<<
>>

ГОРОДА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИТАЛИИ

B Италии средневекбвые города возникли раньше, чем в других странах Западной Европы; многие города сохранились еще cct времен Римской империи. B IX—X вв. они превратились в центры ремесла и торговли.

Город имел свои характерные черты, которыми отличался от села: 1) право иметь рынок,

2) освобождение жителей от разнообразных повинностей и уплата денежной повинности сеньору,

3) отдельный суд, а позднее и отдельное управление, 4) укрепленное положение.

Co времени распада старой Римской империи, в V и VI вв. большинство населения средней Европы жило в деревнях, хуторах и помещичьих дворах. Городов осталось немного: это были или приморские гавани по берегам Средиземного моря (Венеция и Амальфи в Италии, Марсель во Франции), которые держались отношениями с востоком, или старые римские крепости, ставшие епископскими резиденциями (Кельн, Майнц).

Городов было мало потому, что слабыми были торговля и ремесло, работавшее на сбыт. Покупателями немногих товаров., шедших издалека, были одни высшие классы, а торговля этими товарами находилась в руках не своих, местных купцов, а чужих, странствующих, в основном евреев.

Эти купцы соединялись для взаимной защиты в большие караваны и приезжали на определенные сроки в известные места. Часто они посещали короля, когда он вызывал к себе вассалов или собирал ополчение, и являлись на крупные церковные праздники близ важных святынь, которые привлекали множество богомольцев и сопровождались большим торгом. Соединенные с торжественными службами и отпущением грехов, ярмарки эти назывались йессами, т. e. обеднями.

B VII — VIII вв. в крестьянских хозяйствах Италии значительно усилилась роль ремесла, что открывало возможности для раннего его отделения от сельского хозяйства.

Северная Италия, особенно Милан и Флоренция, стали центрами производства шерсти, которое достигло своего расцвета после смены простого костюма на более богатый и сложный.

Старинная германская одежда состояла из льняной рубашки и меховой накидки или просто овчины. Так ходил еще Карл Великий. Постепенно стала распространяться шерстяная одежда: цветные материи из шерсти были разнообразнее. и красивее. Новую одежду начали носить люди всех классов. Ученый аббат в латинских стихах изображал, как «овца победила лен», и при этом расхваливал шерстяные ткани.

B XI — X вв. в Италии развивалась не только внешняя торговля, но и внутренняя. B IX в. наряду с уже существовавшими прежде центрами, такими как Венеция, Генуя, Флоренция, возникли новые города в Ломбардии и Тоскане — Павия, Верона, Кремона, Милан, Пиза и Лукка.

Фасад и колокольня церкви Санта Мария.

(Около Феррары). XI в.

Эти города находились под властью феодальных сеньоров, большей частью епископов. Вскоре у зажиточных и самостоятельных городских жителей возникло желание отделиться от своих сеньоров. B городах стали создаваться союзы купцов и ремесленников. Эти союзы были похожи на военные дружины. Вступление в союз скреплялось таинственными клятвами, которые сохранились с языческих времен.

B первой половине XI в. в Милане разгорелась борьба горожан с архиепископом Арибертом. Она началась с конфликта между крупными землевладельцами — капитанами и их вассалами — вальвассорами. Потом против архиепископа объединились купцы и ремесленники. Выступление горожан против сеньора заложило основы будущей политической самостоятельности Милана.

Полноправными гражданами города Милана в середине XI в. считались только вальвассоры, которые стали участвовать в торговых и кредитных операциях. Полноправными гражданами были купцы, золотых дел мастера, ростовщики. Ремесленники не входили в состав граждан.

Ткачество и мелкая торговля сукном достигли в Милане значительного развития. Ремесленники начали бороться за свои права. Движение ремесленников против феодалов и богатого духовенства известно под названием патарии. Патарен — обитатель того квартала Милана, где жили ткачи и мелкие торговцы сукном, а также портные. Патарены, возмущенные вымогательствами разбогатевших церковников, врывались в церкви и изгоняли оттуда священников. По свидетельству источников, патарены не только стремились искоренить «позорные язвы» духовенства всех степеней и обличали представителей церкви, которые покупали духовный сан за деньги, но и подвергали конфискации имущество богатого духовенства и производили обыски в домах клириков.

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Раннее средневековье. 1998. 1998

Еще по теме ГОРОДА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИТАЛИИ:

  1. Зарождение и развитие власти в варварском обществе Рабство в деревнях • Восстание укрепленных городов: их освобождение; их хартии • Гильдии • Двойственное происхождение свободного средневекового города • Его автономный суд и самоуправление. Почетное положение, занятое трудом • Торговля, производившаяся гильдиями и городом
  2. Средневековые государства в Италии.
  3. Влияние развития города на деревню в Северной и Средней Италии
  4. Борьба городов с сеньорами в Северной и Средней Италии
  5. 15. Рынок и средневековой город
  6. Политическая борьба в городах Ломбардии и Средней Италии.
  7. Немарксистские теории происхождения средневековых городов
  8. Феномен средневекового города.
  9. Борьба городов Северной .и Средней Италии против германских феодалов
  10. Взаимная помощь в средневековом городе (Продолжение)
  11. Города в эпоху Позднего Средневековья
  12. Буржуазные теории происхождения средневековых городов и их критика
  13. Политический строй городов Северной и Средней Италии в XIII-XIV вв.
  14. Население и внешний вид средневековых городов
  15. § 30. Развитие государственной организации в Италии: города-республики
  16. Глава 7. Возникновение и рост средневековых городов
  17. Сидоний Аполлинарий ГОРОД В ИТАЛИИ ПЕРЕД ПАДЕНИЕМ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ