; ДЕНИ ДИДРО
Знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел>, издававшаяся с 1751 по 1772 гг. и насчитывавшая 28 томов (17 томов текста и 11 томов иллюстраций и гравюр),своим появлением обязана философу и писателю Дени Дидро.
Редакция «Энциклопедии»,на протяжении многих лет возглавляемая Дидро, с.тала чем-то вроде идейного штаба мыслителей. Дидро удалось привлечь к сотрудничеству Мон- тескье, Вольтера, Тюрго, Руссо, Даламбера и многихдругих.
Согласно концепции, разработанной Дидро,«Энцикло- педик» должно было отличать от другий подобных изданий подчеркнутое внимание кремесламитехййке.Множест- во статей было заказано неизвестным широкой публике ав- торам, которые являлисьпрофессионалами в различных OT- расляхпроизводства.Однако и сам Дидро время от времени по^ружіілся.ввопросыДехнологйи.
Издание Дидро'было не только справочным и научным изданием, оно вступало в полемикусабсолютистскимстроем. Именно поэтому в 1752 и 1759 годах издание «Энциклопедии> запрещалось. ИздательЛабретон ТайнО от Дидро нередкоискажалисмягчалстатьи.
Пользуясь современной терминологией, Дидро нужно было бы назвать «демократическим монархистом». Он равно уважал как частную собственность, так и народ. Авторы «Истории Франции> приводят как крайне характерный отрывок из статьи самого Дидро под названием «Кредит>: «Наиболее надежным гарантом, который могут люди иметь в своих взаимныхобязательствах, является — после религии — выгода».
Талант Дени Дидро был довольно многообразен, что позволяло ему выступать в качестве художественного Критика. Он участвовал в издании рукописной «Литературной корреспонденции» Мельхиора Гримма, рассылаемой избранным
коронованным подписчикам различных европейских дворов. B изданииГриммаДидропропагандировалнѳвое,как онназывал, искусствотретЬегосослѳвия.
Дидровыступалпротивгалантного, откровенноэроти- ческого искусства аристократических салонов и против пом- пезно-парадныхкартин, украшающих дворцы.
Он говорил: «Мне по душе этот жанр — нравоучительная живопись. И так уже кисть долГие годы была посвящена восхвалению разврата и порока».
Нельзя сказать, что призыв Дидро был услышан все- ми.Такой живописный жанр, как «нравоучительная живопись», так и не возник, однако йдея морально здорового отражения жизни ужедавновнталаввоздухе.
Дени Дидро также был автором глубоких.изложенных с необычайной энергией и блеском философских сочинений: — «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Мысли об объяснениилрироды», «Разговор Даламбера и Дидро», «Философскиепрщщипыматерииидвижения».
Дидро, так же как и Вольтер, в какой-то мере являлся учеником Джона Локка, что, однако, не мешает ему корректировать учение великого англичанина. «Мы рассматриваем материю.. . как всеобщую причину наших ощуще- ний», — говоритДидро,
He все так называемые «энциклопедисты» являлись непосредственными сотрудниками этого издания. Одними из самых ярких представителей этого кружка были Гольбах (1723— 1789) и Гельвеций (1715 1771), выдающиеся фи
лософы. За Гольбахом издавна закрепилась слава воинст- вующегоатеиста.
Здесь Гольбах пошел куда дальше Вольтера. Он выступал не только против фанатизма и нетерпимости католической церкви. Мишенью его далеко не всегда корректных нападок была религия вообще, Гольбах отрицал существование бога. Что касается политическихвзглядов, то здесь Гольбах и Гельвеций отличались умеренностью.
Гольбах писал, что социальнѳе «неравенство является опорой общества. Благодаря различию людей и их неравенству слабый вынужден прибегать к защите сильного, оно же заставляет последнего прибегать к знаниям, мастерству более слабого, если их считает полезным для самого себя».
Не зря имена Гольбаха и Гельвеция стоят рядом. Гельвеций был очень близок Гольбаху и как философ, и как co- циальныймыслитель.
Однако в своем обосновании этики как высшего социального закона, он вносит новое понятие, доводя учение ути- литаристовдо завершения, утверждая, что «единственным критерием поступков человека является интерес», он приходил к выводу о том, что «польза есть принцип всех человеческих добродетелей и основание всех законодательств».
Критерием новой этики и нового (правда, еще не осуществленного) законодательства Гельвеций объявляет бур- жуазныйпринцип«пользы».
Крупнейшие экономисты и физиократы также были тесно связаны с «Энциклопедией». Самыми известными из них являлись Франсуа Кенэ (1694 — 1774) и Тюрго. Само время подтвердило истинность многих суждений Кенэ и Тюрго. Физиократы выдвигалийдеал общества, основанного на частной собственности и наемном труде. Они проповедовали переход на капиталистический способ ведения сельского хозяйства.
Кенэй Тюрго выступали сторонниками свободы предпринимательской инициативыи требовали от правительства невмешательства в экономическую жизнь. Их лозунгом было: «Предоставьтесвободудействовать».
«Класс собственников естьединственный, который не вынужден добывать средства к суіцествованию, вследствие этого он может быть использован для таких главных потребностей общества, как война и руководство правосудием носредствомличной службы или уплаты части своих до- ходов, с помощью которых государство или обществона- нимает людей для выполнения этой функции», — так писал Тюрго в своем труде «Размышления об образовании и распределении богатств».
Еще по теме ; ДЕНИ ДИДРО:
- ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Вопросы для размышления к главе 13
- • Инновации. Энциклопедия
- «УТОПИЧЕСКИЕ КОММУНИСТЫ»
- 4. Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более заставить их быть счастливыми?
- ЖАН-ЖАК РУССО
- Концепции французских просветителей
- История философии
- НЕУДАВШИЙСЯ ПЕРЕВОРОТ 31 ОКТЯБРЯ 1870 г.
- Победа Генриха Наваррского
- ЦЫГАНЕ (ROMANY)
- ГОТИКА
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- РОБЕРТ II
- ФИЛИПП III СМЕЛЫЙ
- Семинарское занятие 1 Европейская философия и её история