<<
>>

БОРЬБА C ИНОЗЕМНЫМИ ЗАХВАТЧИКАМИ

Борьба украинского и белорусского народов против гнета местных и иноземных феодалов принимала различные формы. Крестьяне отказывались выполнять феодальные повинности, убивали феодалов и поднимали крупные восстания, охватывавшие большую территорию.

Крупные крестьянские восстания происходили B Закарпатье во второй четверти XIV века. Для их подавления венгерское правительство прибегало к военной силе. Так, после нескольких лет борьбы при помощи крупных военных отрядов было подавлено восстание под руководством старосты одного из округов Петра Петровича.

B 1340 году на борьбу с польскими панами поднялось все население Галицкой земли. Польские и венгерские феодалы были оттуда изгнаны, но позже с трудом вновь овладели Галицией. B 1370 здесь вспыхнуло новое восстание, которое продолжалось два года. Крестьяне нападали на шляхетские имения, убивали их владельцев, жгли костелы. B 1469 году опять пылали барские имения, в селах действовали вооруженные отряды повстанцев.

Наиболее значительным из народных восстаний в Галиции было восстание 1490—1492 годов под предводительством Мухи.

Это было совместное выступление на борьбу с угнетателями молдавских и украинских крестьян. Общая численность восставших доходила до 10 тысяч человек. He в силах подавить вспыхнувшее восстание польский король попросил военной помощи у Тевтонского ордена. Myxa был заточен в тюрьму в Кракове и умер там от голода. Восстание было жестоко подавлено. Значительная часть повстанцев — казнена.

B борьбе против гнета местных феодалов украинский и белорусский народы вместе с тем боролись и за освобождение своих земель от власти иноземных захватчиков. Местные феодалы, хотя и были недовольны политическим господством иноземных захватчиков, однако в борьбе против этого господства занимали нерешительную, компромиссную позицию, так как преследовали свои интересы.

Стремясь укрепить свою власть на территории Украины и Белоруссии, литовские великие князья ликвидировали здесь наиболее крупные удельные княжества. B 1471 году было уничтожено Киевское княжество.

C той же целью литовские князья добились отделения православной церкви Украины и Белоруссии от Московской митрополии и создания особой Киевской митрополии. Кроме того, Литва пыталась осуществить унию православной церкви и католической. Таким образом национальная борьба за освобождение слилась с религиозными выступлениями за сохранение православной веры.

Часть украинских и белорусских земель стала ареной борьбы за обладание ими между Польшей и Литвой. B 1430 году польские войска захватили Западную Подолию, через год напали на Волынь и опустошили ее. Bce украинское население этих земель поднялось на борьбу с захватчиками. Польские войска были изгнаны и население освобожденных земель объявило себя свободным.

Жители Киева во главе с воеводой Юрщей не дали литовскому князю Сигизмунду овладеть городом и в течение нескольких лет украинское население Подо- лии и Волыни не подчинялось власти Литвы.

Лишь к концу 3U-x годов XV века Сигизмунду удалось при поддержке Польши подчинить Литовскому княжеству отпавшие от него украинские, белорусские и русские земли.

B 40-х годах XV века от Литвы снова отпали Волынь и Подолия. Однако крестьянское ополчение потерпело поражение и эти земли вновь попали под власть литовского князя.

B этот же период Украине стала угрожать новая опасность со стороны Турции и Крымского ханства. B конце XV века начались нападения турецких войск на Галичину и Подолию. Одновременно начались набеги татар Крымского ханства, которое в 70-х годах XV века признало вассальную зависимость от турецкого султана.

B 1482 году крымские татары подвергли Киевскую землю страшному разорению. После этого набеги крымских татар на украинские земли стали учащаться. Татары разоряли города и села, уводили и продавали в рабство мирных жителей.

Большую роль в судьбе белорусского и украинского народов оказала поддержка Русского централизованного государства их борьбы за освобождение от иноземного ига.

Авторитет Руси в украинских и белорусских землях, входивших в состав Великого княжества Литовского, особенно возрос после победы русского народа в битве на Куликовом поле.

Уже при Иване III Русское государство стремилось включить в свои границы все восточнославянские земли, входившие некогда в состав Древнерусского государства.

B то же время часть русских, белорусских и украинских князей, недовольных политическим господством польских и литовских феодалов, начала выходить из-под их власти под власть московского князя.

Русское правительство одновременно принимало меры к защите от опустошительных набегов крымских

татар. Южные границы укреплялись и заселялись военно-служилыми людьми, в частности украинцами — выходцами из пределов Литовского государства.

КУЛЬТУРА БЕЛОРУССКОГО НАРОДА

Ha протяжении XIV—XV веков Белоруссия, расположенная на стыке различных владений, неоднократно становилась ареной военных действий. Монументальное строительство было в первую очередь оборонным. Сооружения вовзодились главным образом из дерева. Феодальный замок был центром обороны города. K замку примыкала торговая площадь, вокруг которой располагался торгово-ремесленный посад. Замок и его ближайшее окружение находились в труднодоступном месте для нападающей стороны, как правило, в устье реки.

Co временем наиболее крупные города получили так называемое «магдебургское право», давшее им возможность самоуправления. B связи с этим в городах стали возводить ратуши, обычно на одной из сторон торговой площади. Другим ключевым зданием в ансамбле торговой площади был приходской храм.

Крупные города, особенно пограничные, такие как Могилев, Витебск, Полоцк, Дисна, Пинск, помимо замка, имели укрепления вокруг посада, состоявшие из деревянных стен и башен, окруженных рвом. Деревянные замки не сохранились.

B XIV веке в систему городских укреплений, помимо рва и деревянных стен, входила кирпичная квадратная, как в Новогрудке, или круглая, как в Каменце, Гродно, Бресте, сторожевая башня.

Каменные замки в Лиде, Крево, Гродно представляли собой сооружения из кирпича и валуна с мощными стенами и квадратными башнями.

Небольшие замковые церкви находились среди двора замка и, в отличие от русского кремля, служили только для феодала и его придворных. Сам замок к концу XV века утрачивает чистоту и аскетизм строго оборонительного сооружения, жилое здание замка увеличивается, в нем появляются обширные парад-

J

ные залы. Декор приобретает ренессансный характер, как, например, во дворце короля Стефана Батория в Старом замке в Гродно.

B каменном культовом зодчестве сложился своеобразный архитектурный тип церкви-крепости, близкий к украинским церквам-крепостям. Начинается строительство католических костелов. Это мощные однонефные или трехнефные сооружения, служившие не только культовым, но и оборонным целям.

Немногочисленные сохранившиеся памятники белорусской живописи XIV—XV веков свидетельствуют о самобытном характере белорусских художников, в меньшей мере стесненных рамками традиционных канонов, чем, например, живописцы Новгорода.

Таковы миниатюры евангелий XIV века — Мстиж- ского и Оршанского, с пластично трактованными человеческими фигурами, а также миниатюры «Шере- шевского евангелия». Автор последних, вне сомнения, находился под влиянием фольклорных художественных представлений. Об этом говорит и жанровый оттенок в трактовке сюжетов, и простонародный облик изображенных евангелистов. B декоративном оформлении «Шерешевского евангелия» впервые проявляется одна из характерных черт белорусской средневековой живописи — широкое использование орнаментальных мотивов: геометрический узор на нимбах, изображение мебели с резными ножками, «плетенка» в качестве заставки. K раннему периоду развития белорусской живописи относится и пропавшая во время первой мировой войны икона XIV века «Дмитрий Солунский».

Памятники монументальной живописи этого периода до нас не дошли, но, несомненно, существовали. По свидетельству исторических документов, белорусские монументалисты вместе с русскими и украинскими расписали фресками ряд замков и храмов Литвы и Польши.

B формировании скульптурной школы Белоруссии большую роль сыграло воздействие традиций Западной Европы. K числу наиболее ранних памятников принадлежат близкое к романской пластике деревянное «Распятие» и деревянная статуя из Полоцка «Святой Войцех». Высокой техникой резьбы отличается рельефная многофигурная композиция пинского

резчика Анания «Премудрость созда себе дом».

Высокого уровня достигли белорусские мастера в области декоративно-прикладного искусства. Широкое развитие получили различные художественные ремесла: гончарное производство, художественное шитье, ювелирное дело, художественная ковка, тиснение кожи. Славились мастерством резчики по дереву и камню, создавшие особый стиль — так называемую «белорусскую резь», для которой характерны пышный растительный орнамент, вплетенные в него изображения птиц и зверей.

Ярким образцом орнаментального творчества мастеров Белоруссии служат и плетенные из соломы царские врата. 4

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Начало возрождения. 1997. 1997

Еще по теме БОРЬБА C ИНОЗЕМНЫМИ ЗАХВАТЧИКАМИ:

  1. МОНГОЛЬСКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО B СТРАНАХ ЗАКАВКАЗЬЯ. БОРЬБА НАРОДОВ ЗАКАВКАЗЬЯ ПРОТИВ ЗАХВАТЧИКОВ
  2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КАВКАЗЦЕВ ИНОЗЕМНЫМ ВТОРЖЕНИЯМ
  3. Позднее царство: Египет под властью иноземных правителей
  4. РАЗГРОМ ШВЕДЄКИХ И НЕМЕЦКИХ ЗАХВАТЧИКОВ. ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ
  5. СРЕДНЯЯ АЗИЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ТАТАРО-МОНГОЛОВ. ВТОРЖЕНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ B ЗАКАВКАЗЬЕ И ВОСТОЧНУЮ ЕВРОПУ
  6. Классовая борьба и борьба внутри господствующего класса
  7. Социальная борьба
  8. БОЛГАРСКИЙ НАРОД B БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  9. Д.В. Владимирский СОЛИДАРНОСТЬ И БОРЬБА
  10. НАРОДЫ АМЕРИКИ B БОРЬБЕ ПРОТИВ КОЛОНИАЛЬНОГО ГНЕТА
  11. Способы борьбы.
  12. 5. Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
  13. Борьба цехов с патрициатом.
  14. Агрессия против полабских славян. Борьба с венграми.
  15. Стратегия борьбы