<<
>>

ИНДИЯ B IV-VI вв.

ИНДИЯ B IV-V вв.

B IV — V вв. Индия, так же как и в настоящее время, занимала обширную территорию. Часть, лежащая к северу от реки Нарбадды и Виндхийских гор, составляла Северную Индию.

K югу от нее находился Декан (на языке хинди это слово означает чюг>).

Население Индии состояло из многочисленных племен и народов, подавляющее большинство которых говорило на диалектах индоевропейских и дравидийских языков. Языки первой группы господствовали в Северной Индии и северных районах Декана, дравидийские — в южной части Декана.

Одной из наиболее крупных держав в Азии была могущественная империя древней Индии — империя Гуптов (Гупт).

После падения Кушанской империи наступил длительный период политической раздробленности, продолжавшийся до начала IV в. Затем стала складываться новая мощная империя — Гуптская.

K этому времени в Западном Пенджабе сохраняли свои небольшие владения представители Кушанской династии. B Гунджарте, Раджастане и Мальве правили Кшатрапы, в долине Ганга существовали государственные объединения, в том числе и республиканского.

типа. Многочисленные династии сменяли друт друга в Магадхе, которая продолжала играть немалую роль в экономической и культурной жизни Северной Индии.

B начале IV в. Магадха вновь стала центром нового политического объединения — могущественной империи Гуптов. O первых правителях Гуптской династии известно немного. Основателем ее был Гупта, носивший титулы раджи и махараджи, но, как свидетельствуют некоторые гуптские надписи, история династии начинается с царя Гхатоткачи —сына Гупты.

Расцвет империи Гуптов относится ко второй половине IV — первой половине V в. Особого могущества она достигла во время правления Чандрагупты II (380—414 гг.), который носил еще более пышный титул — махараджадхираджа («правитель великих царей»).

B известной Аллахабадской надписи его сына Самудрагупты говорится о том, что царь являлся сыном «дочери Личчхавов», т. e. женой Чандрагупты была представительница кшатрийского рода Личчхавов. Еще в магадхскую эпоху Личчхавы были одной из ведущих сил в политической жизни древней Индии. Видимо, это республиканское объединение сохраняло свою мощь в период первых гуптских царей. Союз C Личчхавами содействовал политическому упрочению Гуптов. Об этом сообщает не только надпись Самудрагупты. Ha золотых монетах Чандрагупты рядом с царем изображена его жена из рода Личчхавов. Женитьба Чандрагутпы на Кумарадеве из рода Личчхавов имела и территориальные выгоды: оба государства могли войти в состав единой империи под властью гуптских царей.

Начало правления Чандрагупты — «эры Гуптов» — датируется 320 годом.

B Аллахабадской надписи, составленной придворным поэтом Харишеной в честь блистательных побед Самудрагупты, упоминаются имена царей и названия стран, которые были побеждены гуптским царем. Ca- мудрагупте удалось победить 9 царей Арьяваты (долины Ганга) и 12 царей Дакшинапатхи — Южной Индии. Территория государства Арьяваты была присоединена к Гуптской империи. B надписи сообщается о захвате Гуптским царем «лесных царств» — очевидно, государственных образований и союзов племен в долинах рек Нарбада и Маханади.

He менее успешным был южный поход Самудрагупты. Вначале он победил царя Южной Кошалы Махендру, затем правителей на территории современной Ориссы в районе реки Годовари и паллавского Царя Вишнугопу, правившего в Канчи. Остальные районы, которые он подчинил, пока не идентифицированы.

Захваченные территории на юге не вошли в состав Империи, а считались подвластными областями и выплачивали дань победителю. B зависимом положении

от Гуптов находились некоторые республиканские объединения Западной и Северо-Западной Индии — яудхеи, малавы, мадры и арджунаяны.

Сложными были взаимоотношения Самудрагупты с западными Кшатрапами и поздними правителями

Голова Будды.

Скульптура из Гандхары. Образец греко-буддийского искусства. V в. Камень.

Кушанской династии, сохранявшими свою власть в Западном Пенджабе и некоторых областях Афганистана. Очевидно, Самудрагупта установил некоторый контроль над этими областями, однако Кшатрапы и кушанские цари сохраняли в этот период свою независимость.

Тесные связи поддерживал Самудрагупта с Цейлоном. По традиции, цейлонский царь Мегхаварна (352—379 гг.) послал посольство к Самудрагупте и просил разрешение построить в Индии обитель для цейлонских монахов. Самудрагупта дал тайное разрешение, и недалеко от священного дерева Бодхи был построен буддийский монастырь.

При Самудрагупте империя Гуптов стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Расширялось ее влияние, тесные связи были установлены со многими государствами. Недаром в таком панегирическом тоне сообщал Харишена о доблести и могуществе своего царя, который «завоевал весь мир».

Самудрагупта правил до 380 r., затем его трон перешел к сыну Чандрагупте II. Он правил до 413 г. (415 ?). Чандрагупта II пришел к власти после упорной борьбы со своим братом Рамагуптой. B начале V в. на территории Западных Кшатрапов появляются монеты Чандрагупты II, имитирующие монеты бывших кшатрапских правителей. Это позволяет говорить о захвате Гуптами районов Западных Кшатрапов и присоединении их к своей империи. Кроме того, в период «западной кампании» Чандрагупта II подчинил и некоторые другие области Западной Индии, в том числе по побережью. Таким образом, Гупты получили важные торговые центры, что расширило их внешние связи, в частности с Западом.

B период Чандрагупты II усложнились отношения с Вакатаками — сильной династией Западного Декана и Центральной Индии. Стремясь обезопасить свои южные и западные границы, Чандрагупта II заключил с Вакатаками матримониальный союз, выдав свою дочь за вакатакского царя. Определенную силу и самостоятельность сохраняло в этот период государство Нагов, хотя еще Самудрагупта победил царей Этой династии.

Сам Чандрагупта II женился на Ky- Вера-наги, представительнице династии Нагов. Заключая эти союзы, Чандрагупта II хотел облегчить борьбу с Западными Кшатрапами, получив поддержку Вакатаков и Нагов.

Материалы нумизматики позволяют говорить о денежной реформе при Чандрагупте II. Его предшественники выпускали только золотые монеты, он же ввел в обращение и серебряные, и медные. Ha реверсе серебряных монет Чандрагупты II изображена священная птица Гаруда — возница бога Вишну. Изображение Гаруды имеется и на медных монетах этого гуптского царя, что указывает на приверженность Чандрагупты II вишнуизму.

Фигура Чандрагупты II — одна из самых популярных в индийской традиции, где он известен под именем Викрамадитьи («солнце величия»), C периодом его правления связано творчество многих величайших писателей, поэтов и ученых. Современная наука часто называет период Чандрагупты II «золотым веком Гуптов».

После смерти Чандрагупты II на престол вступил его сын Кумарагупта (415—455 гг.), в правление которого не произошло каких-либо значительных событий. Он был приверженцем шиваизма. Ha его золотых монетах был изображен бог Картикейя (сын Шивы), восседающий на павлине, а на серебряные монеты вместо Гаруды стали наносить изображение павлина.

Мирная обстановка была нарушена вскоре после смерти Кумарагупты, и его преемнику Скандагупте пришлось вести упорную борьбу с гуннами-эфтали- тами, племена которых вторглись в Индию.

Сведений, которыми мы располагаем о Декане первых веков новой эры, еще меньше, чем о Северной Индии. B римской литературе, как и в индийской эпиграфике и других памятниках того времени, имеются лишь отрывочные упоминания о существовавших здесь рабовладельческих царствах. Крупнейшими из них были Чера на юго-западе полуострова (ныне область народа малаяли), Пандья на крайнем юге, Чола на юго-восточном берегу, Андхра в восточной части Декана. B северо-западной части Декана было государство, во главе которого стояла династия скифских (сакских) правителей (махакшатрапов).

Как и в Северной Индии, в государствах Декана наряду с рабовладельческим сохранялся также и первобытно1 общинный уклад.

Из археологических данных и литературных памятников известно лишь то, что в I—III вв. деканские царства имели довольно оживленные торговые связи с Римом. Наибольшее число римских монет найдено в приморских частях Декана, богатых пряностями, пользующихся большим спросом на Западе.Значи- тельная часть внутреннего Декана была тогда покрыта густыми лесами. B них жили племена, у которых основным источником существования были охота

Фасад пещерного храма в Аджанте. VI в.

и разведение домашних животных. B тамильских произведениях говорится о том, что на юге Декана были районы, где жители занимались исключительно скотоводством и охотой.

Эти скотоводческие и охотничьи племена не отделялись глухой стеной от других частей страны. Между ними и земледельческими народами существовал обмен. У племен, у которых эти связи с рабовладельческим обществом были наиболее регулярны, экономическое развитие шло быстрее.

Основываясь на скудных литературных источниках, можно предполагать, что среди деканских племен выделялись аристократические роды и возрастала роль племенных вождей. Начинался бурный период межплеменных войн, военных союзов, покорения одних племен другими.

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Раннее средневековье. 1998. 1998

Еще по теме ИНДИЯ B IV-VI вв.:

  1. ТЕМА 5 ИНДИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА § 31. Индия в Средние века
  2. ИНДИЯ
  3. 6. Индия и Пакистан. Какие пути развития?
  4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНДИЯ
  5. Древняя Индия
  6. Глава 2 Британская Индия
  7. ИНДИЯ. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ
  8. Индия.
  9. Индия.
  10. ИНДИЯ
  11. ИНДИЯ CI В. ДО H. Э. ПО V в. н. э.
  12. ИНДИЯ
  13. Индия.
  14. 1. Что представляла собой Индия в VI–XI вв.?