>>

1. Эволюция понятия «цивилизация»

Само слово «цивилизация» (фр.) появилось в языке недавно. Кто первым употребил это понятие — не установлено, но Л.Февр утверждает, что это слово обнаружено в печати в 1766 г.[1].

До появления имени существительного употреблялся глагол «цивилизовать» и причастие «цивилизованный». В конце XVI в. слово «цивилизация» стало известно Монтеню, автору «Опытов», а противопоставление понятий «дикий» и «цивилизованный» полвека спустя появилось в «Рассуждении о методе» Декарта.

В энциклопедиях понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления. Так, П.Гольбах отмечал: «Полная цивилизация народов и вождей, которые ими руководят, благодетельные изменения в правлении, искоренение недостатков — все это может быть только результатом работы веков, постоянных усилий человеческого ума, многократного общественного опыта». То есть цивилизация первоначально воспринималась как процесс. «Нация цивилизуется под воздействием опыта», — таково заключение П.Гольбаха [2].

Экономисты (Адам Смит) связали понятия «цивилизация» и «богатство». В конце XVIII в. критических рассмотрений самого понятия «цивилизация» не возникало. Цивилизация у многих исследователей оказывалась неким идеалом, и в нее вкладывались многозначные понятия. Так, цивилизация отождествляется с хорошими манерами и самоконтролем — цивилизованное поведение, цивилизованный человек. Впервые в этом значении термин появился в трудах Вольтера. Во множественном числе слово «цивилизация» появилось после XVIII в. с созданием различных теорий цивилизации. Так, в 1827 г. вышли «Принципы философии» Дж.-Б.Вико и «Мысли о философии человечества» И.Гсрдера. Вслед за ними Франсуа Гизо высказывает убеждение, что у человечества общая судьба, а историю человечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Значит, цивилизации нужно изучать, анализировать. По Гизо, цивилизация состоит из двух составляющих: во-первых, из уровня интеллектуального развития; во-вторых, из уровня социального развития.

Появление в 1877 г. книги Л. Моргана «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» означало, что значение слова стало применяться для характеристики стадий развития человечества.

Интересно развитие связи понятий «цивилизация» и «культура», которые выступали как синонимы; слова «цивилизация» и «культура» употреблялись в тождественном смысле. В XX в. антропологическое понятие культуры как результата приобретенных навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизации.

| >>
Источник: Л.А. Моисеева. История цивилизаций. КУРС ЛЕКЦИЙ. Ростов-на-Дону 2000. 2000

Еще по теме 1. Эволюция понятия «цивилизация»:

  1. Тема 3. Древневосточная цивилизация (начало эволюции государства и права) (4 ч)
  2. § 38. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Противоречия и проблемы техногенной цивилизации, информационного общества
  3. 3.1. Понятие о каналах эволюции и об ортогенезе
  4. 3. Понятие собственности, эволюция её форм и экономических систем
  5. Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы.
  6. Проблема роста цивилизаций Задержанные цивилизации
  7. Юлий Цезарь ПЕРВЫЕ ПОНЯТИЯ ДРЕВНИХ ОБ ЭТНОГРАФИИ И ЦИВИЛИЗАЦИИ ГАЛЛОВ (50 г. до Р. Х.)
  8. Раздел 3 Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв) Глава 1 Революции и реформы в становлении западной цивилизации
  9. 2-2. Понятие жизни. Эволюция — основное содержание жизни.
  10. § 31. Техника как объект философской рефлексии. Эволюция понятия техники. Человек и техносфера
  11. Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация)
  12. Типология цивилизаций
  13. Новации в биологической эволюции
  14. 3.5.3. ВИДЫ СТАНОВЛЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ
  15. § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
  16. Виды становления: эволюция и революция
  17. 2.4. Объемная модель эволюции
  18. Культура и цивилизация