<<
>>

Исторические предпосылки возникновения научного коммунизма.

Ko второй половине 40-х годов XIX в. относится появление научной теории пролетариата, великого революционного учения — марксизма, которому предстояло сыграть роль могучего духовного оружия рабочего класса в борьбе за коммунистическое преобразование общества.

K этому времени капиталистический строй утвердился в экономически развитых странах, в них совершалась промышленная революция, в результате которой появился фабрично-заводской, сконцентрированный на производстве pa бочий класс. Порожденные капитализмои классовые противоречия обнажнлисьидо стигли уже значительной остроты. Пролетариат переходил от незрелых форм сопро тивления капиталистическому гнету (бунты , волнения, разрушение машин) к более организованной борьбе (создание профес сиональных союзов в Англии, нелегальных рабочих обществ во Франции, основание в 1836 г. Союза справедливых объединения немецких рабочих и ремесленников, эмигрировавших во Францию, Швейцарию, Англию). Рабочие вели не только эко- юмическую борьбу, в 30—40-е годы XIX в.
возникло уже и политически самостоятельное движение. B ряде революционных выступлений — лионские восстания 1831 и 1834 гг., восстание силезских качей 1844 г. и особенно мощное, политически оформленное чартистское движеиие t Англии — рабочий класс проявил себя какгрозный противник буржуазных порядков. Становилась все настоятельнее потребность в теоретическом осмыслеиии классовых устремлений пролетариата.

Теоретической основой идеологии рабочего класса, его идейным знаменем могла сгатьтолькотакая передовая теория, которая служила эффективным средством противодействия влиянию иа рабочих буржу- шой и мелкобуржуазной идеологии, обес- кчивала достижение идейного единства рабочего движения, сплачивала его не только в национальных, но и в международных масштабах.

Марксистское учение имело интернациональные корни.

B нем сконцентрировались результаты научного анализа капитализма, буржуазного строя в целом, общественных процессов, ареной которых являлись все .страны мира. B нем воплотилось ке наиболер передовое, что дало к тому іремени развитие мировой науки и культуры. He случайным было и то обстоятельст- к,что родиной создателей этого учения, Карла Маркса и его соратника Фридриха Зигельса, оказалась Германия. B 30—40-е годы XIX в. общественная жизнь этой Страны отличалась особенио сложным переплетением социальных и политических фотиворечий. Развитне капитализма про- ісходило здесь в условиях сохранившихся устойчивых пережитков феодализма. Hey- іивительно, что умы наиболее передовых цредставителей немецкой общественной кысли все больше занимали жгучие вопро- сысовременности, в том числе социальные последствия установления капиталистических отношений как в передовых странах, так и в полуфеодальной Германии.

Теоретические источники марксизма, чопический социализм XIX в. Учение йіркса явилось вершиной предшествующего развития мировой науки и культуры.

И в процессе своего формирования, и в ходе своего дальнейшего обогащения оно постоянно опиралось на прочный фундамент человеческих знаний, в том числе на прогресс естествознания, в результате которого были подорваны идеалистическое истолкование прнродных явлений и восприятие их в неподвижном, изолированном друг от друга виде. «Все то, что человеческою мыслью было создано,— писал В. И. Ленин о Марксе,— ои переработал, подверг критике, проверив на рабочем движении, и сделал те выводы, которых ограниченные буржуазными рамками или связанные буржуазными предрассудками люди сделать не могли» '.

Тремя главнымитеоретическими источниками марксизма Ленин считал классическую немецкую философию, особеино труды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Людвига Фейербаха, учение английских экономистов-классиков Адама Смита и Давида Рикардо, взгляды великих социа- листов-утопистов Анри Сен-Симона и Шарля Фурье во Франции и Роберта Оуэна в Англии.

Величайшей заслугой Гегеля явилось утверждение взгляда на мир как на нечто находящееся в непрерывном движении и видоизмеиении. Этот процесс, согласно Гегелю, пронсходит по законам диалектики, в результате противоборства противоречивых начал, путем перерастания количественных измеиений в качественные и скачкообразного перехода от одного качественного состояния в другое. Правда, диалектика Гегеля базировалась на идеалистическом представлении о первичности н главенстве некой «абсолютной идеи» или «абсолютного духа».

B противовес Гегелю материалист Фейербах доказал, что духовная сфера не является первоосновой природиых явлений, что природа существует независимо от человеческого сознания. Однако вместе с идеализмом Гегеля Фейербах отбросил и его диалектику. Материалистические воззрения Фейербаха отличались созерцательностью, недооценкой взаимодействия человека и природы, роли человеческой практики. B толковании общественных явлений ои оставался идеалистом, природу человека рассматривал с абстрактио антропологических позиций, вне связи с социальными отношениями.

Главным достижением классиков английской политической экономии Смита и Рикардо была разработка трудовой теории стоимости в качестве основы для анализа экономических отиоіпений. B своих трудах они дали реалистическое описание экономической структуры буржуазного общества. Ho вскрыть эксплуататорскую сущность взаимоотношений между капиталистами и рабочими они не смогли. Буржуазная ограниченность помешала им постигнуть исторически преходящий характер капиталистического строя, в котором они видели воплощение вечных естественных законов.

Предшественниками научного коммунизма явились великие социалисты-утописты XIX в. Социалистическая мысль к этому времени достигла большей зрелости по сравнению с ранними утопиями, возникавшими на заре капитализма и в первые столетия его становления, отражавшими чаяния городских и сельских иизов, наемных тружеников эпохи мануфактурного капитализма — предшественников рабочего класса, их стремления к социальному освобождению и равенству.

Новыесоциалисти- ческие идеи отличало от прежних утопий то, что они появились в период промышленной революции и возникновения зрелого капитализма с его фабричной системой; их создатели критиковали конкретные стороны складывавшейся капиталистической системы, такие ее пороки, как анархия производства, беспощадная конкуренция, рост паразитизма немногих и обнищания масс, угнетение труда капиталом, безработица и т. д. Маркс и Энгельс недаром определили воззрения Сеи-Симона, Фурье и Оуэна как «критически-утопический социализм и коммунизм»12.

Ha новой стадии утопический социализм приобрел большую философскую глубину. Сен-Симон, Фурье и Оуэн сделали значительный шаг вперед в теоретическом обосновании необходимости коренного преобразования существующего строя на [85] началах социалистической ассоциации. Переход к социализму они пытались вывести из общих законов общественной эволюции, которые истолковывались ими, однако, в идеалистическом духе, как результат либо прогресса человеческого разума (Сен-Симон), либо процесса улучшения природных свойств человека, его страстей (Фурье), либо нравственного усовершенствования людей (Оуэн).

Немало проницательных догадок быж высказано великнми социалистами-утопм- стами относительно будущего общества Осуждая буржуазную цивилизацию, он» пе перечеркивали таких ее плодов, как раз витие науки и техники. B противовес пре жним авторам утопических изображений идеального общественного устройства, которые могли представить его чаще всего лишь на базе ручного ремесленного J крестьянского труда, великие социалисты- утописты созиавали значение крупиогоов- щественного производства и технического прогресса. Социализм мыслился ими каі строй, способный обеспечить возрастающие потребности членов общества. Этот взгляд способствовал преодолению грубыі уравнительных и аскетических тенденций прежней социалистической мысли. Вел»- кие социалисты-утописты предвидел< уничтожение при социализме эксплуатации, превращение государства из орудмі управления людьми в орудие организации производства — управления вещами и т.

i

И тем не менее они ие смогли подвести под социалистическое учение научнуюос- нову. Они не смогли открыть подлинных закономерностей общественного развитм, указать реальный, а не фантастический путь переустройства общества. В. И. Ленин указывал, что утопический социализм «... не умел пи разъяснить сущность шм емного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ии найти ту общественную силу, которая способві стать творцом нового общества»3. Объм- тивно отражая первые смутные порын формировавшегося пролетариата к couMl· листическому преобразованию, представители критически-утопического социализма и коммунизма ие сумели распознать в нем не только самый обездоленный класс, m (революционного преобразователя общественного строя, постигнуть историческое значение его классовой борьбы с буржуазией. Co своими проектами они обращались в первую очередь к самим имущим, нередко к властям, стараясь внушить нм нысльо выгодности для всех классов своей социалистической системы. Лишь Оуэи и его последователи вели агитацию среди рабочих, в то же время уповая и на помощь Собственнических слоев. Эта проповедь массового сотрудничества, отрицание политической борьбы и в целом революционных методов достижения социалистических целей, ориентация на мириое просветительство и социальное экспериментиро- мние в рамках капитализма составлялн тмиболее незрелые стороны мировоззрения кликих социалистов-утопистов.

Утопические теории этих великих мыслителей и других социалистов 30—40-х голов XIX в. не создали единой универсаль- нойсистемы взглядов. По самой своей природе оии ие могли выработать цельиого социалистического мировоззрения. Они развивались в виде различных течений и вкол, отличавшнхся в целом оторванностью от реальной борьбы пролетариата.

Известный шаг к преодолению отрыва социалистической мысли от формировавшегося рабочего движеиия был сделан представителями того направления, которое Ф.Эигельс определил как «рабочий коммунизм», добавляя к этому названию эпитеты «стихийный» и «утопический»4.

«Рабочий коммунизм» не представлял собой единого течения. B нем существовали также национальные оттеики, различия в толкованиях будущего общественного устройства и способов его осуществления. K этому направлению можно отнести возникший в 30— 40-х годах революционный коммунизм 0. Бланки и T. Дезами во Францин, немецкий революционный коммунизм В. Вейтлиига, А. Беккера, К. Шаппера, "алучивший распространение также среди немецких рабочих-эмиграитов в Швейцарии, Англии и США. Общей чертой провозвестников «рабочего коммунизма» явилось T0,4TO их взгляды в большей или меньшей степени отразили появление коммунистических и революционных устремлеиий среди самих рабочих, проблески социалистического сознания в стихийно развивавшемся рабочем движеиии.

B идейиом отношении «рабочий коммунизм» во многом воспринял учение крити- чески-утопического социализма и коммунизма, а также и некоторые более ранние традиции утопической мысли, в первую очередь наследие Г. Бабёфа. Существенным прогрессом было признание большинством идеологов «рабочего коммунизма» революции как единственного способа избавления человечества от эксплуатации. Революция поиималась ими по-разному. Одни (Блаики и Дезами) толковали ее как политический переворот, совершенный энергичным меньшинством, которое устанавливает революционную диктатуру и из рук которого трудящиеся принимают план справедливого общественного строя, другие (Вейтлинг) понимали ее как стихийный бунт обездоленных масс. B революционнокоммунистическом переустройстве общества известное место отводилось пролетариату, хотя он не был выделен из общей массы угнетенных. Представители этого направления так и не смогли возвыситься до подлинного понимания роли рабочего класса в борьбе за коммунизм.

Будучи теоретическим выражением еще только оформлявшегося н набиравшего силу в ходе промышленной революции рабочего движения, «рабочий коммунизм» отобразил присущие пролетарской борьбе на этом этапе неразвитость, разрозненность и сектантскую направленность. Идеологи «рабочего коммунизма» были далеки от научиого восприятия общественных процессов, законов развития классовой борьбы. B их взглядах сохранилось немало фантастических элементов, присущих учению великих социалистов-утопистов, а в некоторых случаях наблюдались и возврат к уравнительным идеалам утопистов прошлых столетий, тяготение к религии и мистике.

По мере роста рабочего движения утопический социализм во всех его многообразных теориях из источника просвещения рабочих все больше превращался в препятствие для формирования их классового co- знаиия, отвлекая их от освободительной борьбы иллюзорным социальным прожектерством. Воззрения велнких социалистов- утопистов вульгаризировались их последователями и эпигонами, их учение приспосабливалось к идеологии непролетарских слоев. Эволюция «рабочего коммунизма» происходила также по линии усиления свойственных ему сектантско-догматических черт, все большей утраты им почвы в реальном рабочем движении, сближения с различными формами мелкобуржуазной идеологии. Лишь наиболее передовые приверженцы этого направления, нспытав впоследствии влияние идей научного коммунизма, стали переходить на его позиции, как это произошло, в частности, с рядом деятелей Союза справедливых.

Выразителем подлинных интересов рабочего движения на всех последующих этапах его развития социалистическая мысль могла стать только при условии превращения социализма из утопии в науку. Только научная социалистическая теория была а состоянии определить действительные цели и задачи освободительиой борьбы, пролетариата, выработать основы стратегии и тактики этой борьбы, ее организационные принципы, теоретически обобщить ее опыт и постоянно пополнять идейио- теоретический арсенал рабочего класса. Такую теорию можно было бы создать лишь на базе глубокого, всестороннего синтеза рациональных идей утопического социализма, освобожденных от всего догматического и доктринерского, с достижениями научной мысли в других областях, в первую очередь в области философии н политической экономии. Задача при этом заключалась не в простом соединении этих трех основных источников революционной теории. Необходимо было их критически переработать, создать на этой основе качественно новое учение, обладающее способностью непрерывно развиваться и совершенствоваться. Создание такого учения — универсального орудия позиания и преобразования мира — означало подлинный революционный переворот во взглядах на природу и общество. Этот великий научный подвиг мог оказаться по плечу только геннальным мыслителям, сочетавшим огромные энциклопедические знания с революционной смелостью мысли и страстным стремлением отстаивать интересы угнетенных. Такими мыслителями и были основоположники научного коммунизма Карл Маркс и Фридрих Эигельс.

Путь Маркса к материализму и коммунизму. Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в Трире (Рейнская провинция Пруссии), в семье адвоката. Советник юстиции Генрих Маркс, воспитанный на трудах философм Просвещения, придерживался либеральных взглядов. K сыну он был сердечно привязан.

Осенью 1835 г. Маркс завершил пятн- летний курс обучения в Трирской гимназии. Для умонастроения 17-летиего выпускника характерно его сочинение на аттестат зрелости «Размышления юноши при выборе профессии», в котором достойной человека целью провозглашалось «трудиться для человечества»[86].

C октября 1835 г. Маркс стал студентеч сначала Боннского, а с 1836 г. — Берлинского университета. Co всем пылом молодости отдался он заиятиям, изучая право, историю, философию, теорию искусства литературу, иностранные языки. Ужевсту- денческие годы проявились иеобычайнм шнрота интересов, пытливость ума, упорство в поисках иаучной истины, которые и в последующие годы отличали Маркса каи ученого. Пробовал молодой студент свои силы и в поэзии, сочиняя сонеты, балладц песни, эпиграммы. Многие из них прониА нуты глубокой неудовлетворенностью су- .ществующим, презрением к мещанскии идеалам покоя и уюта, жаждой деятельности, борьбы:

He могу я жить в покое,

Если вся душа в огне,

He могу я жить без боя И без бури в полусне...β

Co студенческих лет Маркс был обручен с подругой своего детства Женни фон Вестфален. Отца Женни — тайного правительственного советника в Трире Людвига фои Вестфалена, свободомыслящего t просвещенного человека, Маркс почитал как одного из своих духовных наставников в молодости. Летом 1843 г. Женни стала жеиой Маркса, его не только любящей супругой, но и верной соратницей.

Eo время пребывания в Берлине Маркс с особым интересом отнесся к философин

Гегеля, из учения которого он, как и многие іредставители передовой немецкой интел- іигеиции, стремился сделать наиболее pa- іикальные выводы. Ha этой почве Маркс близился с левыми гегельянцами (так называемыми младогегельянцами) — брать- іми Бруио и Эдгаром Бауэр и др. Несмотря на свою молодость, он пользовался высоким авторитетом среди них. B 1841 r., когда Марксу Йенским университетом была присуждена степень доктора философии за мссертацию «Различие между натурфнло- «офией Демокрита и натурфилософией Эиикура», один из его тогдашних знакомых — будущий идеолог немецкого «нс- тинного социализма» Мозес Гесс писал о нем своему другу: «... представь себе coe- іиненными в одной личности Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля; нговорю соединенными, а не механически смешанными — и ты будешь иметь представление о докторе Марксе» 7.

B своей диссертации Міаркс анализировал взгляды античных мыслителей под углом зрения актуальной проблемы соотношения философин и реальной жизни. Противник отвлеченных, отгораживающихся отдействительности философских систем, Маркс провозгласил принцип активного Мздействия философии на жизнь. Хотя Маркс в целом оставался еще приверженцем гегелевского идеализма, сам выбор темы был сделан в известной мере вразрез точке зрения Гегеля, необъективно относившегося к Демокриту и Эпикуру — представителям античного материализма. B глазах же Маркса эти мыслители были выдающимися глашатаями свободомыслия. B своей работе Маркс выступил провозвестником атеизма, отстаивая независимость научной мысли от религиозных догм. Работая над диссертацией, он приходил к выводу о земном происхождении религии. Созвучные этому идеи Маркс обнаружил и в вышедшем в том же году труде Л. Фейербаха «Сущность христианства».

Обстановка политической реакции в Пруссии убедила Маркса, сколь ничтожны были шансы использовать университетскую кафедру для распространения передовых идей. Он предпочел журналистскую деятельность, непосредственно включившись в политическую борьбу. Весиой

1842 г. он стал сотрудником основанной оппозиционной буржуазией в Кельне «Рейнской газеты», а с 15 октября этого же года вошел в состав редакции.

Под влиянием Маркса «Рейнская газета» все больше становилась рупором революционно-демократических идей. B своих статьях Маркс повел атаку на сословно- феодальный строй и бюрократическую систему управления прусской и других немецких монархий, реакционное законодательство, цензуру, душившую прогрессивную печать. He имея возможности в подцензурной печати прямо призывать к ниспровержению абсолютистского режима, Маркс наводил читателей на мысль о необходимости замены его политическим строем, осно- ваниым на народиом суверенитете и полноправном народиом представительстве. Характерной чертой Маркса — публициста и редактора — стало глубокое внимание к положению обездолеиных масс, в защиту которых он не раз поднимал свой голос. Он проявил интерес и к коммунистическим учениям, хотя их тогдашняя утопическая форма вызывала у него скептическое отношение. Укреплялось понимание им значення социальных проблем, что существенно сказалось иа дальнейшем духовном развнтии молодого Маркса, способствовало созреванию у него элементов материалистического мировоззрения. По свидетельству Энгельса, знакомство Маркса с положением крестьянства прирейнско- го края «... побуднло его перейти от чистой политики к изучению экономических отношений и, таким образом, к социализму»8.

Постоянно ужесточая цензурно-полицейские меры против «Рейнской газеты», прусское правительство в январе

1843 г. приияло решение о ее закрытии с 1 апреля этого же года. 18 марта 1843 г. Маркс вынужден был сложить с себя обязанности редактора. Ои стал искать возможность выпуска за границей печатного органа, который стал бы рупором не только немецких, но и международных революционно-демократических кругов.

Подготовке к изданию нового журнала Маркс уделял много внимания и во время пребывания с мая по октябрь 1843 г. в небольшом рейиском городе Крейцнахе. Ho главные его усилия были направлены на теоретическую работу. Написанная им здесь рукопись «К критике гегелевской философии права» отражала стремление отыскать тот политический и социальный строй, который служил бы выражением подлинного народовластия. Молодому мыслителю все яснее становилось, что подход к этим проблемам лежит через преодоление консервативных сторон учения Гегеля. Гегелевской апологии прусских государственных порядков, сословного принципа, конституционной монархии Маркс противопоставил идею истинной демократии.

Критика гегелевской философии государства и права перерастала у Маркса в критику идеалистических основ философии Гегеля в целом. B противовес Гегелю, считавшему, что государство определяет так называемое гражданское общество, под которым в то время понималась сфера частных, в первую очередь материальных, интересов и связанных с ними имущественных отношений, Маркс пришел к выводу, что именно гражданское общество, и прежде всего его главный атрибут — частная собственность, является определяющим фактором, а государство, политический строй — производным, вторичным. Этот вывод открывал путь к постижению зависимости политических учреждений от экономической структуры общества, путь к материалистическому истолковаиию законов общественной жизни.

K осени 1843 r. подготовка к изданию нового журнала потребовала переезда Маркса в Париж, где уже находился другой его редактор — левый гегельянец Арнольд Pyre. B столице Франции Маркс оказался в атмосфере бурной политической жизни. Он мог теперь ближе познакомиться с участниками пролетарского движения и с представителями различных течений утопического социализма.

B феврале 1844 r. вышел в свет сдвоенный (1—2) выпуск журнала «Немецко- французский ежегодннк». K этому времени Маркс окончательно перешел от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Он выступил как революционер, «... апеллируюшнй к массам и к пролетариату»[87]. B статье «Кев- рейскому вопросу», напечатанной в журнале, Маркс противопоставил буржуазной революции революцию коммунистическую, определив первую как «политическую эмансипацию», а вторую — как «человеческую эмансипацию». Он подчеркнул, что «политическая эмансипация», освободи* шая общество от феодальных оков, не устраняет господства частных эгоистичесш интересов, дух корысти и торгашества, взаимной отчужденности члеиов ОбщеСТМь превращая свободы и права человека в иллюзию для народиых масс. Только в результате коммунистической революции, при общественном строе, упразднившей частиую собственность, человечество будет избавлено от всех видов угнетения — социального, политического, национального и религиозного, а свободы и права приобретут настоящий смысл.

B статье «К критике гегелевской философии права. Введение», помещенной втои же журнале, Маркс впервые высказал - пока еще в самой общей форме - мысль о пролетариате как общественной силе, призванной осуществить «человеческую эмансипацию», иными словами, привести человечество к коммунизму. Статья содержала и другой отправной пункт для формирования теории научного коммунизма — положение о необходимости соедине» ния революционного учения с массовым пролетарским движением для успешной борьбы за социальное переустройств& Маркс указывал, что «... теория стаиовкгся материальной силой, как только оиа овладевает массами» |0.

Путь Энгельса к материализму и коммунизму. Из всех публикаций в «Ежегоднике» ближе всего к работам Маркса по идейному содержанию оказались статыі его соотечественника Фридриха Энгельсв,

Как и Маркс, Энгельс был урожеиед Рейнской провинции Пруссии. Он родиле* 28 ноября 1820 г. в Бармене, в семьетек- стильного фабриканта. Религиозно и консервативно настроенный отец стремился ітому, чтобы сын пошел по его стопам. Он недал Фридриху окончить гимиазию и определил в 1837 г. его в свою контору, а затем в контору крупной торговой фнрмы иБремеие. Ho помыслы молодого Энгельса были обращены не к коммерции. Наделен- іый редкими природными способностями, юноша приобрел путем самообразования бширные знания в области философни, семирной истории, литературы, древних і новых языков. C 18 лет Энгельс стал финимать активное участие в обществен- юйжизии в качестве публициста и литера- урного критика. Уже одно из первых его нступлений в печати (1839)—«Письма із Вупперталя» (долины реки Вуппер, где іыл расположен родной город Энгельса Бармен) — было проникнуто сочувствием (Обездоленным рабочим и ремеслеиникам н содержало гневное осуждение стяжательства и религиозного ханжества, характерных для нравов имущих слоев.

Знакомство с произведениями радика- лаЛ. Бёрне, с трудами Гегеля и младогегельянцев, публицистическое творчество Энгельса, в процессе которого он постоян- нообращался к острым социально-политическим вопросам, к кипевшим в Германии религиозным и философским спорам, способствовали формированию у него атеистических и революционно-демократических воззрений. B своих статьях, письмах, поэтических произведениях, в том числе в написанном им либретто музыкальной драмы «Коло ди Риенци» (посвящена борьбе римских горожан с феодальной аристократией в XIV в.), Энгельс развивал ндеи о революционном ниспровержении отживших реакционных порядков, об уничто- женнн деспотических режимов, устранении преград к объединению политически раз- фобленной Германин.

C сентября 1841 г. по август 1842 г. Энгельс в качестве вольноопределяющегося проходил военную службу в Берлине, одновременно посещая лекции и семинарские занятия в университете. Он сблизился с ммдогегельянцами, заняв в их рядах ле- вуюпозицию. Продолжая в целом придерживаться идеалистической философии Гегеля, он стал весьма критически относиться кегоконсервативным политическим взглядам. Широкую нзвестиость приобрели напечатанные им анонимно памфлеты против

Шеллннга, превратившегося к этому времени из прогрессивного мыслителя в про- поведннка мистических и верноподданнических идей. Значительное влияние на Энгельса стали оказывать материалистические произведения Фейербаха.Проявил он интерес и к коммунистическим учениям.

B конце ноября 1842 г. Энгельс отправился в Англию, где ему предстояла работа в коиторе манчестерской фабрики, совладельцем которой был егоотец. Пребывание в главной стране капитализма, соприкосновение с английскими пролетариями, с чартистским движением, в котором Энгельс принял непосредственное участие, изучение трудов английских экономистов, сочинений Оуэна и его последователей — все это обусловило окончательный переход молодого Энгельса к материализму и коммунизму.

Среди работ Энгельса этого периода особенно выделялись «Наброски к критике политической экономии», опубликованные в начале 1844 r. в «Немецко-французском ежегоднике». B этом произведении он «... с точки зрения социализма рассмотрел основные явления современного экономического порядка, как необходимые последствия господства частной собственности»11. «Наброски» произвели сильное впечатление на Маркса, послужив для него дополнительным стимулом заняться политической экономией.

Первые результаты экономических исследований Маркса. Экономические исследования становились одним из ведущих направлений научной деятельности Маркса. B Париже он проштудировал труды многих видных экономистов, в том числе А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля. Важное значение придавал он выработке метода исследования экономическнх и других общественных явлений, углублял свои философские познаиия и критику предшествующей философии.

Теоретическую работу Маркс стремился сочетать с революционной публицистикой. Однако дальнейшее издание «Немецко-французского ежегодника» натолкнулось на непреодолимые препятствия. Главными из них были идейные разногласия между редакторами. Для пролетарского революционера Маркса становилось все более неприемлемым пренебрежение буржуазного радикала Pyre к «некритической массе», к рабочим. Когда летом 1844 г. Руге в подобном духе отозвался о восстании силезских ткачей, Маркс публично осудил этн взгляды.

Летом 1844 г. Маркс стал сотрудником издававшейся в Париже немецкими эмигрантами газеты «Форвертс!» («Вперед!»). Под его влиянием газета стала уделять место критике буржуазного общества и пропаганде коммунистических идей.

Первый набросок основ новой революционной теории Маркс дал в незаконченной работе, сохранившаяся часть которой была впервые целиком опубликована в CCCP в 1932 г. нод заглавием «Экономиче- ско-философскне рукописи 1844 года». Здесь Маркс достиг новой ступени в материалистическом истолковании общественных процессов. Установив еще ранее зависимость политической системы от экономических условий жизни людей, он пришел теперь к убеждению, что решающую роль в этих условиях играет материальное производство жизненных благ.

Закладывая первые камни своего экономического учения, Маркс четко выявил эксплуататорскую сущность отношений между капиталистами и земельными собственниками, с одной стороны, и трудящимися массами, пролетариатом — с другой. Этот аитагонизм между эксплуататорским и угнетенными классами буржуазного общества, констатировал он, постоянно по- рождйет все углубляющиеся социальные конфликты.

Подневольное положение наемиых рабочих и других категорий трудящихся при капитализме Маркс выразил в своей работе понятием «отчужденный труд» [88]. Он показал, что капиталистический строй физически и духовно порабощает производителей материальных благ, превращая условия, средства и плоды их труда в чуждую и враждебно противостоящую им силу, в орудие их угнетения. Отчуждение средств и результатов труда влечет за собой другие виды отчуждения и гнета (политического, религиозного и т, д.).

B противовес буржуазным экономи- стам, исходившим из незыблемости буржуазной частной собственности, Маркс в своих рукописях доказывал неизбежность ее ликвидации путем революционного, коммунистического переустройства общества, которое положит коиец обесчеловечению работника, отчуждению труда и всякому отчуждению вообще. При этом Маркс выступил с критикой примитивных, присуШ) в известной степени представителям «ра бочего коммунизма», представлений о коммунистическом строе как о иекоем царстве уравнительности, нивелировки и ограничения потребностей. Коммунизм, разъяснял Маркс, — это построенное иа подлинно гуманистически X принципах общество, обеспечивающее своим членам широкий доступ к материальным благам и духовным богатствам.

<< | >>
Источник: Г. Л. Арш, В. С. Бондарчук, Л. И. Гольман. Новая история стран Европы и Америки. 1986

Еще по теме Исторические предпосылки возникновения научного коммунизма.:

  1. Возникновение научного коммунизма. Зарождение коммунистического движения
  2. Исторические предпосылки возникновения культуры Возрождения.
  3. Исторические предпосылки возникновения права
  4. 1.1. Общая характеристика коррупции Исторические предпосылки ее возникновения
  5. 5.6. Бурилова В.С. Исторические предпосылки возникновения российско-китайских отношений в сфере туризма
  6. Упрочение принципов научного коммунизма в Интернационале (в период до 1868 года)
  7. 2. Исторические предпосылки
  8. 69. Предпосылки возникновения правоотношений
  9. § 1. Понятие и общая характеристика предпосылок и оснований возникновения и движения корпоративных правоотношений 1. Нормативные предпосылки возникновения и движения корпоративных правоотношений
  10. 3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественно-исторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства
  11. § 3. Предпосылки возникновения государства
  12. § 2. Предпосылки возникновения и функционирования правоотношений
  13. 8. ПОНЯТИЕ, ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКИХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
  14. § 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
  15. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ В АНАЛИЗЕ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА (НКМ) 1.1. Специфика отражения Мира в главных направлениях философского и научного знания
  16. Протосовременное государство и предпосылки его возникновения
  17. 77 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ
  18. § 1. Предпосылки возникновения электронной демократии
  19. 3. Правосубъектные предпосылки возникновения и движения корпоративных правоотношений
  20. 2. Интерес как предпосылка возникновения и движения корпоративных правоотношений