», является свидетельством силы этого движения.

Подвергая сомнению «авторитет», философы свободно пользовались отвлеченными существительными, такими как «разум», «свобода», «счастье», «польза», «прогресс». Тем не менее их равным образом

РЕВОЛЮЦИЯ И ИМПЕРИЯ: ОПЫТ И ВОЗДЕЙСТВИЕ, 1789-1815 11

интересовала практическая политика, которую проводили или могли бы проводить правители и правительства. Этот интерес выражен в одном из их великих коллективных достижений — 18томной «Энциклопедии», первой том которой появился в 1751 г. «Все должно быть исследовано», — писали его редакторы Дени Дидро и Жан Лерон д'Аламбер. «Все без исключения и оговорок должно быть подвергнуто сомнению». Полным названием труда было «Энциклопедия, или толковый словарь [наук, искусств и ремесел]».

Этот труд затрагивал почти все стороны человеческой мысли и деятельности, включая «технику» — новое слово второй половины XVIII в., как и слово «индустрия» в его современном смысле. Прежде оно означало сугубо человеческое качество, а именно трудолюбие. Теперь его стали использовать для обозначения отрасли экономики (потом будут употреблять слово «сектор»). Слово «конституция» также приобрело новое значение. Вольтер написал для «Энциклопедии» статью о «литераторах» («gens de lettres»).

Именно «литераторы», представлявшиеся Вольтеру новой аристократией, много сделали для разработки нового словаря. Их возглавлял д'Аламбер в 1772 г., назначенный пожизненным секретарем престижной Французской академии, стоявшей на страже французского языка.

Идея «Энциклопедии» была навеяна французам более ранней английской энциклопедией. На протяжении всего века литературные и философские связи между Францией и Англией (позднее и Шотландией) играли важную роль в изменении сознания людей и расширении их горизонта. Большинство философов были космополитами, и центрами просветительской мысли были Эдинбург и Женева, а не Париж. Вольтер в молодости жил в Англии; барон де Монтескье, наиболее вдумчивый из философов, принял за образец политического устройства неписаную британскую конституцию; французские физиократы, чрезвычайно озабоченные судьбами французской экономики XVIII в., присоединились к Адаму Смиту в острой критике «системы меркантилизма», истоки которой, по словам последнего, можно обнаружить во времена «господина Кольбера, знаменитого министра Людовика XIV».

Ни физиократы, ни Смит (чье «Исследование о природе и причинах богатства народов» породило ожесточенные споры по предмету, получившему название «экономической политики») не предвидели революционного итога своего столетия, в том числе и промышленной революции. Они смотрели на общество сверху, а не снизу. Так же поступали и французские философы, большинство которых возлагали свои надежды не на народ, а на правителей как покровителей пере-

12 ГЛАВА 1

мен. В 1770 г. Дидро заявлял, что «счастливейшим будет правление справедливого и просвещенного деспота». Даже стоявший особняком Жан Жак Руссо, чья теория «общей воли» являлась обоснованием власти народа, оставлял место для законодателя. Не менее чем своими памфлетами и книгами ранние философы были знамениты перепиской — на французском — с «просвещенными» монархами. Даже Иеремия Бентам, британский утилитарист, считавший критерием хорошего правления «наибольшее счастье наибольшего количества людей», в первую очередь верил правителям и переписывался с русской императрицей Екатериной II, которую называли Великой.

Прожив весь период, рассматриваемый в этой главе, он дожил до важных политических перемен в Британии и стал их свидетелем. Екатерина, родившаяся в 1729 г., также прожила достаточно долго — до 1796 г., — чтобы успеть осудить Французскую революцию. Философы, размышлявшие о предрассудках и терпимости, «прогрессе» и «цивилизации», стремились провести грань между «веком Просвещения» и «просвещенным веком», признавая, что, сколь бы просвещенными ни были они сами, их окружала темнота, которая лишь медленно рассеивалась. Французский наблюдатель заметил в 1750 г., что люди, жившие в ста милях от Парижа, могут на век отставать в «своем образе мысли и действия». Таким образом, неудивительно, что большинство философов верили, что перемены придут сверху, хотя и знали, что тем разумом (raison), которым будет руководствоваться даже самый «просвещенный» из монархов, будет «государственный интерес» (raison d'Etat). А его будут определять правители, а не философы.

На «маленьких людей» (lespetits), большая часть которых была безграмотной, влияли совсем иные экономические и психологические силы, чем на людей «великих», в том числе голод, унижение и гнев. Темная сторона парижской сцены и ее контрасты были отражены на страницах «Ночей Парижа» Никола Ретифа де ла Бретона, опубликованных между 1788 и 1794 гг. В них описывались «все действительные факты», которые Ретиф наблюдал во время ночных прогулок по великому городу, «сочетание роскоши, торговли, грязи, Оперы, девиц, безрассудства, учтивости, дебоширства, обходительности, надувательства, всех преимуществ и злоупотреблений ночной жизни». Неудивительно, что в высоких литературных кругах Ретифа оценивали как «Руссо трущоб».

Стремление к выгоде, как и общественное любопытство, были силой, осознаваемой по обе стороны Ла-Манша. Представители клана, который британцы называли «средними слоями общества», а французы — «буржуазией», были взбудоражены честолюбивыми устрем-

РЕВОЛЮЦИЯ И ИМПЕРИЯ: ОПЫТ И ВОЗДЕЙСТВИЕ, 1789-1815 13 лениями, побуждавшими либо к экономической, либо к политической деятельности. Юристы могли быть столь же честолюбивы, как и купцы. Их также легко было взволновать скандалами в верхах, красочно описываемыми в пасквилях (libelles), циркулировавших подпольно, и в памфлетах, открыто печатавшихся и продававшихся на лондонской Патерностер-Роу. Последние обладали более непосредственным и мощным воздействием, чем идеи философов.

<< | >>
Источник: Бриггс Э. Клэвин П.. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. 2006. 2006

Еще по теме Большая длительность и краткосрочность:

  1. Чем больше спектр способов, форм и методов предвыборной агитации, тем больше у кандидата, избирательного объединения возможностей довести до избирателя нужную информацию
  2. 6.3. Анализ издержек фирмы в краткосрочном периоде
  3. 6. Краткосрочные и долгосрочные инвестиции
  4. Издержки производства в краткосрочном периоде
  5. 10.3. Издержки фирмы в коротком и длительном периодах
  6. Аудит операций банка с государственными краткосрочными облигациями
  7. Производственная функция и ее свойства. Производство в краткосрочном и долгосрочном периодах
  8. Но что такое длительность?
  9. 4. Антиинфляционная политика: краткосрочные и долгосрочные мероприятия
  10. 1. Структура и виды издержек. Краткосрочный и долгосрочный периоды