<<
>>

Крестьяне и государство

Крестьяне вместе с тем не могли в полной мере использовать преимущество новых условий. Рынок пребывал в состоянии упадка, поскольку городское население значительно сократилось и в целом обеднело.

Bo многих случаях стало невозможно или невыгодно вновь заселять пустующие участки; землевладельцы со своей стороны намеренно превращали пахотные земли в пастбища: для ухода за крупным рогатым скотом и овцами требовалось гораздо меньше работников, чем для пахоты, сева и жатвы. B результате по всей Западной и Центральной Европе опустели сотни деревень. Лишь сравнительно недавно историки смогли в полной мере оценить подлинные масштабы этого феномена «потерянных деревень»: их местоположение нередко можно определить по аэрофотоснимкам, на которых проступают контуры старых систем полей и фундаментов зданий под новыми пастбищами и изгородями.

Кроме того, крестьяне были не единственными, кто мог извлечь выгоду из сложившейся ситуации: им приходилось делить свои прибыли с государством. Обнаружив, что доходы с королевских земель упали так же, как и в частных поместьях, короли начали компенсировать потери путем систематического введения новых налогов — косвенных (на ввоз и вывоз) или прямых.

Начиная со времен Эдуарда I (1272—1307) английские короли стали облагать налогом вывоз шерсти. Купцы, вывозившие шерсть для сукновальных мастерских Фландрии, не понесли особых убытков, поскольку им было разрешено учредить торговую монополию — «Шерстяную компанию», и они переложили налог на плечи производителей шерсти, уменьшив им плату.

Много тяжелее оказались прямые налоги, затрагивавшие гораздо большее количество людей, например подушные налоги 1377 и 1380 гг., которые послужили непосредственным поводом для крестьянского восстания 1381 г. C обоих берегов Темзы — из Эссекса и из Кента — толпы народа выступили на Лондон.

Там они нашли союзников; малолетнему королю Ричарду II и его советникам пришлось согласиться на требования восставших. Когда крестьяне разошлись, власти нарушили свои обещания и отомстили крестьянским вождям. Ho восстание продолжало жить в народной памяти и легендах. Горький иронический вопрос английскихкрестьян 1381 r.:

Когда Адам пахал, а Ева пряла,

Kmo же был тогда дворянином?

был тут же переложен в похожие куплеты на других германских языках и стал лозунгом бесчисленных восстаний в XV в.

Особое беспокойство вызывал у властей религиозный подтекст этой пропаганды. Ho разве дело могло обстоять иначе? Любой аспект человеческой жизни определялся в то время религиозными предписаниями, а любой аспект морали имел религиозный характер. Повиновение властям составляло центральный пункт любой морали, поэтому восстания можно было рассматривать как плод самого тяжкого из семи смертных грехов — гордыни (другие — гнев, жадность, зависть, чревоугодие, похоть и леность); именно гордыня побудила Люцифера восстать против Бога и превратиться в падшего ангела. Когда тяжелые налоги, гнет или просто голод толкали людей к восстанию, они, конечно, стремились найти религиозное оправдание своим действиям. Подобного оправдания, разумеется, нечего было искать у католической церкви — союзника, защитника и даже воплощения существующей власти. Такую роль могли взять на себя либо еретические движения, подобные лоллардам в Англии, которые требовали у церкви отказа от всех ее владений и возвращения к апостольской простоте, либо неформальные религиозные течения как внутри церкви, так и вне ее. K числу последних относились, например, многочисленные сторонники разнообразных учений о скором пришествии Христа; для них существующая власть была олицетворением сатанинского владычества или во всяком случае чем-то таким, что вполне созрело для свержения, за чем должно последовать тысячелетнее царство божьей справедливости.

Эти движения, почти неуправляемые, возникали довольно часто, однако географически их влияние ограничивалось обычно пределами определенной местности, а в социальном плане — низшими слоями городского и сельского населения. Поэтому властям — хотя они и проявляли заметное беспокойство, — как правило, без труда удавалось наводить порядок. Лишь когда религиозные движения охватывали значительные районы и большие массы населения, они становились действительно опасными для существующей власти, как это случилось в Чехии в начале XIV в. или в Германии в начале XVI в.

<< | >>
Источник: Г.Г. Кёнигсбергер. Новая история старой Европы. 2001

Еще по теме Крестьяне и государство:

  1. Крестьяне.
  2. Классы феодального общества. Зависимые и крепостные крестьяне
  3. Феодально зависимые и свободные крестьяне.
  4. 3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественно-исторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства
  5. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВО» И «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО». ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
  6. Какие формы возникновения государства рассматривали классики марксистской теории происхождения государства:
  7. 4.1 Многозначность термина «государство». Основные подходы к определению понятия государства
  8. Тема 7. Форма государства 1. Понятие и элементы формы государства
  9. 11. Механизм государства и его роль в выполнении функций государства.
  10. Вопрос 1. Понятие и признаки государства. Плюрализм в понимании и определении государства
  11. 5. Форма государства: понятие, элементы. Факторы, влияющие на форму государства.
  12. Проблемы сущности и типологии государства § 1. Государство и его основные признаки
  13. Вопрос № 1. Понятие формы государства, ее элементы. Факторы, определяющие многообразие форм государства
  14. 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  15. 1. Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства
  16. § 1. Понятие и виды формы государства. Факторы, влияющие на форму государства