<<
>>

БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ПРИ ДВОРЕ

Ha базе значительной концентрации земельной собственности централизация власти начала минскрго периода быстро развивается в крайний абсолютизм, который становился препятствием на пути поступательного развития общества.

Минский император Тайцзу (Чжу Юань-чжан) Упразднил пост канцлера и сосредоточил всю военную и политическую власть в своих руках. Впоследствии была учреждена должность секретаря Государственного совета, но лишь с совещательными Функциями. После Жэньцзуна (1424—1425) Государственный совет понемногу добивался все больших прав. При Шицзуне (1522—1566) посты секретарей Государственного совета занимали Ся Янь и Янь Сун. Их называли «настоящими канцлерами», однако °ни были всего лишь советниками, а все крупные г°сударственные дела по-прежнему решал импера- Т°Р, причем чаще не он сам, а евнухи, изурпиро- навшие его власть.

B условиях крайнего абсолютизма династия сохраняла унаследованные от Юаньской эпохи порядки, при которых отношения между государем и подданными строились по принципу отношений между господином и рабами.

Ha аудиенции у императора министры должны были докладывать стоя на коленях. Аудиенции у императора предоставлялись все реже. Император мог произвольно подвергать сановников телесным наказаниям и казнить их.

Созданные при Минах цзиньивэй (род гвардейских войск) и возглавлявшееся впоследствии евнухом дун- сичан (Управление Востоком и Западом) были предназначены главным образом для подавления недовольства народа, но одновременно использовались также для наблюдения за сановниками.

Телесные наказания сановников при дворе назывались «придворными батогами», передача в цзиньивэй и Управление Востоком и Западом на допрос называлось «арестом».

После правления Чэнцзу многие императоры чрезмерно злоупотребляли властью.

Уцзун (1506—1521) намеревался однажды совершить увеселительную поездку в Южный Китай. Когда 107-придворных попробовали убедить его не ездить, он приговорил ИХ K пяти суткам стояния на коленях перед Южными воротами дворца, а, затем к 30 цалочным ударам· Кто и после этрго,остался при.св9ем,,мнении, получил.еще по 30—50 палок. Всего бьшо наказано «придворными батогами» 146 человек, 11 из них умерли.

Шицзун, бывший до вступления на престол удельным князем, пожелал, чтобы его отцу при жизни воздавали такие же почести, как предкам императоров. Когда министры стали его отговаривать, он арестовал 134 сановника, более 180 человек получили «придворные батоги», 19 из них умерли.

Царствовавший в конце Минской династии император Сыцзун относился к министрам с крайней подозрительностью. За 17- лет пребывания у власти он сменил 50 секретарей Государственного совета. Bo время крестьянского восстания Ли Цзы-чэна и в период вторжения маньчжуров он применял к местным гражданским и военным чиновникам правило: «За каждое поражение обезглавить генерала, за потерю города казнить одного чиновника». Bo исполнение этого приказа были казнены семь наместников и одиннадцать военных губернаторов. Так, из-за подозрительности Сыц-зуна был предан смерти военачальник jOaHb Чунь-хуань, организовавший сопротивление нашествию маньчжуров.

Активное участие в борьбе за власть принимали дворцовые евнухи, которые в Минской империи впервые выдвинулись в качестве политической СИЛЫ B XV веке. Они были крупными землевладельцами, занимавшими высокое положение в государственном аппарате.

Самовластие евнухов было результатом крайнего абсолютизма. Минский император Тайцзу издал декрет, по которому «евнухи не имели права вмешиваться в политику». Однако Чэнцзу захватил власть путем государственного переворота, опираясь на евнухов. Поэтому он, естественно, не доверял старым сановникам периода Хуньу, а евнухи в его правление добились права осуществлять дипломатическое представительство, решать вопросы войны и мира, захватили в свои руки инспектирование армии, командование войсками на местах, организацию слежки за министрами и за народом, и т.

д. B конце концов, абсолютная власть императора оказалась узурпированной евнухами.

Евнухи создали свою организацию. Восемь самых могущественных из них получили прозвище «восьми тигров». Они фактически управляли страной.

Большинство императоров, правивших после Чэн- Цзу были марионетками. Евнухи по своему усмотре- ?JBo толковали законы и творили угодные им дела. ??Ногие резолюции и указы не проводились через *°сударственный совет. Члены Государственного co- вета, боясь за свое положение, предпочитали останься пассивными исполнителями и принимали ука-

Bo второй половине правления Минской династии евнухов было несколько десятков тысяч, к концу периода Мин их насчитывалось уже около ста тысяч. При дворе они захватили 24 присутственных места: 12 праказов (цзянь), 4 департамента (сы) и 8 управле- вий (цзюй). Самые обширные полномочия имел жертвенный приказ (сылицзянь), практически подменяв- пшй императора. Чиновники этого приказа от имени вмператора накладывали резолюции на доклады, по- СтУпавшие на высочайшее имя, объявляли указы а т. д.

зания свыше без возражений; да если бы они и захотели что-либо предпринять, все равно ни одно мероприятие нельзя было осуществить, не заручившись согласием евнухов.

Многие евнухи в Минскую эпоху были столь влиятельны, что пользовались всей полнотой власти. Среди них Лю Цзинь, живший в царствование Уцзуна, и Вэй Чжун-сянь — современник императора Сицзу- на. Особенно ужасным было время правления Вэй Чжун-сяня. B это время евнухи сотнями казнили и отрешали от должности министров, выступавших против деспотизма. Вэй Чжун-сянь сам пожаловал себе титул верховного князя (шангуна), евнухи приветствовали его словами «девять тысяч лет»·, а некоторые министры — даже «девять тысяч девятьсот лет» (к императору обращались с приветствием ваньсуй, что значит — «десять тысяч лет». Приветствовать Вэй Чжунчшня словами «девять тысяч лет» или «девять тысяч девятьсот лет» означало почти то же самое, что назвать императором).

Местные чиновники соперничали в сооружении посвященных ему жертвенных храмов. При диктатуре евнуха Вэй Чжун-сяня в политической жизни минского Китая утвердилась черная реакция.

Ho и в среде евнухов происходила постоянная борьба за наибольшее влияние. B 1510 г. потерпел поражение всесильный евнух Лю Цзин, который был обвинен в подготовке мятежа, арестован и казнен. При конфискации его имущества были обнаружены огромные богатства, составлявшие по данным источника «80 связок крупной яшмы, 2500 тыс. лян желтого золота, 50 млн. лян серебра, других драгоценностей без счета».

Государственная машина династии Мин с самого начала напоминала пустой дом, а во второй половине правления династии и вовсе перестала функционировать. При Шэньцзуне в императорском правительстве и в местных органах власти много мест подолгу оставалось вакантными. Высшие сановники могли по своему усмотрению оставить должность и уехать домой. B последние годы правления династии имелся лишь один секретарь Государственного совета — Фан Цун-чжэ, в шести министерствах осталось всего 4- 5 министров и их заместителей. Bo многих провинциях были не заняты посты наместников, генерал-губернаторов и т. д.

Ввиду отсутствия ответственного лица в Министерстве личного состава и аттестации и в Военном министерстве несколько тысяч человек, ожидавших назначения на гражданские и военные должности, не могли получить направления и отправиться к месту службы. Они подолгу мыкались в столице и часто, останавливая паланкин секретаря Государственного совета, обращались к нему со слезными мольбами, но и это не помогало.

Стоявшие у власти крупные землевладельцы, евнухи и чиновники боролись также за императорский трон, в котором видели олицетворение высшей привилегии.

B последние годы правления Шэньцзуна его фаворитка Чжэн Гуй-фей стремилась сделать наследником престола своего сына Чжу Чан-сюня, имевшего титул Фу-вана. Когда это ей не удалось, она подослала во дворец людей с палками, чтобы они убили прямого наследника престола Чжу Чан-ло. Ho и здесь ее ждала неудача. Вступив на трон, Чжу Чан-ло (император Гуанцзун) заболел дизентерией. Кто-то подсунул ему отравленную «красную пилюлю»·. Болезнь обострилась, и император умер. После смерти Гуанцзуна его наложница Ли Сюань-ши захотела прибрать к рукам нового императора Сицзуна, но придворные заставили ее переселиться из дворца Ганьцингун. Эти события, выделившиеся среди придворных интриг конца правления Минской династии, известны в истории под названием «избиение палками»·, «отравление красной пилюлей»· и «выселение из дворца».

Bce эти события свидетельствуют об ожесточенной борьбе в конце Минской эпохи различных дворцовых группировок за власть. Это ослабляло империю и приближало ее конец.

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Начало колониальных империй.. 1999

Еще по теме БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ПРИ ДВОРЕ:

  1. 1.3 Определение места и роли региональных и местных органов власти в государственном механизме при реализации принципа разделения властей
  2. БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ НАД ФИЛИППИНАМИ
  3. 3. Проблемы борьбы с коррупцией в органах власти
  4. БОРЬБА ГРУППИРОВОК ЗА ВЛАСТЬ
  5. БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ. ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ
  6. «Международная политика, как и всякая другая,— писал Г. Моргентау,— это борьба за власть
  7. Для какого вида государственного (политического) режима характерны следующие признаки: безраздельное господство исполнительной власти; существование парламента, выполняющего совещательные функции при главе государства; персонифицированный характер государственной власти?
  8. Ф. Лоран СОСТОЯНИЕ ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ В XI в. ХАРАКТЕР РЕФОРМЫ И БОРЬБЫ ГРИГОРИЯ VII СО СВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ (в 1860 г.)
  9. ГЛАВА 6 СУД В БОРЬБЕ ЗА СОБСТВЕННОСТЬ И ВЛАСТЬ ОЧЕРК ИСТОРИЧЕСКОГО И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  10. Королевская власть при династии Капетингов.
  11. Регино ОТНОШЕНИЕ ПАП К СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПРИ ПРЕЕМНИКАХ КАРЛА ВЕЛИКОГО
  12. 3.1 Общественная власть и социальные нормы при первобытнообщинном строе: основные признаки, этапы развития
  13. 4.2. Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие и структура государственной власти. Достоинства и недостатки государственной власти
  14. Классовая борьба и борьба внутри господствующего класса
  15. ВОПРОС: Полагаете ли вы возможной вариативность абсолютной политической власти? Если да, то мы можем сказать, что абсолютная власть Запада и абсолютная власть исламского общества - разные?
  16. 7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
  17. 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  18. Вопрос 2. Г осударственная власть как разновидность социальной власти
  19. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ