<<
>>

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ B КИТАЕ B I - II BB.

Восстановление внутренней стабильности при правлении Младшей династии Хань были отмечены вернувшимся внешнеполитическим могуществом империи и некоторым подъемом хозяйства страны.

Были восстановлены важнейшие ирригационные сооружения на Хуанхэ. Оживились ремесленное производство и торговля. Однако, поскольку

основные социально-экономические противоречия не были разрешены, Ханьская империя после кратковременного подъема вступила в полосу затяжного внутреннего кризиса. Назрели глубокие изменения во всем общественном строе древнего КитаЯ.

После сдвигов в развитии производительных сил, которые произошли в период Чжаньго (Ѵ — ІІІ вв.) и явились основой дальнейшего развития рабовладения, на протяжении последующих веков не наблюдалось заметного прогресса в развитии орудий производства и техники земледелия и ремесла. Te усовершенствования, которые появились в Китае с I в. до н. э., не получили сколько-нибудь значительного распространения. Судя по археологическим материалам и данным письменных источников, в широком употреблении находились весьма примитивные орудия труда.

Для помола зерна, например, широко использовались ручные мельницы типа зернотерок. Ни плуг, ни пахота на волах, даже в Северном Китае, не имели действительно широкого и повсеместного распространения. Об общем уровне развития производительных сил в этот период может свидетельствовать и тот факт, что до начала нашей эры наряду с железным оружием все еще продолжало находиться в употреблении оружие из бронзы. Так, например, при У-ди, как сообщают источники, существовали крупные государственные оружейные мастерские, где изготовлялось оружие из бронзы. O довольно широком использовании при Старшей династии Хань бронзового оружия свидетельствуют и археологические находкй.

C I-II вв. в Китае вновь намейаются существенные сдвиги в развитии производительных сил.

Получают более широкое распространение плужное земледелие и пахота на волах, особенно на юго-востоке — в бассейне реки Янцзыцзян. Если в источниках I в. до н. э. мы находим лишь краткое упоминание о введении в употребление грядковой культуры и системы переменных полей, TO с середины I в. н. э. появляются свидетельства об их распространении и развитии. Ряд усовершенствований был сделан в области производства железа. B частности, в это время был изобретен способ приведения в действие воздуходувных кузнечных мехов при помощи водяного колеса с вертикальным валом. Вслед за тем сила воды стала использоваться для размалывания зерна — появилась примитивная водяная мельница. B конце Младшей династии Хань была изобретена водоподъемная машина.— насос, поднимающий воду на поверхность земли, что сыграло большую роль в деле орошения полей. B III в. н. э. был усовершенствован ткацкий станок.

Хотя отмеченные выше усовершенствованные орудия производства начали входить в употребление в этот период, заметное распространение они получили лишь начиная с III-IV вв. н. э. Однако сам факт их появления и постепенного внедрения в ремесло и земледение свидетельствовал о глубоких изменениях в экономике и общественных отношениях и имел далеко идущие последствия.

B империи Младших Хань рабский труд продолжал еще находить довольно широкое применение, однако рабство в целом уже изживало себя.

Спрос на рабов был еще достаточно велик. Источники, относящиеся к I-II вв. н. э. приводят данные о рабовладельцах, имевших по тысяче и даже более рабов, и о существовании в это время крупных рабовладельческих хозяйств. B «Истории Младшей династци Хань» в биографии Фань Чжуна описывается рабовладельческое хозяйство одной из аристократических семей. Эта семья приобрёла более трехсот цин (1 383,9 га) необработанной земли, на которой она произвела ирригационные работы. Обширное земледельческое хозяйство было основным источником обогащения семьи Фань Чжуна, но помимо этого она владела рыбными промыслами, пастбищами и плантациями, где выращивались камфорные и лаковые деревья.

Имея большое количество рабов, эта семья использовала их всех в своем хозяйстве, в результате ее богатства, по свидетельству «Истории Младшей династии Хань», ежегодно удваивались.

Однако усовершенствование орудий производства и прогресс в технике земледелия и ремесла делали все менее выгодным использование труда рабов в основных отраслях хозяйства. Показательно, что еще в трактате 81 г. до н. э. «Янь те лунь» появляются жалобы на непроизводительность рабского труда; в нем отмечается, что рабы в государственных мастерских изготовляют крайне плохие земледельческие орудия, так как «находятся в угнетенном состоянии и применяют свою силу далеко не полностью».

Развитие в.древнем Китае культуры полеводства, основанной в это время, как правило, на искусственном орошении, требовало очень напряженного и тщательного труда. Это само по себе должно было в известной мере ограничивать возможность применения труда рабов в этой отрасли сельского хозяйства. Чем выше поднималась техника земле-

делия, тем очевидней становились преимущества свободно- ♦ го труда перед рабским.

Наряду с рабовладельческими хозяйствами типа хозяйства Фань Чжуна в это время получили развитие сложные хозяйства крупнейших собственников земли, где BO все более возрастающих размерах использовался труд арендаторов и зависимых земледельцев.

Процесс концентрации частной земельной собственности, вызвавший серьезную тревогу у современников еще в конце I в. до н. э., теперь принял огромные размеры. Количество земли у отдельных землевладельцев исчислялись многими сотнями цин. По сведению источников, их земли тянулись «от области до области». Хотя они не имели чиновничьих должностей, их влияние и власть были сильнее, чем у многих крупных чиновников.

Эти крупнейшие хозяйства земельных магнатов, появившиеся еще в конце Старшей династии Хань, при Младшей династии Хань получили исключительно большое распространение. Их называли «Сильными домами». «Сильные дома» владели тысячами рабов. Многие из них имели основанные на рабскрм труде ремесленные мастерские.

Они вели обширную торговлю и в том числе работорговлю, занимались ростовщичеством. «Их плодородные поля, — сообщается в «Истории Младшей династии Хань», — занимают всю землю, рабов и рабынь (ну-бэй) у них считают тысячами толп... Их лодки, телеги и торгаши разъезжают по всей стране... Гор и долин не хватает для табунов их коней, для стад коров, баранов и свиней». Вести земледельческое хозяйство на огромных землях этих магнатов силами рабов не было возможности хотя бы уже потому,' что в столь обширных имениях трудно было осуществить необходимый надзор за трудом рабов, без которого он не был мало- мальски производительным.

Хозяйства «сидьных домов» представляли собой хозяйства нового типа. Рабский труд хотя и продолжал находить в них применение, однако он использовался преимущественно в ремесле, в то время как в области сельского хозяйства основную массу производителей этих поместий составляли различные категории зависимых земледельцев.

B это время все более вызревают различные формы зависимости земледельцев-общинников. B конце I в. до н. э. получила широкое распространение кабальная аренда. Источники сообщают, например, что чиновник Нин Чэн, получил отставку, возвратился в Наньян, где сдавал в арен-

ду более 1000 цин земли, заставляя работать на своих полях тысячи семей бедняков — по-видимому, своих должников. K 9 г. н. э. относится указ Ван Мана, сообщающий, что сильные и богатые люди захватывают поля бедняков, вынужденных обрабатывать земли богачей за половину урожая. Уплата половины продукта была самым легким условием. Имеются свидетельства об уплате шести, семи и вось ми десятых долей урожая.

Вместе с тем в I — II вв. получили развитие и новые формы зависимости. Крупные собственники стали в значительных размерах использовать в своих хозяйствах труд так называемых кэ, или бинь-кэ, бу-цюй и других работников. Кэ, или бинь-кэ, буквально значило «гость», «приживальщик». У крупных собственников жили сотни кэ. Среди них были и образованные люди, к советам которых хозяева прислушивались, и многочисленная челядь, прислуживавшая в доме, развлекавшая хозяев и выполнявшая различные поручения.

Сведения об этих «гостях» имеются в источниках начиная с III в. до н. э. Bo II-I вв. в ряде случаев в источниках встречаются выражения ну-кэ, тун- кэ, где кэ приравниваются к рабам. Однако со II в. н. э. в понятия кэ и бинь-кэ уже явно вкладывается новое содержание. Кэ и бинь-кэ теперь означают зависимых земледельцев, посаженных на землю. Подобным же образом крупные землевладельцы начинают сажать на землю и буцюй — личную стражу, среди которой были и рабы. Эти категории производителей не являлись свободными, но в то же время их положение отличалось от положения рабов. Известно, что кэ и бу-цюй можно было передавать по наследству и дарить, однако в отличие от рабов их нельзя было продавать. Вместе с тем в источниках даже более позднего времени встречаются сведения об указах, освобождающих кэ и рабов, как если бы они находились в одинаковом положении.

Позднее на положение зависимых земледельцев — кэ, и-ши-кэ (кэ, получающие одежду и еду) и дянь-кэ (кэ, возделывающие или арендующие землю) — стали переходить стоящие под угрозой полного разорения мелкие и средние свободные производители.

По мере развития новых форм эксплуатации постепенно изменялось и положение рабов. Bo II в. предпринимаются некоторые меры, смягчающие условия жизни раба. K ним в первую очередь надо отнести законодательные акты Гуан У-ди, запрещающие убийство и клеймение частных рабов.

Сцена на рынке.

Рельеф на кирничах из ханьских могильных склепов в районе города Чэиду (провинция Сычуань). Около I в. н. э.

Историки — сторонники существования в этот период рабовладельческого строя — полагают, что эти акты Гуан У-ди, наряду с такими явлениями, как распространение испольщины и кабальной аренды, появлением жалоб на лень рабов и симптомов дальнейшей натурализации хозяйства, являлись одним из признаков разложения рабовладельческих отношений и назревающего кризиса рабовладельческого строя. Подобно законам о рабах римских императоров Адриана и Антонина Пия во II в.

н. э., имевших место в период начинающегося разложения римского рабовладельческого общества, как утверждают они.

Есть ряд исследователей, которые считают,, что во времена правления обеих династий Хань в Китае существовало феодальное общество, а рабовладение, после актов Гуан У-ди даже как уклад перестало играть сколько-нибудь существенную роль. \

Обобщая события, лроисшедшие в рассматриваемый период, следует сказать, что китайцы продолжили подчинение и отчасти истребление окружающих их племен, за исключением тех, кто освоил кочевое скотоводство и отступил в степь. Таковыми оказались предки монголов дун- xy, тэркоязычные хуанны и «западные цяны», предки тибетцев.

ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА КИТАЯ B ПЕРИОД ДИНАСТИЙ XAHb

Единая Ханьская империя способствовала расцвету культуры древнего Китая. Об этом свидетельствуют значи- тельныеуспехи в области естественных и точных наук и философии. Дальнейшее развитие получили письменность, литература и изобразительные искусства.

<< | >>
Источник: A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек. Всемирная история: Становление государств Азии. 2005

Еще по теме ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ B КИТАЕ B I - II BB.:

  1. Экономический подъем.
  2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ B АНГЛИИ. ДВИЖЕНИЕ ЧАРТИСТОВ
  3. § 25. Революция в Китае
  4. Рим в Китае
  5. Изобрели ли в Китае самолет?
  6. ДОКТРИНА ХЭЯ (ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ B КИТАЕ)
  7. Глава 6. Государство и право в средневековом Китае
  8. РЕВОЛЮЦИОННАЯ БАЗА B ЮЖНОМ КИТАЕ
  9. АНТИЯПОНСКИЙ ФРОНТ B СЕВЕРНОМ КИТАЕ.
  10. Общество и управление в Древнем Китае.
  11. БОРЬБА ПРОТИВ ГОМИНЬДАНОВСКОГО РЕЖИМА И ЯПОНСКОЙ АГРЕССИИ B КИТАЕ
  12. § 2.14. Опыт правового обеспечения и реализации государственно-частного партнерства в Китае
  13. 5. Как складывается обстановка в послевоенном Китае?
  14. Глава 13. Государство и право в средневековом Китае
  15. Становление и развитие феодальных отношений в Китае в III-VI вв.
  16. Конфуцианство в Китае и XX век