<<
>>

ГОСУДАРСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ

Ha востоке возникло четыре крестоносных государства. Bo главе графства Эдесского стал брат Готфрида Буль- онского Балдуин, во главе княжества Антиохийского — Бо- эмунд, графство Триполи досталось Раймонду Тулузскому.

Три этих княжества находились формально в вассальной за- 0ІІСИМОСТИ от королевства Иерусалимского, во главе которого встлл Готфрид Бульонский. Территория Иерусалимского ко- ролевства был разбита на феоды, за которые рыцари-кре- стоносцы несли военную службу. Феод представлял собой поместье или несколько поместий, разбитых на мелкие участки земли. Bce местное население было превращено в крепостных. Владельцу поместья крестьяне обязаны были за свои наделы платить феодальную ренту. B общей сложности оиа доходила до 50 процентов урожая. Государства крестоносцев управлялись согласно феодальным обычаям — это записано в «Иерусалимских ассизах». Продолжал существовать типичный феодальный способ производства. Хозяйство в значительной части оставалось натуральным. Города побережья, являясь пунктами транзитной торговли, не выступали в качестве центров, объединявших местную территорию.
Привилегированное положение в этих городах занимали колонии генуэзских, венецианских и французских купцов.

Bce феодалы считались вассалами короля, но сам король был лишь первым среди равных, так как его действия ограничивались палатой баронов — собранием наиболее крупных феодалов королевства. Король не мог провести ни одного мероприятия без согласия этой палаты. Ассизы точно перечисляли все случаи, когда король имел право требовать выполнения военной службы от своих вассалов. Иерусалимское королевство делилось на баронии, где существовали свои палаты баронов. B крупнейших городах имелись особые палаты горожан. B других государствах крестоносцев были установлены такие же порядки.

Их политической децентрализации способствовали также притязания Церкви на политическое господство и ее борьба со светской властью, а также самостоятельность, которой пользовались на территории крестоносных государств духов- ио-рыцарские ордены.

Служба рыцарей не была ограничена здесь каким-ли- 6° сроком. B западноевропейских странах рыцарь, полу- чивщий феод от сеньора, был обязан нести в его пользу военную службу всего 40 дней в году. Обычных военных сил РЫцарей-крестоносцев для защиты завоеваний территории Ыло недостаточно. Рыцарство стремилось также объединить Св°и силы в подчинении и грабеже новых территорий. Уже 13 начале XII в. крестоносцы начали создавать постоянные в°енные организации, известные под именем духовно-ры- Цпрских орденов. Свое название Орден тамплиеров (храмовников) получил потому, что именно ему была передана после завоевания Иерусалима крестоносцами мечеть Куббат-ас-сахра, стоявшая на месте прежнего Соломонова храма. Существовали также Орден иоаннитов, или госпитальеров, Тевтонский, или Немецкий, орден, осуществивший позднее кровавое завоевание Прибалтики. Члены духовно-рыцарских орденов считались одновременно монахами и рыцарями. Они давали монашеские обеты и зависели не- ! посредственно от римского i папы. Это было мощное С оружие папской теократии. Ордены не подчинялись власти тех государств, в которых были расположены их владения. Главной их задачей была борьба со всеми «неверными». Производительные силы на Востоке в это время находились на более высокой ступени развития, чем на Западе. Поэтому крестоносцы, завоевав территорию восточного побережья Средиземного моря, не внесли ничего нового в хозяйственную жизнь захваченных земель. Ha захваченных землях крестоносцы вели себя как хищники и грабители. «Всякий, кто хорошо понимает дела франков (местное население называло их франками, поскольку наибольшее количество участников первого крестового похода было из Франции), — писал о крестоносцах арабский летописец XII столетия Усама ибн Мункыз в своей «Книге назидания», — ...

увидит во франках только животных, обладающих достоинством доблести в сражениях, и ничем большим, так же как и животные обладают доблестью и храбростью при нападениях».

Взятие Антиохии крестоносцами. Витраж из аббатства Сен-Дени. XII в.

Народы завоеванных стран подвергались самой жестокой эксплуатации, тем более жесткой, чем больше были развиты в крестоносных государствах товарно-денежные отношения. Население ненавидело завоевателей. Летописец- крестоносец писал: «Все сельские местности в нашей стране были населены неверными и сарацинами; злее их не было врагов у нашего народа, и они были тем хуже, что находились в нашей стране, а нет более вредоносной чумы,

чем враг, находившийся в доме. Они не только убивали наших, когда те неосторожно ходили по дорогам, и продавали их Q рабство врагам, но также и отказывались от сельских работ, чтобы низвергнуть наших с помощью голода. Они лучше готовы были сами голодать, чем оказать какую-нибудь услугу нашим, которых они считали врагами. И не только вне городов были небезопасные дороги; также и в домах, расположенных за городскими укреплениями, едва можно было найти безопасное и спокойное место ...».

<< | >>
Источник: A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек. Всемирная история:. Крестоносцы и монголы .1998. 1998

Еще по теме ГОСУДАРСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ:

  1. Государства крестоносцев на Востоке
  2. Государства крестоносцев на Востоке
  3. ЕВРОПА. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ. ГОСУДАРСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ
  4. Альберт Ахенский ДВИЖЕНИЕ КРЕСТОНОСЦЕВ ОТ НИКЕИ К АНТИОХИИ.
  5. Яков Витрийский ОСАДА ДАМИЕТТЫ КРЕСТОНОСЦАМИ.
  6. Крестоносцы на Святой земле
  7. Гиббон ВИЗАНТИЯ ПЕРЕД ЗАВОЕВАНИЕМ ЕЕ КРЕСТОНОСЦАМИ (в 1781 г.)
  8. A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек .. Всемирная история:. Крестоносцы и монголы .1998, 1998
  9. Никита Хониат МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ВИЗАНТИЯ ПЕРЕД ВЗЯТИЕМ ЕЕ КРЕСТОНОСЦАМИ.
  10. Марин Санудо ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ «СЕКРЕТНОЙ КНИГИ КРЕСТОНОСЦЕВ О НОВОМ ЗАВОЕВАНИИ И СОХРАНЕНИИ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ» (между 1306 и 1321 гг.)
  11. 3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественно-исторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства
  12. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВО» И «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО». ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА