<<
>>

3. кино

В. И. Ленин назвал кино важнейшим из искусств. Он видел и разнообразие форм кино, и его массовость, и огромные агитационно-воспитательные возможности.

Режиссеры, имевшие дореволюционный опыт, поставили первые героические фильмы о современности («Красные дьяволята» И.

Перестиани), историко-революционные картины («Дворец и крепость» А. Ивановского), экранизировали литературные произведения («Поликушка» А. Санина по Л. Толстому с И. Москвиным в главной роли); появились первые веселые комедии («Чудотворец» А. Пантелеева, «Закройщик из Торжка» Я. Протазанова) и фантастические драмы («Аэлита» Я. Протазанова по А. Толстому).

B первой половине 20-х гг. Дзига Вертов создал новый жанр документальной кинопоэмы, воспевающей трудовые подвиги советского народа («Шагай, Совет!», «Шестая часть мира»). Лев Кулешов много сделал для воспитания киноактеров, организации кинопроизводства и сознательного использования специфики киноискусства. B его «Необычайных приключениях мистера Веста в стране большевиков» формальное экспериментаторство сочеталось с поисками актуального политического памфлета.

B начале 1925 г. молодой театральный режиссер и художник С. Эйзенштейн поставил фильм «Стачка», в котором дал впечатляющие образы рабочей революционной массы и впервые применил ряд новых приемов монтажа, мизансцен, ракурсов, кинометафор.

B конце того же года вышел фильм Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» — страстный гимн непобедимости революционных масс, фильм, поражающий зрителя силой своих поэтических обобщений героического пафоса, удивительной свежестью художественного языка. Через несколько месяцев В. Пудовкин в фильме «Мать» по роману Горького воссоздал необычайно точную атмосферу действия, реалистические, живые и одухотворенные образы русских революционных рабочих.

Следом появились фильмы «Октябрь» и «Старое и новое» С.

Эйзенштейна и Г. Александрова, «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингис-хана» В. Пудовкина, «Бухта смерти» и «Привидение, которое не возвращается» А. Ромма, «Обломок империи» Ф. Эрмлера,

«Турксиб» В. Турина, «Земля жаждет» Ю. Райзмана, «Дон Диего и Пелагея» Я. Протазанова. Режиссер Э. Шуб создала новый жанр историко-революционного публицистического фильма, смонтированного из старых документальных съемок.

B 20-х гг. на Украине развернулось творчество выдающегося мастера кинематографии А. Довженко. B Гру-

С. M. Эйзенштейн за монтажным столом.

Фотография. 1925 г.

зии появляются героические фильмы H. Шенгелая («Эли- со») и острые сатиры M. Чиаурели («Хабарда»); в Армении Амо Бекназаров экранизирует произведения армянской литературтной классики, ставит веселые комедии. B Белоруссии Ю. Тарич создает драматические историко-революционные картины. B конце 20-х гг. рождается киноискусство Узбекистана и Таджикистана.

C появлением звукового кино в творческую семью кинематографистов пришли многие прославленные театральные мастера — M. Тарханов, А. Тарасова, Б. Добронравов, H. Хмелев, А. Бучма, А. Хорава, а также композиторы Д. Шостакович, И. Дунаевский, H. Крюков, Д. Кабалевский, А. Хачатурян и др. B написании сценариев приняли участие такие крупнейшие советские писатели, как А. Толстой, П. Павленко, А. Корнейчук, Ю. Герман. Приобрели известность имена кинодраматургов А. Каплера, С. Ермолинского, E. Габриловича, E. Помещикова.

Среди первых советских фильмов о современности лучшими были «Путевка в жизнь» H. Экка и «Встречный» Ф. Эрмлера и С. Юткевича. Образы людей труда, созданные в этих фильмах H. Баталовым, В. Гардиным, отличались психологической сложностью и жизненной противоречивостью. «Златые горы» С. Юткевича и «Окраина» Б. Барнета положили начало советскому звуковому историко-революционному фильму. Классические произведения русской литературы обрели экранную жиэнь в «Грозе» Островского, поставленной В.

Петровым, в «Петербургской ночи» по Достоевскому (Г. Рошаль и В. Строева).

Фильм «Чапаев» был поставлен в 1934 г. режиссерами Г. и С. Васильевыми по роману Д. Фурманова. Образ революционного полководца Чапаева создан артистом Б. Бабочкиным.

Увидел свет ряд замечательных историко-революционных картин: «Трилогия о Максиме» Г. Козинцева и Л. Трауберга с Б. Чирковым в главной роли, «Депутат Балтики» И. Хейфица и А. Зархи, «Щорс» А. Довженко, «Мы из Кронштадта» E. Дзигана по сценарию В. Вишневского. Создаются фильмы о В. И. Ленине («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году»), созданные режиссером M. Роммом, а также «Человек с ружьем» и «Яков Свердлов», созданные С. Юткевичем. Артисты Б. Щукин и M. Штраух воспроизвели образ «вождя революции».

Народ как творец истории, крупнейшие исторические деятели были показаны в больших эпических произведениях: «Петр I» В. Петрова, «АлександрНевский» С. Эйзенштейна, «Минин и Пожарский» В. Пудовкина и M. Дол- лера, «Арсен» грузинского мастера M. Чиаурели. B этих фильмах всенародное признание получила талантливая игра артистов H. Черкасова, H. Симонова, M. Жарова и многих других.

Продолжалась экранизация литературной классики. Среди фильмов этого жанра выделялись «Бесприданница» Я. Протазанова, «Маскарад» С. Герасимова, трилогия M. Донского по автобиографическим повестям M. Горького, «Дело Артамоновых» Г. Рошаля и «Враги» А. Ивановского. Экранизировались также произведения Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Свифта, Бальзака, Мопассана, ОТенри.

Главной темой была современность. Постановщики художественных фильмов раскрывали новые черты человеческих характеров, пафос созидания. B «Великом

гражданине» Ф. Эрмлера артист H. Боголюбов создал образ руководителя, коммуниста-ленинца. B фильме И. Хейфица и А. Зархи «Член правительства» В. Марецкая сыграла русскую крестьянку, строительницу новой жизни в деревне. «Большая жизнь» Л. Лукова о шахтерах, фильмы С. Герасимова о комсомоле с участием T. Макаровой и П. Алейникова, веселые кинокомедии Г.

Александрова и И. Пырьева, наполненные музыкой и песнями, с участием Л. Орловой, И. Ильинского, M. Ладыниной, H. Крючкова, Б. Андреева и др. с большой любовью отражали мирную жизнь, созидательную деятельность советских людей. O трудовых подвигах строителей социализма, завоевании Арктики, строительстве новых городов и заводов, о жизни социалистической деревни рассказывали документальные фильмы И. Копалина, P. Кармена и других режиссеров.

Угроза войны привлекала внимание советских кинематографистов к антифашистской тематике. По произведениям Ф. Вольфа, Л. Фейхтвангера были поставле- ныфильмы «ПрофессорМамлок», «СемьяОппенгейм». B фильмах А. Довженко «Аэроград», А. Иванова «На границе», Ю. Райзмана «Машенька» говорилось о коварных замыслах врага и патриотическом долге советских людей.

4. МУЗЫКА

B 1917 г. Советское правительство за подписью В. И. Ленина издало декрет о национализации оперных, бывших «императорских» театров (Большого — в Москве и Мариинского — в Петрограде). B 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет о национализации Московской и Петроградской консерваторий и передаче их в ведение Народного Комиссариата просвещения «на равных со всеми высшими учебными заведениями правах». Начался этап «государственного музыкального строительства» — организация народных музыкальных школ, музыкальных издательств, театральнОго дела, концертных объединений.

Многие виднейшие представители старшего поколения музыкальных деятелей: А. Глазунов, P. Глиэр, К. Игумнов, А. Гольденвейзер, H. Мясковский, Б. Асафьев, Л. Собинов, А. Нежданова и др. — отдавали свои силы и опыт

музыкально-просветительской работе в массах, устраивали популярные концерты, лекции.

Новаторский характер приобретает народное музыкальное творчество. Русские песни, боевые, походные солдатские, старые революционные песни переделываются, переинтонируются, к ним пишутся новые революционные тексты. Безымянный коллективный автор создает советскую народную песню о героях революции и гражданской войны: «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Гей, по дороге», «Расстрел коммунаров», «Смело мы в бой пойдем».

Много сделал для пропаганды народной песни хор M. E. Пятницкого, после революции получивший право стать постоянно действующим коллективом, а в 20-х гг. преобразованный в Государственный русский народный хор. Развитию народного песенного творчества способствовали композиторы А. Кастальский, Г. Лобачев, Д. Ba- сильев-Буглай и др. Стали закладываться основы профессиональной советской песенной культуры, опирающейся на традиции народной песни и отражающей стремление композиторов приблизить свое творчество к современности. Появляются песни Дмитрия Покрасса «Марш Буденного» натекстА. Д’Актиля, «Проводы» Д. Василье- ва-Буглая на текст Демьяна Бедного, «Песня коммуны» А. Митюшина на текст В. Князева и, наконец, лучшая песня того времени «По долинам и по взгорьям» А. Александрова, мелодию которой сообщил композитору партизан П. Парфенов.

Первые послереволюционные годы были отмечены большим оживлением музыкально-театральной и кон- цертно-исполнительской деятельности. Основу музыкального репертуара вначале составляли лучшие образцы русской и зарубежной классики. Наряду с крупнейшими исполнителями — артистами старшего поколения (Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, Г. Пирогов, И. Ершов) начинают выступать M. Полякин, Г. Нейгауз, H. Голованов, В. Барсова, H. Обухова, К. Сараджев и совсем еще молодые Д. Ойстрах, Л. Оборин, Г. Гинзбург, И. Козловский, M. Максакова, С. Преображенская. Закладываются основы советской исполнительской школы, во главе которой стоят выдающиеся музыканты К. Игумнов, А. Гольденвейзер, С. Козолупов, Л. Николаев. B дальнейшем советское исполнительское искусство совершенствуется, создаются государственные русские и национальные музыкальные коллективы: Симфонический оркестр Ленин-

градской филармонии, Ленинградская академическая хоровая капелла, Украинская хоровая капелла «Думка», камерные ансамбли-квартеты (имени Глазунова, Бетховена, Комитаса); организуется Ансамбль красноармейской песни и пляски под руководством А. Александрова. Возникли и совершенно новые формы концертной жизни — концерты-митинги.

Они носили агитационный характер и обычно заключали съезды, конференции, митинги и другие крупные общественные мероприятия.

B 1927 г. советские музыканты впервые приняли участие в международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, на котором первое место завоевал Л. Оборин.

Заметно повысился интерес к музыкальной науке, критике. Создалась советская музыкальная периодика. B национальных республиках с помощью русских композиторов развивалась «социалистическая по содержанию и национальная по форме» музыкальная культура.

Проблема новаторства решалась порой упрощенно, схематично, вне связи с современностью и традициями классического искусства. Это сказалось в первую очередь в деятельности таких организаций, как Ассоциация современной музыки (1923—1931 гг.) и Российская ассоциация пролетарских музыкантов (1924— 1932 гг.).

Ассоциация современной музыки (ACM), пестрая и разнородная по составу, объединила большую часть старой музыкальной интеллигенции и наиболее «лево» настроенную молодежь. Входившие в нее композиторы создали ряд серьезных и интересных произведений, она не имела ясно выраженной идеологической платформы.

Успешно развивалось песенно-хоровое творчество молодых композиторов А. Давиденко, M. Коваля, В. Белого, H. Чемберджи и др., тесно связанных с народными песенными традициями. Наиболее яркими образцами нового стиля были песни и хоры А. Давиденко «На деея- тойверсте», «Улицаволнуется», «КоннаяБуденного»,ли- рические песни M. Коваля, песни В. Белого и т. д.

Появляются первые оперы на темы гражданской войны («За красный Петроград» А. Гладковского и E. Пруссака), историко-революционные(«Степан Разин» П. Трио- дина, «Сын солнца» С. Василенко, «Загмук» А. Крейна).

Крупным достижением явился балет P. Глиэра «Красный мак», в яркой и эмоциональной музыке которого композитор впервые в истории этого жанра воплотил тему дружбы народов и революционной борьбы.

B советской симфонической музыке отражались темы современности, революции, гражданской войны, героического революционного прошлого (5-я и 6-я симфонии H. Мясковского, «Симфонический монумент 1905—1917» M. Гнесина, «Траурная ода» А. Крейна). Создавались произведения в духе классических традиций, основанные на народно-песенном материале, — 8-я симфония H. Мясковского, «Запорожцы» P. Глиэра, 3-я симфонияА. Геди- ке, «Мцыри» M. Ипполитова-Иванова. Быстро завоевала мировую славу талантливая 1-я симфония Д. Шостаковича. Появляется ряд произведений с ярко выраженными модернистскими тенденциями — «Завод» А. Мосолова, «Сказки гипсового будды* Л. Книппера и др.

Музыкальная культура 30-х гг.

B 1932 г. организовался Союз советских композиторов, положивший начало «объединению музыкантов на основе метода социалистического реализма».

Огромный размах получает песенное творчество. Жанр массовой песни становится лабораторией новых средств мелодической выразительности, и процесс «песенного обновления» охватывает все виды музыки — оперную, симфоническую, кантатно-ораториальную, камерную, инструментальную. Тематика песен многообразна, как многообразны и их мелодии. Среди произведений песенного жанра особенно выделяются в это время боевые песни А. Александрова, песни И. Дунаевского с их звонким весельем, юношеской энергией, светлой лирикой (та- кие,как «Песня о Родине», «Песня о Каховке», «Марш веселых ребят» и др.), своеобразные песни В. Захарова, посвященные новой жизни колхозной деревни («Вдоль деревни», «И кто его знает», «Провожанье»), песни братьев Покрасс («Если завтра война», «Конармейская»), M. Блан- тера («Катюша» и др.), С. Каца, К. Листова, Б.Мокро- усова, В. Соловьева-Седого.

Песенный жанр развивался в тесном содружестве композиторов с поэтами M. Исаковским, В. Лебедевым-Ку- мачом, В. Гусевым, А. Сурковым и др. Широкой популярности советских песен способствовало появление звукового кино.

Оперный театр в 30-е гг. обогатился произведениями на современную тему. Оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» и «Поднятая целина» отличались ярким мелоди-

ческим началом, реалистической характеристикой героев. Заключительный хор «От края и до края» из «Тихого Дона» стал одной из самых популярных массовых песен. Опера T. Хренникова «В бурю» также наполнена драматическими характеристиками, самобытной мелодикой, выразительными народными хорами.

C.C. Прокофьев. Фотография.

Интересное преломление получили элементы французской музыки в опере Д. Кабалевского «Кола Брюнь- он», отмеченной большим профессиональным мастерством, тонкостью музыкальных характеристик.

Для оперы С. Прокофьева «Семен Котко» были характерны отказ от массовой песенности и преобладание речитатива.

Различные тенденции в творчестве советских композиторов стали в 1935— 1939 гг. предметом дискуссий о путях развития оперного искусства.

K современной теме обращались и композиторы, работавшие в жанре оперетты, — И. Дунаевский, M. Блантер, Б. Александров.

B балетном жанре реалистические тенденции были представлены такими значительными произведениями, как «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна, музыкально-хореографическая трагедия С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Появились первые национальные балеты в Грузии, Белоруссии, на Украине.

B 30-е гг. расцветает творчество крупнейших советских симфонистов старшего поколения, становятся зрелыми таланты молодых. H. Мясковский создает в этот период 10 симфоний (от 12-й до 21-й). С. Прокофьев пишет патриотическую кантату «Александр Невский», 2-й концерт для скрипки, симфоническую сказку «Петя и волк», Д. Шостакович — грандиозную по замыслу и глубине содержания 5-ю симфонию, а также 6-ю симфонию, фортепианный квинтет, квартет, музыку к кинофильму «Встречный». Много значительных произведений B симфоническом жанре было посвящено историко-революционным и героическим темам: 2-я симфония Д. Кабалевского, симфония-кантата Ю. Шапорина «На поле Куликовом». Ценный вклад в реалистическую музыку внес А. Хачатурян (1-я симфония, фортепианный и скрипичный концерты, балет «Гаянэ»). Крупные симфонические произведения написали и другие композиторы, в том числе композиторы советских национальных республик.

Ha большую высоту поднялось исполнительское искусство. Выдающимся вокалистам А. Неждановой, А. Пирогову, H. Обуховой, M. Степановой, И. Паторжинскому было присуждено звание народного артиста СССР. Молодые советские музыканты Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Я. Фли- ep, Я. Зак на международных конкурсах в Варшаве, Be- не/Брюсселе завоевали первые премии. Имена Г. Улановой, M. Семеновой, О. Лепешинской, В. Чабукиани стали гордостью советского и мирового хореографического искусства. Создались крупные государственные исполнительские коллективы — Государственный симфонический оркестр, Государственный ансамбль танца, Государственный хор СССР.

<< | >>
Источник: A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек. Всемирная история: Канун Второй мировой войны. 2002.. 2002

Еще по теме 3. кино:

  1. КИНО
  2. ЗВУКОВОЕ КИНО И ЕГО РАЗВИТИЕ B 30-х гг.
  3. Особенности организации и тактики опознания человека по фотоснимкам и рисункам, кино- и видеофильмам
  4. Схема анализа кинофильма
  5. СОВКИНО
  6. Кинематограф.
  7. Игнорирование базового уровня
  8. Скованные одной ролью
  9. Перечень и тематика самостоятельных работ для студентов очной формы обучения
  10. / /. Документ как объект криминалистического исследования
  11. Понятие «документальная информация».
  12. 3.3. Технология формирования имиджа телеведущего.
  13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА.
  14. БАРЬЕРЫ НЕПОНИМАНИЯ
  15. БАРЬЕРЫ НЕПОНИМАНИЯ
  16. Глава 2. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ЭКОНОМИКЕ
  17. Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов (ст. 2422 УК РФ)
  18. До поступления документов Архивного фонда Российской Федерации в государственные и муниципальные архивы устанавливаются следующие сроки их временного хранения:
  19. 30.3. Государственное регулирование архивного дела
  20. К частной собственности относятся архивные документы: