<<
>>

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ

Являясь страной с большим населением и огромной территорией, Россия занимала видное место в международных отношениях XVII в. Русское правительство обменивалось посольствами с крупнейшими странами Европы и Азии.

Оживленными были сношения как с соседними Швецией, Речью Посполи- той, так и отдаленными Францией, Испанией, а также с австрийским императором, «цесарем», как его называли официальные русские документы. Большое значение ймели также связи с Италией, прежде всего с римской курией и Венецией. Ведение тех или иных политических переговоров требовало поддержания постоянной связи с Турцией, Ираном, среднеазиатскими ханствами и Китаем. Отношения с Китаем, Ираном и ханствами Средней Азии, по причине отсутствия политических и экономических трений были, как правило, мирными.

Посольский приказ представлял собой весьма важное учреждение, во главе которого стояли в большинстве случаев не бояре, а думные дьяки, т. e. люди незнатного происхождения, но хорошо осведомленные в международных делах.

Высокое значение думного дьяка Посольского приказа, ведавшего сношениями с той или иной страной, подчеркивалось тем, что иностранцы называли его «канцлером».

Наличие торговых и других интересов за границей привело к появлению русских ПОСОЛЬСТВ B XVII в. почти во всех крупных столицах Западной Европы. Русские купцы вели оживленную торговлю с Швецией, Речью Посполитой и немецкими городами. Копенганен, Стокгольм, Рига и другие европейские города были обычными городами для посещения русских торговых людей.

B свою очередь торговые дела привлекли в Москву большое количество иностранцев. Многие из них хорошо устраивались и поэтому принимали русское подданство. Первоначально они жили рассеянно,

Прием иностранных послов царем Алексеем Михайловичем.

Рисунок Э. Пальмквиста 1674 г.

а с середины XVII в. в Москве за пределами Земляного города, «на Кокуе», возникла особая Немецкая слобода в 200 дворов. Несмотря на название Немецкой, выходцев из Германии в ней жило немного, так как немцами в России тогда обычно называли не только немцев, но и шотландцев, англичан, голландцев и т. д.

Иностранцы по преимуществу были зажиточным людом. Это давало им возможность строить в Немецкой слободе дома по западноевропейскому образцу. Там же они имели протестантскую церковь (кирку). Представление о жителях Немецкой слободы как о людях более высокой культуры по сравнению с русским населением отнюдь не преувеличено. Это опять-таки объясняется зажиточностью выходцев из-за рубежа, среди которых было немало людей чрезвычайно предприимчивых, деятельных, отчасти авантюрных. B однородной русской среде они пользовались отличием своей родной культуры и пытались прививать обычаи своих стран и народов русским.

«Немецкие>> обычаи оказывали влияние на верхушку русского общества, приживались в имущественных сословиях. Некоторые русские вельможи устраивали свое домашнее убранство по заморскому образцу, носили европейскую одежду. Среди их числа был князь В. В. Голицын.

Что касается укрепления культурных связей России с Западной Европой, то следует указать на появление в России в XVII в. ряда переводных сочинений по разным отраслям знания. При дворе составлялись «куранты», нечто вроде газеты с известиями об иностранных собьггиях.

Традиционные связи России с народами Балканского полуострова продолжали расширяться. Болгарское, сербское и греческое духовенство всегда видело в России своего защитника. Религиозные посланники из этих православных стран получали «милостыню» в виде денежных подарков, часть пришельцев навсегда оставалась в русских монастырях и городах. Греки-филологи занимались переводами книг с греческого и латинского языков, служили редакторами («справщиками») на Печатном дворе. Иностранцы с Балкан и из Греции нередко были учителями в богатых семьях, как и украинские монахи.

Влияние воспитанников Киевской духовной академии особенно усилилось к концу XVII в., когда многие из них заняли высшие должности в церковной иерархии.

Значительным было взаимовлияние русской культуры с болгарской и сербской культурами. Находившиеся под турецким игом Сербия и Болгария не могли организовать у себя книгопечатание, поэтому приезжие болгары и сербы увозили с собой на родину большое количество книг, напечатанных в Москве и Киеве. Открьггие первой типографии в Яссах (Молдавии) в 1640 г. произошло с помощью Петра Могилы, киевского митрополита. Поддержка юго-западных славян русским и украинским народами имела громадное значение для борьбы православного населения Балканского полуострова против турецкого гнета.

B XVII столетии растут связи России с народами Закавказья. Грузины и армяне проживали в Москве в своих земляческих колониях. Эти колонии оставили о себе память в названиях улиц (Малые и Большие Грузины, Армянский переулок). Кахетинский царь Теймураз самолично приезжал в Москву и просил о поддержке против иранского шаха (1658 г.)

Ha окраинах- России существовали многочисленные поселения разных национальностей, которые по тем или иным причинам не проживали в своих этнических государствах. Так, многочисленная армянская колония находилась в Астрахани, являвшейся центром русской торговли с восточными странами. B 1667 г. царское правительство подписало с армянской торговой компанией договор на поставку иранского шелка. Глава армянской церкви, католикос, обращался к царю Алексею с просьбой о защите армян отшасилий иранских властей. Народы Грузии и Армении все теснее связывались с Россией в борьбе за независимость от недружественных соседей — мусульманских Ирана и Турции.

По западному побережью Каспийского моря проходил оживленный торговый путь, связывавший Россию с народами Азербайджана и Дагестана. B Шемахе располагалась русская купеческая колония.

B записках купца Ф. А. Котова, по жанру представляющих собой «хождения» содержатся подробные и интересные сведения о восточных областях Кавказа, в особенности о городах Азербайджана.

Непрерывно расширялись связи и с далекой Индией. B Астрахани возникли целые поселения индийских купцов, торговавших с Россией. Ha протяжении XVH в. царское правительство несколько раз направляло свои посольства в Индию.

<< | >>
Источник: A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек. Всемирная история: Эпоха английской революции.. 2001

Еще по теме ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ:

  1. Тема 6. РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И СТРАНЫ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА Л.Е. Козлов[102] 1. Интенсификация политики России на Корейском полуострове в начале XXI века 2. Экономические связи Дальнего Востока с Южной Кореей 3. Экономические связи Дальнего Востока с Северной Кореей 4. Социальные связи Дальнего Востока с Южной и Северной Кореей
  2. КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
  3. 9.5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА
  4. Тема 8. Правовое обеспечение духовно-нравственной и культурной безопасности России
  5. Недооценка собственного культурного опыта до сих пор отзывается катастрофическими последствиями для России.
  6. 36.3. Административно-правовое регулирование внешних связей в областях внешнеэкономического, научно-технического и социально-культурного сотрудничества России с иностранными государствами
  7. Экономические связи с Россией
  8. Экономические связи с Россией.
  9. Экономические связи Японии с Российской Федерацией.
  10. 3. Экономические связи Дальнего Востока с Северной Кореей.
  11. Экономические связи Дальнего Востока с Северной Кореей
  12. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Ф едерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей (ст. 243 УК РФ)
  13. 2. Экономические связи Дальнего Востока с Южной Кореей.
  14. Экономические связи Дальнего Востока с Южной Кореей
  15. ЛЕКЦИЯ. СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ
  16. Экономический потенциал России
  17. Экономический потенциал России.
  18. 2.4. Экономическая мысль России