<<
>>

Евроистория

Движение за европейское единство, начавшееся в Западной Европе после 1945 г., вдохновлялось идеализмом, у которого было важное историческое измерение: он стремился покончить с сумбуром ультранационалистических установок, разжигавших конфликты прошлого.

Всякому сообществу необходима общая самоидентификация в настоящем и сознание общего прошлого. Так что пересмотр истории был естественным требованием. На первой стадии надо было покончить с неверным изложением и толкованием событий прошлого, очень распространенным во всех странах Европы. На втором этапе надо было достичь согласия относительно позитивного содержания новой Евроистории.

Самые первые дискуссии развернулись в Совете Европы. Поскольку Совет поддерживали 24 правительства Западной Европы, его политический горизонт никогда не был так узок, как у ЕЭС или НАТО, а в культурной области с Советом сотрудничали и 4 не входившие в него страны из Советского блока: Польша, Чехословакия, Венгрия и СССР. Вклад Совета Европы ощущался от Ватикана до Кремля.

Начиная с первого коллоквиума, собравшегося в немецком городке Кальв

в 1953 г. для обсуждения темы «Европейская идея в преподавании истории», Совет организовывал по крайней мере по одной большой международной встрече по вопросам истории каждый год в течение 40 лет. Симпозиум в 1965 г. о «Преподавании истории» в Эльсиноре и семинар в 1986 г. об «Эпохе викингов» демонстрировали не только разнообразие затрагиваемых тем, но и географическую и хронологическую широту.

Помимо вопросов дидактики и проблем, связанных с введением в школах «новой истории», предполагающей выработку у учащихся определенных навыков, главные усилия прилагались к избавлению европейских учебных программ от националистических предубеждений и религиозных предрассудков. Особое внимание уделялось недостаткам учебников, написанных в духе национальной историографии.

Создавались бесчисленные двуязычные комиссии, чтобы выявить упущения и грехи, в каковых были повинны все европейские авторы, когда они обращались к своему прошлому или прошлому своих соседей. Пионером в этом деле был Институт международных исследований учебников (Георга Экерта), открытый в Брауншвейге в Западной Германии"6.

Впрочем, оставалось несметное количество препятствий к достижению всеобщего согласия по поводу истории Европы. Одно направление, которое следовало голлистской идее Europe des patries [Европа отечеств], могло удовлетвориться амальгамой национальных историй, из которых исключили бы оскорбительный материал. Другие стремились соединить национальные элементы в более однородное и последовательное целое. Главное препятствие было в меняющихся политических реалиях и расширении членства в ЕС. Одно дело представить такую Историю, которая бы примирила исторические представления первоначальной «Шестерки», гораздо труднее было обойти чувствительные места Двенадцати, Девятнадцати, а то и Тридцати восьми. К 1990-м годам понятие европейского единства уже не ограничивалось Западной Европой. «Учебные программы по современной истории должны отказаться от бифокального взгляда на Европу и перейти к всеобъемлющей концепции»117. Тем временем некоторые смельчаки сделали попытку нового синтеза.

Один проект по истории, который финансировала, хотя и не инициировала Европейская ко-

Вступление 33

миссия в Брюсселе, был задуман до политического наводнения 1989-1991 гг. Названный «В поисках понимания», он должен был осуществляться в три этапа: обзор истории Европы до 500 страниц, сопутствующий десятисерийный телефильм и школьный учебник, который планировалось издать одновременно на всех восьми языках стран ЕС. Авторы не скрывали, что в основе лежат политические мотивы: дать что-то взамен Истории, написанной согласно идеалам суверенных национальных государств: «Национализм и разделение Европы на национальные государства — сравнительно новые явления; возможно, это явления временные и уж, конечно, обратимые.

Распад империй и разрушения, производимые национализмом, сопровождались поражением тоталитаризма и триумфом

либеральной демократии в Западной Европе, завершившимися в 1974-1975 гг. Все это

118

позволяет людям начать подниматься над их националистическими инстинктами» .

«Националистические инстинкты» — неудачное выражение. Но основной автор проекта, которому принадлежат работы и о раннем христианстве, и о L'idee de FEurope dans Fhistoire [Идея Европы в истории] (1965), убежден в том, что Европа «едина в разнообразии»: «Имеются основательные исторические причины считать Европу не только мозаикой культур, но и органическим целым».

Время для этого предприятия было выбрано неудачно: продукт вышел на рынок как раз тогда, когда его географическая структура развалилась. В работе Европа определялась как территория стран-членов ЕС, к которым добавили Скандинавию, Австрию и Швейцарию. Автор указал на неясность статуса Финляндии, Польши, Венгрии и Чехии. Так что это была еще одна работа по западной цивилизации. Несколько критиков этой работы были безжалостны. Один даже сравнил ее по тону с «историографией советского блока». В

другом месте данный подход к проблеме суммарно изложен уже в заглавии: «Полуправда о

118

полу-Европе».

В особенности были задеты греки. Хотя Греция была членом ЕС с 1981 г., автор (Дюроселл) по большей части упустил вклад и Древней Греции, и Византии в историю Европы. Письма протеста в Европейскую Комиссию направили несколько членов парламента Греции, архиепископ Афинский и другие. Эту работу сравнивали с

Сатанинскими

стихами. Вспоминали мнение французского историка Эрнеста Ренана: «Европа является греческой по мышлению и искусству, римской по ее праву и иудео-христианской по религии». Один английский журналист обращал внимание на то, что слова Европа и история — греческие по происхождению, и задавался вопросом: если отрицать вклад

греков, то как же назвать эту книгу? В конце концов Европейской комиссии пришлось

120

откреститься от этого проекта .

Знаменательный комментарий дали члены Афинской академии. Он касался концепции М. Дюроселла «Европейской истории Европы». Если исследование, посвященное почти исключительно Западной Европе, рассматривается как «европейское», из этого следует, что вся остальная Европа вроде как «неевропейская». «Согласно этой сомнительной географии «незападное» стало означать «неевропейское»; Европа означает Запад»121. Восточная Европа — будь то византийская Европа, православная Европа, славянская Европа, оттоманская Европа, балканская Европа или советская Европа, — все оказалось за чертой оседлости. Из-за этой фундаментальной ошибки М. Дюроселл говорит о древних народах Европы, не упоминая ни греков, ни славян. И попытки автора защитить свою позицию не всегда удачны. Когда его упрекнули, что в книге не упоминается Марафонская битва, он, говорят, парировал замечание словами: в ней не упоминается и битва при Вердене. Но в

таком случае ее надо считать слабой в отношении не только истории Европы в целом, но и

122

западноевропейской истории .

В 1992 г. появился учебник, написанный двенадцатью историками из 12-ти разных стран. Текст его обсуждался коллективно. Французский вариант «вторжения варваров» назвали «вторжениями германских племен». Испанцы назвали сэра Френсиса Дрейка пиратом, эту характеристику убрали. Из помещенных на обложке портретов убрали генерала де Голля, заменив его портретом королевы Виктории. По какой-то причине для The European History Book не нашлось британского издателя, а потом посчитали, что книга не пройдет строгой проверки и не получит одобрения 16-ти немецких земель123.

Евроистория, однако, в принципе не легкомысленное предприятие. Ее сильной стороной было стремление дать динамичное представление 34 Вступление

о ЕС, которое способно породить собственную духовность. В своей первоначальной форме это представление поневоле было недостаточным. Ведь оно начало складываться посередине холодной войны. Но оно ухватило, может быть, главную истину: национальные государства не являются единственной формой здорового политического сообщества.

Национальные государства сами — «воображаемые сообщества»: в их основаниях лежат мифы и политически ангажированная история: «Все сообщества, размерами превышающие доисторические поселения, где все знали друг друга в лицо (а возможно, и они), — сообщества воображаемые... члены даже самой маленькой нации никогда не знают друг друга... а между тем у каждого из них есть образ их сообщества»124.

Такое же воображение необходимо европейцам. Рано или поздно придется создавать убедительную новую картину прошлого Европы, которая отвечала бы новым надеждам на ее будущее.

Европейское движение 1990-х гг. может добиться успеха, а может и не добиться. Но если оно добьется успеха, то во многом благодаря историкам, которые дадут европейцам чувство общности. Такие историки помогли бы обрести духовный дом тем миллионам европейцев, чья множественная самоидентификация и множественная лояльность уже и так пересекает существующие национальные границы.

<< | >>
Источник: Дэвис. Н.. История Европы. 2005

Еще по теме Евроистория:

  1. Павликов С. Н., Убанкин Е. И., Левашов Ю.А.. Общая теория связи. [Текст]: учеб. пособие для вузов – Владивосток: ВГУЭС,2016. – 288 с., 2016
  2. Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
  3. Лаптев С.А.. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Рабочая программа учебной дисциплины Владивосток. Издательство ВГУЭС - 2016, 2016
  4. Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
  5. Иваненко Н.В.и др.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ и защите ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование. Владивосток 2016, 2016
  6. Астафурова И.С.. СТАТИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебно-практическое пособие. Владивосток 2016, 2016
  7. Т.А. Зайцева, Н.П. Милова, Т.А. Кравцова. Основы цветоведения. Учебное пособие. Владивосток, Издательство ВГУЭС - 2015, 2015
  8. Близкий Р.С., Бедрачук И.А., Лебединская Ю.С.. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ [Текст]: учебное пособие / Р.С. Близкий. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015, 2015
  9. В.А. Андреев, А.Л. Чернышова, Э.В. Королева. Государственный и муниципальный аудит. Учебное пособие., 2015
  10. Кох Л.В., Кох Ю.В.. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2006. - 280 с., 2006