<<
>>

Контрреформация в Швейцарии.

Вторая половина XVI в. стала временем открытого наступления в идейной борьбе, которое предприняли римско-католическая церковь и поддерживавшие ее силы после решений Тридентского собора.

B этом идеологическом наступлении принимали участие и католики Швейцарии. Важную роль в юздании новой атмосферы в католических землях сыграли кардинал Карло Борромео, архиепископ Милана, “надзиравший” эа Швейцарией, и стоявший во главе руководства Люцерна фанатичный католик Людвиг Пфиффер, который мечтал “стереть Женеву с лица земли”. По предложению Борромео папа ввел в Швейцарии должность постоянного нунция, передал иезуитам руководство образованием. B Люцерне при поддержке Пфиффера была основана школа иезуитов — деньги на ее содержание и оплату учителей дали папа, испанский король Филипп II, король Фраиции и герцог Савойский. Иезуитские школы возникли во Фрсйбурге, Золотурне и в других городах. B Милане Борромео основал Коллегиум Гельвети- кум — семинар по подготовке священнослужителей для Швейцарии (ежегодно здесь обучались 40—50 швейцарских юношей).

B 1568 г. семь кантонов — Швиц, Урн, Унтервальден, Люцерн, Фрейбург, Золотурн и Цуг — договорились между собой о союзе, названиом “золотым” (так как первые буквы в письменном тексте допзвора были позолочены). Члены союза обязывались защищать в своих кантонах католицизм даже силой оружия. He отказываясь от участия в общешвейцарских тагзатцунгах, они, однако, стали проводить в Люцерне и свои собственные заседания. B 1587 г. шесть из ссми этих кантонов заключили сепаратный дружеский союз с Филиппом II, королем Испании, что вызвало настороженность в протестантских кантонах.

Межконфессиональные противоречия оказались в Швейцарии настолько сильными, что едва не привели к расколу конфедерации. Их смягчали наличие общих владений, подвластных территорий, которыми по давно устоявшейся очередности управляли католические и протестантские кантоны, а также политика Франции: она была заинтересована в использовании наемных сил Швейцарии из всех кантоиов в борьбе с Габсбургами и стремилась не допустить полного развала конфедерации.

B самой Швейцарии также нашлись силы, в том числе культурные, которые выражали идеи единства страны. Так, Эгидий Чуди (1505—1572), испытавший влияние гуманизма автор крупнейшей “Гельветической хроники”, выявлял в ней общность истории швейцарцев. Он утверждал, что именно в Швейцарском союзе воскресли и реализуются добродетели гельветов доримской эпохи (одного из кеЛЪтских племен, населявших тогда земли будущей Швейцарии).

Швейцария в первой половине XVII в. Co смертью в 1594 г. Людвига Пфиффера поборники католицизма в Швейцарии лишились своего энергичного вождя. Изменилась и ранее благоприятствовавшая его деятельности обстановка во Франции: с воцарением Генриха IV и изданием в 1598 г. Нантского эдикта о религиозной веротерпимости гражданские войны в стране завершились. B том же 1598 г. скончался Филипп II, с которым католические кантоны состояли в союзе. Нарастал упадок Испанин. Bce это дало стимул к ослаблению напора контрреформацни в стране н возобновлению в 1602 г. союза с Францией. Ha сей раз договор подписали все кантоны, а в его обсуждении участвовали все союзные земли. Для этого Геирих IV должен был предоставить, швейцарцам 1 миллион талеров. Союз взаимопомощи двух стран был снова заключен и скреплен торжественной клятвой в Соборе Парижской Богоматери. C этого времени, хотя в Швейцарин и происходили отдельные конфликты между католиками и протестантами, в целом линия на их взаимную терпимость укрепилась. Наличие совместно управляемых земель также поневоле сближало кантоны с разными исповеданиями. События Тридцатилетней войны в свою очередь наглядно продемонстрировали швейцарцам не только угрозу гражданской войны и кровопролития в случае чрезмерного фанатизма соперничающих сторон, но и выгоду невовлеченности в военные действия, нейтралитета. Государственно-правовым принципом он, конечно, еще не стал, даже представления о самой возможности в течение долгого срока сохранять подобную позицню тогда едва намечались.

Для большинства населения страны — швейцарского крестьянства — с началом Тридцатилетней войны сложилась благоприятная экономическая конъюнктура.

B соседних областях Германии в связи с войной резко вырос спрос на продовольствие, что способствовало швейцарскому экспорту. B самой Швейцарии вследствие революции цен аграрная продукция подорожала, и крестьяне поспешили воспользоваться к своей выгоде всеми этими возможностями. B свою очередь горожане, имевшие свободный капитал, устремились вкладывать деньги в покупку землн. Вскоре, однако, ситуация резко изменилась.

Из соседних стран, где война усилила процесс “порчи денег”, в Швейцарию хлыиулн потоки монет низкой пробы или попросту обрезанных. Рост дороговизны до предела обострил бедствия городских низов, н местные власти, чтобы избежать социального взрыва, ужесточили регулирование продажи зерна и соли. Крестьяне, напротив, были заинтересованы в свободной торговле имн. B Женеве, Берне, Цюрнхе и других городах развернулось широкое строительство либо обновление мощных военных укреплений, которые должны были обезопаснть жителей в случас распространения войны на Швейцарию. Стены и башни, способные выдержать даже артиллерийский обстрел, стоили дорого, и магистраты значительно повысили налоги, взимая их не только с горожан, но и с деревенского населения, что вызвало волну недовольства. B последние годы Тридцатилетней войны началось падение цен на сельскне товары.

Ikc это привело в 1653 г. к крупнейшей в швейцарской истории крестьянской войне.

Она вспыхнула в землях Люцерна и стала перебрасываться из района в район, сопровождаясь требованиями сократить налоги, уменьшить чинш и залоговые платежи за землю, разрешить свободную продажу зерна и соли. Bo главе крестьянских отрядов стояли, как правило, богатые и влиятельные крестьяне. Характерным для повстанцев было обращение к патриотической символике, связанной с темой свободы: хоровое пение в походе песен о Вильгельме Тслле, массовые собрания для выработки требований с участием силачей, “трех Теллей", в старинных швейцарских костюмах, коллективные клятвы защитить и сохранить общешвейцарский свободный союз. Крестьянское движение, как обычно, действовало разрозненно и было подавлено в одннх местах силой, со смертными приговорами ряду участников, в других — путем переговоров, с уступками властей.

Поражение повстанцев привело к повсеместному наступлению городов на автономные права деревенских общин, стало началом фактически полного исключения крестьянства из политической жизни конфедерации. Рухнула былая идентификация свободного швейцарца с крестьянином, нашедшая столь широкое отражение в искусстве и литературе. B XVII в. крестьянин все чаще предстает в них бедным, грубым, туповатым, становится объектом насмешек.

Середина XVII в. принесла с собой важные перемены и в положении Швейцарского союза. При заключении Вестфальского мира, подводившего итоги Тридцатилетней войны, по инициативе бургомистра Базеля в обоих договорах, в Мюнстере и Оснабрюке, было зафиксировано полное освобождение конфедерации от любых обязанностей по отношению к Священной Римской империи. Император соглашался также на изъятие из подчинения империи Базеля и других кантонов, присоединившихся к Швейцарскому союзу после 1499 г. Это было международным правовым подтверждением давно достигнутого страной фактического суверенитета, хотя ясной юридической формулы его вестфальские договоры не дали. Стремясь изменить эту ситуацию, бургомистр Цюриха попытался в 1655 г. кодифицировать договоры, заключенные друг с другом различными членами конфедерации, и на этой основе создать единое общешвейцарское соглашение о союзе. Это была первая попытка такого рода, и хотя она провалилась из-эа вновь обострившихся межконфессио- нальных противоречий, наметилась тенденция, которой принадлежало будущее.

<< | >>
Источник: С.П. Карпов. История Средних веков: Раннее Новое время. 2008. 2008

Еще по теме Контрреформация в Швейцарии.:

  1. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
  2. Культура Швейцарии
  3. Право и Контрреформация
  4. Культура в период Контрреформации.
  5. § 36. Реформация и контрреформация
  6. 4.1.2. Реформация и Контрреформация
  7. Контрреформация в Чехии.
  8. Швейцария.
  9. Католическая реакция (контрреформация).
  10. Реформация и контрреформация в Италии
  11. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ B ВЕНГРИИ
  12. §1. Идеологические основы юриспруденции XVI в.: гуманизм, Реформация и Контрреформация.
  13. РЕФОРМАЦИЯ B ШВЕЙЦАРИИ
  14. Швейцария
  15. § 5. Швейцария
  16. Швейцария