<<
>>

Католическая церковь в Германии начала XYI в

. Для римско- католической церклн XVI век ознаменовался крупнейшим кризисом, который в начале столетия, казалось бы, никак не предвещали ни политические успехи Рима, ни блестящий расцвет в этом городе художественной ренессансной культуры, многим обязапной крупным заказам пап и их окружения.

Папам удалось не только преодолеть последствия соборного движения XV в., пытавшегося ограничить их власть, но и укрепить ее, расширить территорию своего государства, повысить его политическую роль в Италии. Они модернизировали свой финансовый аппарат и канцелярскую систему и с нх помощью довели до небывалого уровня церковные поборы со всех стран, наращивали свои доходы, активно взаимодействуя с крупными итальянскими банками и фирмой Фуггеров. Папы вели образ жизни великосветских правителей с обширным и роскошным двором, наделяли родню, в том числе внебрачных детей, почетными и доходными должностями, дарили племяиникам места кардиналов, устраивали массовые продажи выгодных церковных бенефициев.

Впечатление устойчивости, великолепия могла создать в начале века внешняя сторона церковной жизни и в Германии.

Современники засвидетельствовали грандиозный размах церковного строительства, широчайшее распространение культа святых, Девы Марии и ее матери Анны, почитания икон и мощей, увлечение паломничествами по германским святыням, в Рим, Палестину, в Испанию к гробнице апостола Иакова. Светские князья соперничали друг с другом в собирании христианских реликвий, простой народ набивался в церкви, где проповедники, чтобы слушатели не скучали, перемежали серьеэиые наставления анекдотами и собственными притчами на темы жизни местной паствы.

Рядом с множеством храмов, часовеи, монастырей разных орде- иов действовали многочисленные религиозные братства. B Кёльне находилось 20 церквей н свыше 30 монастырей, в городе среднего размера Брауншвейге — 15 церквей н 5 монастырей.

Большинство епископских мест занимали выходцы иэ знати, треть из них принадлежала к княжеским родам. Почетные и выгодные должности членов соборных капитулов, выбиравших епископат, как правило, заполняли духовные лица из дворянских фамилий. Низшее духовенство, по уровню обеспеченности мало отличавшееся от своей паствы, составляли преимущественно выходцы из бюргерской и крестьянской среды. Ha всех ступенях церковкой иерархии было распространено стремление сосредоточить в одних руках несколько бенефициев, а необходимое выполнение служб доверить заместителям — викариям. Фонд церковных бенефициев разного рода в Германии был огромен, поскольку церхви принадлежала треть всех земель. При этом духовенство как привилегированное сословие было свободно от налогов, не подлежало светской юрисдикции.

Позиции рнмско-католнческой церкви в Германии были иными, чем в ряде других стран Европы. Bo Франции на основе Болонского конкордата 1516 г. назначение на высшие церковные должности контролировалось королем, и церковь фактически стала выразительницей воли главы государства. B Англии и Испанин влияние и финансовые притязания церквн также были ограничены сильной королевской властью. B Германии же предпринятые в конце XV в. попытки усилить центральные органы власти, создать общеимперское управление, суд, единый налог в виде так называемого “общего пфеннига” потерпели провал. Страна оставалась раздробленной, и церковь не встречала здесь реального противодействия. Именно финансовая практика Рима вызывала наибольшие нарекания в немецком обществе.

Денежные сборы иэ Германии поступали в папскую курию через посредство фуггеров. Это были громадные средства, которые включали регулярные отчисления от уплаты десятин и других церковных сборов, платы за назначение ка различные духовные должности (особенно велики были суммы за знаки епископского достоинства), деньги эа освобождение от церковных предписаний (например, за нарушение поста), штрафы, заменившие наказания прегрешившим, перечисления в пользу Рима полугодовых доходов от тех, кто получил новый бенефиций, выплаты всех поступлений с церковных мест, которые оказались вакантными (что не раз станови- лось предметом злоупотреблений), и т.д.

Крупные суммы давала торговля “отпущением грехов". Немецкий клир в свою очередь ие только перенимал методы финансовой политики Рима, но и сам демонстрировал образцы алчностн, цинизма, беззастенчивой жажды маживы и власти.

Примечательным образцом вседозволенности в церковной практике стало быстрое возвышение молодого маркграфа Альбрехта Бранденбургского. Получив финансовую поддержку Фуггеров, с которыми он рассчитывал расплатиться частью будущих доходов, Альбрехт затратил в Риме и в Германии колоссальные суммы на получение церковных должностей: сначала он стал архиепископом Магдебурга и управителем епископства Хальберштадт, а годом позже — архиепископом Майнца. Объединив в своих руках власть над тремя епископствами, в том числе хрупнейшим немецким диоцезом, он по сути эа деньги сделался первым по значению немецким князем, ранг которого шел следующим после императора. Вскоре ou добился и сана кардинала.

Недовольство в Германии “римским грабежом” попытался использовать император Максимилиан I. По его поручению гуманнст Якоб Вимпфелинг в 1510 г. собрал воедино главные претензии в меморандуме “Жалобы германской нации”. “Жалобы” направили в Рим. Император надеялся добиться ограничения платежей и заключения договора с папством по типу соглашения Рима с Францией, что могло приблизить образование в Германии национальной католической церкви. Эту попытку, однако, ждал полный провал.

<< | >>
Источник: С.П. Карпов. История Средних веков: Раннее Новое время. 2008. 2008

Еще по теме Католическая церковь в Германии начала XYI в:

  1. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ B РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ И КАТОЛИЧЕСКАЯ РЕФОРМА
  2. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ И КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
  3. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ПАПСТВО
  4. § 19. Католическая церковь в Средние века.
  5. Тема 8. Римско-католическая церковь и каноническое право, и их влияние на эволюцию западной государственности (2 ч)
  6. РИМСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОй СИСТЕМЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО фЕодальноГо ОБЩЕСТВА
  7. Скандинавским вопросом в Англии и Германии занялись вскоре после начала войны,
  8. Глава 16 Политические и правовые учения в Германии конца XVIII — начала XIX вв.
  9. Лиутпранд СОСТОЯНИЕ ИТАЛИИ, ГЕРМАНИИ И БУРГУНДИИ ПО СВЕРЖЕНИИ КАРОЛИНГОВ И ДО НАЧАЛА X в. (888-898 гг.) (между 958 и 962 гг.)
  10. ВЕНГРИЯ И ТРАНСИЛЬВАНИЯ B XYI И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.
  11. 5. Объединение Германии в 1990 г. Государственный строй и политическая система единой Германии
  12. Глава 3. Германия Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны
  13. Католическая реакция (контрреформация).