<<
>>

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛЬСКИХ ЗЕМЕЛЬ

Основную массу населения в Польше составляли кметы — лично свободные общинники. Во второй половине X и в XI в. положение изменилось: число лично свободных крестьян быстро сокращалось, они превращались в «приписных».

«Приписное» крестьянство выполняло многочисленные повинности в пользу феодалов и князя, работало на барщине, платило натуральные оброки. Особые подати вносились на содержание княжеского, а затем королевского двора. Выходя замуж, крестьянка платила королю налог, который назывался «де- вичь“е», или «вдовье». Кроме того, крестьяне отбывали подворную повинность и были обязаны строить укрепления, мосты и дороги. За пользование рынками и переправами также взимались различные поборы. C введением в X в. христианства крестьяне стали уплачивать десятину, а позднее и так называемый грош св. Петра в пользу католической церкви.

B середине X в. в Польше уже было известно трехполье. Наиболее распространенными сельскохозяйственными культурами являлись просо, пшеница, овес, ячмень, рожь, лен и конопля.

Значительного развития достигли садоводство и ' огородничество. Наряду с земледелием большое значение имело животноводство. Основная масса земледельцев жила в селищах — неукрепленных поселениях.

O том, что трехполье применялось в середине X B., свидетельствуют слова арабского путешественника Ибрахима ибн Якуба, посетившего в тот период страны Восточной Европы: славяне «сеют два раза в год — поздним летом и весной и собирают два урожая».

Учитывая успехи земледелия, не удивляют высказывания того же Ибрахима ибн Якуба об изобилии в славянских странах сельскохозяйственных продуктов. «Населяют они (славяне) области, наиболее подходящие для жизни (или самые урожайные) и наиболее богатые продуктами питания,— пишет он об известных ему славянских странах.— Славяне с особым усердием занимаются земледелием и поисками средств к жизни, в чем они намного превосходят все северные народы».

Показания этого арабского путешественника имеют тем большее значение, что они отражают мнение о славянском быте человека, повидавшего на своем веку много стран и народов, имевшего достаточно большой опыт, чтобы уметь правильно сравнивать. Будучи купцом и путешественником, он привык внимательно присматриваться к окружавшим его явлениям жизни.

Археологические данные полностью подтверждают это литературное свидетельство.

Польским славянам были известны культуры бобов, гороха, чечевицы, мака, репы. Последней принадлежала особенно важная роль в хозяйстве, близкая к той, которую играет в наше время картофель. B огороде польского земледельца рядом с этими старыми культурами выращивались морковь, чеснок, огурцы. B садах росли почти все современные виды плодовых деревьев и кустарников. Любопытно, что Ибрахиму ибн Якубу прежде всего бросились в глаза яблони и груши: «В их (славян) садах,— пишет он,— больше всего яблок, груш и персиковых деревьев». Co второй половины X в. в Польше стал известен и виноград, появление которого совпадает с принятием христианства. Виноград культивировался, очевидно, для целей религиозного культа — изготовления вина для церкви.

Наличие в хозяйстве тяглового скота было одним из важнейших условий сохранения им экономической самостоятельности. C потерей скота состоятельный хозяин мог легко превратиться в полного бедняка, попасть в самую тяжелую кабалу к землевладельцу. Правда, арабский источник утверждает, что славяне «едят коровье мясо». Гораздо" чаще, по-видимому, в пищу шло мясо домашней птицы, а также коз, овец и особенно свиней. Разведение свиней было выгодно, так как содержание их не было связано с большими расходами и заботами. Из птиц разводили больше всего кур, главным образом из-за яиц, гусей. Возможно, что известна была и домашняя утка.

Лошади едва ли использовались в крестьянском, хозяйстве. Как правило, лошадей разводили для военных целей в имениях князей и крупных землевла- дельцевч^еодалов, а начиная с конца X—XI вв. в довольно значительных размерах.

Косвенным доказательством большой роли скота в хозяйстве тогдашнего земледельца могут быть крестьянские повинности XIII—XIV вв., зарождение которых относится, по всей вероятности, к гораздо более древним временам. Многие из них вносились натурой — коровами, волами, овцами, свиньями. Такими повинностями были подворовое, нарез, ополье, стан. Очевидно, что при большой слабости животноводческой базы крестьянского хозяйства такие поборы не могли бы иметь места. Широкие масштабы свиноводства объясняются отчасти и тем, что свиньи были важной частью поборов, взимавшихся феодалами и князем с крестьянского хозяйства.

Мед заменял всем славянам сахар. Из него они давно уже научились готовить опьяняющий напиток (носивший то же название), которым угощались еще в стане кровавого вождя гуннов Аттилы. Об этом напитке упоминает и Ибрахим ибн Якуб. Первоначально вместо ульев делались искусственные дупла в деревьях в лесу. Впоследствии стали изготавливать специальные ульи, которые помещались на пасека^.

Охота, рыболовство и собирательство (сбор грибов, ягод, кореньев) в хозяйстве польских славян

Главная роль в развитии культуры Древнепольского государства принадлежала церкви. Первые произведения письменности — богослужебные книги на латинском языке попали в Польшу из Чехии. B школах при монастырях и епископских кафедрах преподавались богословие, латинский язык и «свободные искусства».

B конце X — начале XI в. в Польше начали вести погодные записи событий — рочники.

Высокого уровня в Польше достигло зодчество. При Болеславе Храбром были построены деревянные кафедральные костелы в Кракове и Гнезно, каменный костел в Познани. Внутренняя отделка костелов отличалась роскошью. Одним из главных памятников той эпохи является Вавель — резиденция польских королей.

Первые памятники монументальной каменной архитектуры в Польше возникли на рубеже IX и X вв. Ротонда Девы Марии на Вавельском холме в Кракове (вторая половина X в.) сходна с круглым храмом св. Вита в Праге.

Тип ротонды (круглой постройки) удержался в польской архитектуре и в более позднюю эпоху, вплоть до XIII и XIV вв.

Ha начальном этапе польского зодчества ротонда включалась в комплекс дворцовых построек (Острув- Ледницки, Геч, Пшемысль). Завоевывают признание и базиликальные здания. B Познани был построен трехнефный собор с развитой западной частью; базиликой был и первый собор в Гнезно, от которого' дошли остатки мозаичного керамического пола (ок. 100 г.) Наиболее интенсивно церковное строительство развернулось во второй половине XI в. K этому времени относятся ранние костелы в Плоцке и Вроцлаве. B 1040—1058 гг. был завершен двухбашенный фасад собора в Познани, в 1064 г. освящен перестроенный храм в Гнезно, 1086—1096 гг. датируется строительство церкви св. Анджея в Кракове.

Краков стал столицей державы Пястов в 1034 г. Это событие ознаменовалось строительством первого собора св. Гереона на Вавеле, который оказался нестойким и около 1118г. заменен новым зданием. Оно имело два хора и четыре башни. От второго храма

сохранилась западная крипта (часовня, служившая" для погребения) св. Леонарда — трехнефное сооружение, перекрытое внушительными крестовыми сводами. Планировка и структура романских построек в Польше говорят о широте культурных связей, которые определялись контактами с Великой Моравией, саксонским зодчеством, рейнской архитектурой. Наряду со значительными по размерам храмами существовали небольшие однонефные и двустолпные костелы, монастырские и приходские, с башней — круглой, квадратной или восьмигранной — на западной стороне и одной апсидой на восточной (Жарнув).

Bo многих польских храмах декор скуп и сосредоточен главным образом на порталах, столбах и капителях.

Монашеские ордена играли большую роль в развитии польской культуры. Поэт и историк польской литературы Людвиг Кондратович (Владислав Сырокомля) писал: «Как бы то ни было, но в те времена епископские кафедры и монастыри были единственным средоточением наук в Польше. Из всех орденов монашеских, братство святого Бенедикта оказало наибольшие услуги нашему отечеству.

Законодатель этого ордена внушал своим братьям, что не один только пост и молитва открывают человеку путь к небесам, но то и труды рук составляют не менее приятную для Бога жертву, и поэтому заповел своим последователям труд наравне с другими духовными упражнениями. Труды их, подтьемлемые по одной чистой любви к Богу, оказали много незабвенных услуг той стране, в которой они поселялись. Между ними являлись ревностные апостолы веры, презиравшие тысячи трудов и опасностей, чтобы возвратить Христу хотя одну заблудшую овцу. Среди пустынь строили они свои монастыри, осушали болота, рубили леса и превращали дикие местности в цветущие усадьбы, притесняемый находил у них убежище, больной помощь, странник гостеприимство, бедняк дневное пропитание, они переписывали книги священные и древние произведения классической римской литературы. Эта последняя услуга особенно неоценима, потому что в то время, когда язык латинский стал упадать и искажаться — они сохранили псалмы, литургию древних классиков, списыванием которых занимался их ordo

scriptorius (мастерские для переписывания книг). Без них погибли оы и язык, и литература римская, бывшая в то время хранилищем тех фантазий, которым впоследствии суждено было развиться и обогатить человеческую мысль.

После того неудивительно, что все хоть сколько- нибудь образованные князья и государи Европы давали у сеоя убежище этому ордену. Римляне первые призвали их к себе и поручили им воспитание своих детей, потому что каждый монастырь их был вместе с тем и школой. Добрый обычай этот наступил со времен Карла Великого». B монастырских школах, принадлежащих ордену бенедиктинцев, были воспитаны многие выдающиеся политические и культурные деятели Польши.

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Раннее средневековье. 1998. 1998

Еще по теме ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛЬСКИХ ЗЕМЕЛЬ:

  1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬ БЫВШЕЙ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
  2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ЗЕМЕЛЬ B VI-IX BB.
  3. Особенности перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию
  4. Развитие польского права.
  5. План польского командования и стратегическое развертывание польских вооруженных сил
  6. § 3. Экономические меры государственного регулирования охраны земель
  7. Понятие и структура экономического механизма в сфере использования и охраны земель.
  8. 1. Возникновение и развитие экономической теории. Характеристика основных течений экономической мысли
  9. Особенности перевода земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель
  10. ЛЕКЦИЯ. СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ
  11. 25.Беларусь во время Первой мироввой войны. Социально-экономическое положение белорусских земель.