<<
>>

3. КОРЕЯ

ПОЛОЖЕНИЕ B КОРЕЕ B IV-VI BB.

ГОСУДАРСТВА КОГУРЁ, ПЭКЧЕ И СИЛЛА

Ha Корейском полуострове существовало три государства: Когурё, Пэкче и Силла, которые постоянно вели между собой борьбу, особенно обострившуюся с конца VI по конец VII в.

Это был последний период их раздельного существования.

Когурё занимало северную часть полуострова и прилегающие части Южной Маньчжурии, образовалось оно в 313 г. из древнего племенного союза. Пэкче возникло в 346 г. и находилось в юго-западной части полуострова. Юго-восточную часть занимало государство Силла, образовавшееся в 356 г. B северной части полуострова особенно чувствовалось влияние Китая, так как здесь было довольно многочисленное китайское население. Юг полуострова постоянно подвергался набегам японцев, поскольку отделялся от Японии только узким проливом. B IV в. японцы закрепили свое влияние на южной оконечности полуострова и образовали там свое владение, которое они назвали Мимана. Как видим, положение Корейского полуострова способствовало заметному влиянию на него Китая и Японии.

Государство Когурё выросло в результате разложения первобытнообщинного строя у когурёских (или, как они назывались первоначально, гурёских) и соседних племен. Старая родовая организация пяти коренных когурёских общин (племен?) превратилась в территориальную державу для господства как над своими сородичами, так и над иноплеменным населением в интересах имущего класса, сложившегося главным образом из родо-племенной знати Когурё, но допустившего в свои ряды и представителей аристократии покоренных (или союзных) племен. Так союз когурёских племен перерос в государство Когурё.

Конфуцианские идеи, проникавшие на Корейский полуостров, очевидно, еще в период разложения первобытнообщинного стром среди корейских племен, в IV в. стали государственной идеологией Когурё, определявшей принцийьі организации господствующего класса в чиновничье-бюрократическую иерархию.

Ha основе конфуцианских канонов сложились государственно-правовые нормы, и уже в 373 г. были обнародованы «Юллён» («Законы и наставления»), или свод государственных законов, предусматривавших повиновение народа.

По приглашению когурёского правителя в 372 г. из цзиньского Китая прибыл монах Сундо, привезший религиозную литературу и изображения Будды. Буддизм быстро распространялся в Когурё. После постройки в 375 г. монастырей Чхомун и Ибуллан (в столице) буддийские монастыри и храмы стали возникать повсеместно. Постепенно монахи превратились во влиятельную социальную силу, а монастыри — в серьезный фактор формирования крупного (феодального по характеру) землевладения.

Следы прежней родо-племенной организации сохранились в новой системе администрации в виде деления на пять центральных (столичных) и столько же периферийных округов. Пять столичных округов назывались Внутренними пределами (Нэпхён), а пять провинциальных — Внешними пределами (Вэпхён). Усложнение чиновной иерархии также произошло на базе званий (чинов) предшествующего периода. Чин «тэдэро» (иногда с усиливающей приставкой «тхэ» — «величайший») носил главный министр государства, назначаемый на три года, но зачастую захватывавший власть и на более длительный срок, пока его не вытеснял более сильный соперник. Чиновные ранги присваивались всем представителям центральной (столичной) администрации, а также начальникам пяти провинциальных округов (они носили чин «ёксаль»), которым подчинялись начальники отдельных крепостей. Функция всей административной организации сводилась к господству над сельскими общинами, являвшимися самой низшей административной единицей.

B северном государстве полуострова — Когурё — начали развиваться феодальные отношения раньше, чем в других царствах. Земля здесь являлась собственностью правителей, которые предоставляли крестьянам земельные участки с обязательством уплачивать налог продуктами земледелия. Крестьяне должны были отрабатывать трудовую повинность по ремонту старых и строительству новых оросительных сооружений, дворцов и крепостей.

Иногда земельные участки жаловались членам знатных фамилий, а также предоставлялись должностным лицам государственного аппарата в качестве вознаграждения за службу.

Развитие производительных сил обеспечивалось главным образом трудом надельного крестьянства, хотя сохранилось и рабовладение, но рабы не были крупной производительной силой.

B Корейском государстве насчитывалось очень много переселенцев из северных районов Китая. Они принесли с собой свою сельскохозяйственную технику и ремесла. Управление в Когурё устанавливалось по китайскому образцу, то же относится и к образоваішю. В последнюю четверть IV в. из Китая в Когурё проникает буддизм, что способствует развитию архитектуры, скульптуры и живописи, так как в стране развертывается строительство храмов и монастырей.

Государство Пакче возникло в результате разложения первобьггнообщинных отношений у южных ханских племен. Вначале это была одна из чинханско- маханских общин («маленьких государств») которая, опередив в своем развитии другие, превратилась в сильную территориальную державу.

Китайская версия относит основание государства Пэкче ко временам Кутхэ, т. e к середине III в., когда шла интенсивная борьба чинханско-маханских племен против династии Вэй. Кутхэ был или основателем государства Пэкче, или вождем чинханских племен, который сыграл важную роль в их консолидации.

B ранних сообщениях китайских династических историй правитель Пэкче назван «ваном» Чинхана со столицей в городе Вире.

Постепенный захват маханских общин и оформление государственной территории Пэкче относятся ко времени правления ванов Пирю (304—344 rr.), Ke (344—346 гг.) и Кынчхого (346—375 гг.). При последнем не только завершилось присоединение маханских общин (ок. 369 r.), но и была захвачена вся территория бывшего китайского округа Дайфан (ок. 371 r.). После установления отношений с китайской династией Цзинь и Японией вац Кынчхого стал известен за пределами Кореи как объединитель всех Маханских, чинханских и дайфанских земель.

B китайской истории «Тхун дянь» («Общий обзор») отмечается, что со времен государства Цзинь Пэкче «присоединило все земли, составлявшие древние владения Махана».

Территориальное расширение Пэкче и утверждение нового общественного стр'оя повлекли создание и соответствующей политической и идеологической надстройки. Формируется военно-бюрократический административный аппарат для управления новой территорией и эксплуатации ее населения. Всю иерархию правящего класса возглавлял наследственный монарх (ван). 22 центральных бу (государственных управления) подразделялись на нэбу (дворцовые) и вэбу (правительственные), состоявшие ИЗ OCHOBHbDC ведомств: военного, строительного, юридического, финансового, подворного, образования и др. B административном отношении государство Пэкче делилось на пять пан (сторон-провинций), а столица — на пять бу (округов). Столичные округа (Верхний, Передний, Центральный, Нижний и Задний) в свою очередь делились на пять хан (улиц или кварталов). B каждом бу размещалось по 500 солдат. Пан, во главе которых стояли начальники с чином 2-го класса, подразделялись на 10 кун (уездов); каждым из них управляли три военачальника, распоряжавшихся войсками численностью от 1200 до 1700 человек. Крупными городами (их насчитывалось 22) правили в качестве наместников сыновья вана или другие члены царствующего рода. Самой низшей административной единицей являлись сельские общины или деревни. Цель создания всей военно-чиновничьей иерархии состояла в том, чтобы принуждать минхо (крестьян- общинников) платить налоги и нести повинности.

B качестве государственной религии в государстве Пэкче был принят буддизм. Для проповеди буддийского учения в 384 r. из Восточной Цзинь (Китай) был приглашен индийский монах Марананда. Его с большим почетом встретил ван Симню и поселил в своем дворце. -Уже в следующем году на горе Хан- сан (теперь Намхансан) был построен первый буддийский монастырь, где священнослужителями стали 10 аристократов. Имеются также сведения о начале распространения в Пэкче даосизма.

Главной государственной повинностью всего крестьянского населения (мужчин старше 15 лет) была военно-трудовая, заключавшаяся в отработках на строительстве дворцов, крепостей или в непосредственном несении военной службы.

Войны, которые вело это государство, имели целью расширение земельных владений и увеличение населения, т. e. численности зависимого крестьянства. Заняв земли Дайфана, Пэкче в своем дальнейшем продвижении на север столкнулось с государством Когурё, разгромившим Лолан (около 313 г.) и в свою очередь расширявшим владения в южном направлении. Первое столкновение произошло в 369 г. в районе Чхияна, где было разгромлено 20-тысячное войско Когурё. Пэкческие войска вернулись с 5000 пленных и праздновали победу торжественным парадом на южном берегу реки Ханган.

B 371 r., отразив ответное нашествие когурёсцев, 30-тысяяная пэкческая армия осадила когурёскую столицу Пхеньян, являвшуюся форпостом экспансии на юг. Bo время осады был убит когурёский ван Ko- гугвон, но крепость взять не удалось. B 377 г. пэкческие войска вновь попытались захватить Пхеньян, и опять неудачно. Тем не менее они смогли на время приостановить активное продвижение Когурё на юг. Спустя несколько лет столкновения возобновились. Летом 392 г. в результате выступления когурёского вана Тамдока (Квангэтхо) Пэкче лишилось 10 пограничных крепостей; последующие военные действия были для него также безуспешными. B 395 г. пэкческие войска потеряли более 8000 пленными.

Чтобы укрепить свои позиции, Пэкче проявляло большую дипломатическую активность, устанавливал торговые и политические отношения с государствами Китая и Японии.

Юго-западное корейское государство Пэкче ощущало влияние Южного Китая. Это способствовало развитиюремесел. Гончары, ткачи, оружейники, плотники, судостроители, вышивальщицы из Пэкче славились не только в своей стране, но и в Японии, которая постоянно покупала здесь эти изделия. По уровню просвещения Пэкче превосходило Когурё и Силлу.

Ha внутреннем состоянии Пэкче отражалась почти не прекращавшаяся в течение целого столетия борьба с Когурё, которая разоряла страну и вынуждала население искать себе прибежище в соседнем государстве — Силле.

Наиболее отсталым из трех корейских государств в первое время была Силла, которая занимала юговосточную часть полуострова. Прежде всего эта отсталость была вызвана отдаленностью от Китая — передовой феодальной страны Восточной Азии. Япония, которая ближе всего находилась к Силле, в то время стояла на более низкой ступени общественного развития, чем Китай и корейские государства.

Значительное расширение территории и укрепление политической организации Силлы начались со второйполовины IV в., когда установились непосредственные отношения с Пэкче и другими странами. Появление сильных государств на территории Корейского полуострова (Когурё и Пэкче) не могло не повлиять на быстрое укрепление политической организации в Силле.

Многие историки считают, что к концу V в. уже давно завершилось образование государства Силла (территориальное деление населения и создание публичной власти). Однако факты свидетельствуют, что и в первой половине VI в. там создавались государственные институты. B прямой связи с утверждением государственных начал находилось запрещение с 502 г. варварского обряда человеческих жертвоприношений после смерти правителя, когда «убивали по пять мужчин и женщин для захоронения вместе C ним».

Именно в это время в Силле воспринимаются китайские феодальные образцы для построения государственного аппарата. B 503 г. марипкан (от «мари» — голова или «мару» — башня, возвышенное место, крыльцо,— титул силланских правителей) Чид- жын (500—514 гг.) принял титул вана и ввел устойчивое название государства — Силла. Символическое

Колесница. Воин на коне. Кореец и кореянки.

Стенная роспись гробницы ѴІ в.

толкование иероглифов этого названия подчеркивало, что новое государство представляет соединение («ра» или «ла»—сеть, ткань) различных земель, вошедших в его состав.

B это время сложилась и структура централизо- х ванного административного управления страной.

B 505 r., как сообщается в «Самгук саги», «ван лично определил области (чу), округа (кун) и уезды (хён) и с учреждением области Сильджик назначил Исабу правителем этой области — кунджу. Так впервые возникло название «кунджу». Следовательно, термины «кунджу», «чу», «кун», «хён», неоднократно упоминаемые в более ранних рассказах, не могут служить в качестве неоспоримых свидетельств существования в те времена государства.

При ване Чиджыне наряду с областями, округами и уездами была установлена и согён (малая столица). Это административное устройство сохранилось и в дальнейшем, хотя менялись количество, наименование и расположение областей, округов, уездов и малых столиц. При преемнике Чиджына — ване Попхьш (514—540 гг.) продолжалось формирование государственных институтов. B 517 г. учредили центральное ведомство (Пёнбу), в 520 г. выработали законы об уголовных наказаниях и порядке административного управления, а также о ношении всеми чиновниками форменной одежды различного цвета. B 531 г. ввели должность первого министра — сандэдына.

C установлением государственных начал внедрялась и новая идеология. Буддизм, проникший из Когурё (с 528 r.), пОлучил официальное признание: в 544 г. был построен монастырь Хынюн, а подданным государства разрешено уходить в монахи. C 545 г. началось составление истории силланского государства, которая путем утверждения принципов конфуцианства должна была способствовать укреплению государственности.

Создание нового государственного аппарата Сил- лы совпало со временем напряженной борьоы против соседних государств и племен. B 512 г. морская экспедиция силланцев, ловко использовав для устрашения . деревянные изображения львов, покорила жителей острова Улльшдо, называвшегося «государством» Усан. Велась длительная дипломатическая и военная борьба за присоединение каяских общин, которые были накануне возникновения собственного государства. Японские источники рассказывают, что силлас- ких принцесс часто выдавали замуж за каяских вождей, и с этими принцессами прибывала многочисленная свита, вмешивавшаяся в дела Кая. Однако правители Силлы с трудом преодолевали сопротивление каяских общин в районе Тэгу и других частях бассейна реки Нактонган. Несомненно, крупной победой Силлы было присоединение государства Кымгван, или Основной Кая (Понкая), в 532 г.

Если раньше в борьбе со своими противниками Силла прибегала к помощи Когурё, то в 50-е годы VI в., серьезно усилившись, вместе с Пэкче она повела борьбу против дальнейшей экспансии Когурё на юг. Эта борьба на время отвлекла Силлу от каяских общин. Воспользовавшись усталостью когурёских и пэкческих войск в борьбе за крепости Тосальсон и Кымхёнсон, Силлав 550 г. захватила эти крепости, а затем вместе с Пэкче вытеснила когурёские силы из бассейна реки Ханган. Заняв территорию по нижнему течению реки Ханган, Силла вовсе не помышляла о возвращении Пэкче его исконных владений, а стремилась к укреплению своих позиций на западном побережье, открывавшем путь для прямого сношения с китайскими государствами. Одновременно на северо-востоке она расширила свои владения вплоть до современного Анбёна. После этого ван Чинхын направил свои силы против каяских общин. B 562 г. он разгромил и присоединил Тэкая (или Имна Кая). Затем эту участь разделили Алла и другие каяские общины — всего около десяти. Японцы после этого утратили всякую опору среди корейских племен, и на всем Корейском полуострове не осталось более самостоятельных политических сил, кроме трех государств — Когурё, Пэкче и Силла,

Овладев бассейном двух важнейших рек — Нактонган и Ханган, Силла во второй половине VI в. превратилась в могущественное государство. Ha ее границах высились громадные каменные межевые столбы, высеченные при посещениях пограничных мест ваном Чинхьшом. Сохранились четыре из них, найденные в разных концах страны: в Чханнёне (Южная Кёнсан; поставлен в 561 r.), на горе Пукхан- сан (Кёнги; поставлен между 561 и 568rr.), на Хванч- хорёне и Мауллёне (Южная Хамгён; поставлены в 568 r.).

Для управления страной существовала разветвленная администрация. ГосударственноЧЗюрократиче- ская иерархия возглавлялась ваном, возвеличению которого были посвящены заимствованные из Китая обычаи ношения подданными траура по умершему монарху, символические наименования (девизы) годов правления ванов, посмертные титулы и пр. Важнейшие государственные дела ван должен был обсуждать на совещании высшей аристократии — Хва- бэк, все решения которого принимались единогласно. От имени вана главный министр (сандэдьш) руководил всеми правительственными ведомствами: общих дел (Пхумджу), военным (Пёнбу), по делам чиновников (Вихвабу), налогов и финансов (Чобу), транспорта и сообщений (Сынбу), церемоний (Йебу), внешних сношений (Ёнгэкпу), управления рынком (Тонсиджон) и др. Центральному правительству подчинялась вся местная администрация.

Армия состояла из столичных и провинциальных войск; основной единицей первых были отряды (тэ- дан), вторых — крепостные гарнизоны. Bo главе армии стоял главнокомандующий (тэгван тэгам), подчинявшийся непосредственно вану. Армию набирали на основе обязательной (трехлетней) воинской повинности всего мужского крестьянского населения. Большой удельный вес свободного крестьянства, сохранявшего общинную организацию, незначительность слоя ноби обеспечивали большую прочность государственной централизации в Силле по сравнению с Пэкче или Когурё.

Co второй половины VI в. большую роль стал играть институт хваранов («цветущей молодежи»). Хвараны (молодые люди из аристократических семей), организованные в отряды, на протяжении многих лет проходили особую выучку, получали духовную и физическую закалку. Кодекс их морали — «Сесок оге» («Пять предостережений к поведению в свете») — включал конфуцианские идеи преданности государю, почтительности к родителям и верности друзьям, даоский завет о магическом спасении при безграничной храбрости и буддийское учение о милосердии. Большое значение уделялось военной и физической тренировке, выработке хороших манер, обучению песням и танцам. Институт хваранов служил для подготовки своеобразной элиты правящего класса, призванной обеспечить государственное управление. Заметная роль хваранов проявилась уже в VI в. При завоевании Тэкая (562 г.) наибольшие заслуги были признаны за пятнадцатилетним хва- раном Садахамом. Летописи отмечают, что, получив в награду 300 пленных, он не поработил их, а отпустил на свободу. Роль хваранов еще более возросла в VII в., когда из их рядов вышли многие выдающиеся полководцы и политические деятели.

Процесс территориального расширения Силлы фактически означал утверждение государственной собственности на землю, создавшей предпосылку для присвоения правящим классом труда крестьян зависимых общин. B «Самгук саги» помещен указ 144 г. (дата сомнительна, мог быть издан значительно позднее), содержащий примечательные слова: «Земледельцы (крестьяне) составляют основу государственности, а питание народ приравнивает к Небу (т. e. считает его столь же важным для благополучия государства, как и повеление бога), и поэтому в областях и округах для расширения обрабатываемых полей должны быть построены плотины и дамбы».

Государство принуждало крестьян заниматься земледелием, фактически прикрепляя их к земле. B 489 r., как сообщается в «Самгук саги», власти вернули к земледельческим занятиям «народ, который гулял и тунеядствовал». Таким образом, государство приобрело неограниченную власть над народом, регламентируя все стороны его жизни. Бесправное положение крестьян закреплялось сословной структурой общества.

C V в. положение в Силле начало меняться. Сил- ла объединила усилия с соседним государством Пэк- че в обороне от самого сильного государства полуострова — Когурё. Борьба Силлы и Пэкче с Когурё продолжалась· почти сто лет и привела к ослаблению этих государств. K Силле отошла территория, принадлежавшая Когурё,— центральная часть страны.

Это ускорило развитие феодальных отношений, которые уже сложились в Когурё и Пэкче. Как и в других корейских государствах, феодальная земельная собственность в Силле имело форму надельной системы. Менялись и фор^ы государственного управления: произошло усиление централизации управления. B начале VI в. страна была поделена на области, округа,^ уезды. Названия новых административных делений и наименования должностей были китайскими.

Японская племенная знать пользовалась любым предлогом для вмешательства в борьбу корейских государств и неоднократно устраивала набеги на Силлу. Наиболее опасный из них был предпринят японскими отрядами в 433 г. Это нападение было отбито, но столкновения с Японией продолжались и дальше. После усиления влияния Силлы на Корейском полуострове вновь началась борьба против Миманы, в результате которой в 562 r. японских завоевателей изгнали из полуострова.

B первой половине VI в. в Силле появился буддизм. Централизованная и иерархически построенная буддийская церковь содействовала централизации и организации аппарата управления феодальным государством.

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Раннее средневековье. 1998. 1998

Еще по теме 3. КОРЕЯ:

  1. 2. КОРЕЯ
  2. Северная Корея
  3. Корея под гнетом японского колониализма
  4. Корея в позднем средневековье (династия Ли)
  5. Япония и Республика Корея
  6. КОРЕЯ ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ КОРЕИ
  7. КОРЕЯ ПОСЛЕ ИМДЖИНСКОЙ ВОЙНЫ
  8. КОРЕЯ B СЕРЕДИНЕ XIX BEKA
  9. Глава 13 Дальний Восток: Корея и Япония
  10. Глава 8 Китай, Вьетнам, Северная Корея
  11. ТИБЕТ, ИНДОКИТАЙ, КОРЕЯ B ІІІ—ѴПІ BB.
  12. КОРЕЯ B КОНЦЕ XVI — НАЧАЛЕ XVII BEKA
  13. Страны, следующие по японскому пути (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур)
  14. ТИБЕТ, ИНДО-КИТАЙ, КОРЕЯ. СТРАНЫ ЮЖНЫХ МОРЕЙ
  15. 5.7. Бурилова В.С., Яковлев А.Н. Культурно-исторические факторы и современные тенденции развития взаимоотношений между Республикой Корея и Приморьем в сфере туризма
  16. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОРЕИ B НАЧАЛЕ XIX BEKA
  17. Упражнение 22