<<
>>

КУЛЬТУРА

B средние века религия приобрела всеобщий характер, какого у нее не было в древности. Она стала не только философией, но и системой права, политической доктриной, моральным учением.

Христианство, сначала разрешенное, а вскоре и признанное как официальная религия Римской империи, вызвало к жизни новое по темам и художественным принципам искусство.

Христианская церковь начала наступление на «языческую» античную философию и науку, выступая против глубокого изучения природы, против вся- кого знания, основанного на опыте и разуме. B IV в. был уничтожен научный центр в Александрии, сожжена знаменитая Александрийская библиотека. B 415 г. в Александрии была убита известная преподавательница математики Ипатия. Однако развитие точных и естественных наук продолжается. K V в.

относится деятельность выдающихся математиков —^ Серена Антинейского, занимавшегося изучением сечения конуса и цилиндра, и Феона Александрийского, сочетавшего занятия математикой с астрономическими наблюдениями. Орибазий из Пергама составил медицинскую экциклопедию, которая содержала не только систематизацию сведений античных медиков, но и самостоятельные работы автора, основанные на его наблюдениях.

B 529 г. была закрыта Афинская школа — центр античной науки того времени. Отрицалась какая-либо свобода и самостоятельность научного исследования. Античная философия сменилась богословием.

Несмотря на это, античная философия продолжала иметь сторонников. Наиболее оригинальным ее представителем был философ Прокл Диадох (410— 485) — представитель афинской школы неоплатонизма, ближайший ученик Сириана и его преемник по руководству Платоновской Академией. B огромном литературном наследии философа многие сочинения являются философско-теоретическими. Среди них «Элементы теологии», состоящие из 211 тезисов, содержащих в себе систему неоплатонизма, т.

e. рассмотрение проблем «единого», «ума», «души» и «космоса». Сюда же относится сочинение «О богословии Платона» — огромное исследование, заключающее в себе учение о методах использования учения Платона для философии, подробное учение о «едином», богах, мыслимых (интеллигибельных), мыслящих (интеллектуальных) и мыслимо-мыслящих (интеллигибельноинтеллектуальных). Дошли до нас комментарии Прокла Диадоха к платоновским диалогам «Тимей», «Парменида», содержащие систематическое изложение всех центральных вопросов неоплатонизма и массу историко-философского материала. Bce эти комментарии являются великолепным образцом применения того метода толкования Платона, который ввел Ямвлих. Историческое значение Прокла Диадоха определяется не столько интерпретацией мифологии, сколько тонким логическим анализом, непосредственно не связанным ни с мифологией, ни с метафизикой и представляющим огромный материал для изучения истории диалектики. Философия, сочетавшая магию, чудотворение, мантику, теургию с систе-

матическим духом, аналитической проницательностью, виртуозностью детальнейших выкладок, доходящих до своеобразного пафоса*и экстаза рассудочности, отражала катастрофу всей рабовладельческой античности и полную безвыходность.

До нас дошли далеко не все литературные произведения, созданные в Византии, причем в некоторых случаях сохранились лишь славянские версии утраченных греческих подлинников. Для византийской литературы характерно отсутствие таких распространенных в античное время жанров, как трагедия и комедия. Другие виды литературы — роман, сатирический диалог, получив новое социальное содержание, встречаются только в отдельные периоды, третьи — эпиграммы, историография — сохраняются на протяжении всей истории развития литературы Византии. Значительное место занимают письма и речи. Интерес представляет агиография, т. e. жития святых и мучеников.

Житийная литература получила распространение в середине IV в. Жанр биографий тесно переплетается в ней с фантастическими и приключенческими мотивами греческих романов и церковными поучениями.

B отличие от других литературных жанров жития сохраняют ценный местный колорит (египетский, сирийский, палестинский).

^ B историографии различаются два направления: ссюственно история и всемирные хроники. Сочинения ^ йстбрсковГожватывали небольшой отрезов времени, о котором велось подробное и довольно точное повествование. Авторы, часто занимавшие высокое положение в государственной жизни, сами были очевидцами описываемых событий. Исторические сочинения были рассчитаны на узкий круг образованных читателей. Они писались на языке, близком к древнему. Автор обычно подражал стилю какого-нибудь античного историка (Геродота, Фукидида или Ксенофонта). Хроники компилировались из одного или нескольких более ранних исторических трудов и предназначались для народа как благочестивые поучения о ходе мировых событий — от сотворения мира до ближайшей эпохи. Язык хроник приближался к разговорному. За основу взят язык греческой Библии.

Своеобразная область византийской литературы — церковная гимнография. По содержанию гимны (тропари) близки к Священному Писанию, по языку, образам и метрике — к народному творчеству. Они кратки и несложны. Применяя язык и ритмы народных песен, церковь стремилась приблизить свое учение к массам.

Византийский (среднегреческий) язык возник на основе общегреческого языка (койне). C годами все более заметным делается различие между литературным языком, сохраняющим верность античным нор- мам,иразговорным — в литературе, предназначенной для народа.

B IV — V вв. в историографии существовало два течения — зарождающееся христианское и еще преобладающее языческое. Первое представлено «Церковной историей» Евсевия, епископа Кесарийского (264—340), второе — Енлапием из Сард (347—414) и Зосимой, в «Новой истории» которого (от Августа до 410 г.) проводится мысль о том, что распространение христианства послужило причиной упадка Римской империи.

Однако даже христианские поэты Григорий Ha- зианзин (умер в 389 r.), Синесий из Кирены (370— 413), Аполлинарий из Лаодикеи (340—390) продолжали творить в античных формах.

B VI в. наблюдается оживление в области эпиграмматичной поэзии (Агафий Миринейский, Павел Силенциарий). Она приобретает некоторые новые черты как по форме (эпиграммы достигают размеров небольших поэм, по языку и стилю близких античному эпосу), так и по содержанию (панегиричное описание зданий, предметов искусства). C именем Романа Сладкопевца, крупнейшего лирического поэта VI в., связывается возникновение новой формы — кондака, пользовавшегося большой популярностью в западных и восточных церквях.

B VI в. историография разделилась на собственно историю и хронику. B центре внимания — войны императора Юстиниана. Агафий Миринейский и его последователь Менандр Протиктор, с одной стороны, и выразитель оппозиционных настроениц Прокопий Кесарийский — с другой по-разному оценивают деятельность Юстиниана.

K плеяде историков принадлежит Феофилакт Си- мокатта. Его «История» (от 582 до 602 г.) — образец витиеватого эпигонского стиля. Образцом монашеской хроники является «Всемирная хронография» Иоанна Малалы, проповедника из Сирии. Написанное народным языком без риторических прикрас, его сочинение пользовалось большим успехом в народе и оказало сильное влияние на последующих хронистов. Таким же доступным языком писали жития святых Леонтий Неапольский (590—668), Иоанн Mocx (начало VII в.) и другие ранние агиографы. Их живой, незамысловатый, конкретный рассказ хорошо передавал реальную жизнь, и образы святых получались рельефными.

Противоречивость эпохи перехода к феодализму отразилась в византийском искусстве. Специфика и многообразие его объясняются также пестротой этнического состава населения империи. Различные народы Египта, Сирии и Малой Азии, населявшие в тот период империю, внесли свой вклад в создание и развитие византийского искусства.

B связи с тем что одной из основных задач императоров стало укрепление и распространение новой религии, они особенно заботились о воздвижении храмов.

Своеобразие оформления византийских храмов заключалось в контрасте между их внешним обликом и интерьером.

Внешний вид церкви поражал суровой гладью стен, совершенно лишенных элементов деко- ^pa. Простота экстерьера христианской церкви возникла как противопоставление богатому внешнему декору античного храма. Христианские идеологи стремились обосновать такое распределенйе декоративных элементов в архитектуре церкви и сравнивали ее с верующим человеком. Подобно смиренному христианину с его богатой внутренней и духовной жизнью, храм должен был быть подчеркнуто строг в своем экстерьере. Вот почему в византийских храмах декорировался в основном интерьер.

Интерьеры наиболее богатых храмов империи оформлялись мозаиками. Техника этого вида монументального искусства была заимствована средневековыми художниками у античных. Однако в античную эпоху мозаикой украшали чаще всего пол здания, теперь же композиции размещали на стенах. Их стали

выкладывать не из гальки, а из смальты — стекловидной массы, окрашенной окисью металлов в разные цвета, а затем обожженной, составляли яркие композиции. *Кубики несколько отличались друг от друга по форме и размеру. Из них составлялась не идеально гладкая поверхность. Каждый кубик был положен под некоторым углом к другому, затвердевая в известковом растворе основы, на которую накладывался. Неровная поверхность подчеркивала разнообразие цветовой окраски смальты, создавала мерцание ее тона.

Храм св. Софии в Константинополе, выстроенный талантливыми архитекторами и выдающимися учеными Исидором Милетским и Анфимием Тралльским в 532—537 гг., является великолепным памятником архитектуры VI в. Храм венчает огромный купол (около 31,4 м в диаметре), возвышающийся в центре постройки, и два полукупола. Внутренняя отделка храма, стены которого облицованы разноцветным мрамором и украшены мозаикой, отличается большой пышностью. Мозаика в основном орнаментальная.

Выдающиеся памятники искусства этой эпохи — мозаики церкви Успения в городе Никее и сохранившийся фрагмент мозаики и церкви св. Николая в Константинополе — произведения художников константинопольской школы, а также мозаики церкви св.

Георгия в Фессалонике. B этих творениях сочетались черты эллинистического искусства с его смелой и живописной трактовкой фигур и основные черты средневекового искусства Византии с его символизмом. B мавзолее св. Констанции мозаика еще в основном орнаментальная: сцены сбора винограда, повторяющиеся мотивы виноградной лозы, павлинов, декоративных веток. Между тем виноград — символ „Христа, а виноградное вйно—*еймв6л его крови, пролитой им ради искупления грехов людей, павлин — символ вечности, т. e. загробной жизни. Ветки, цветы, павлины в этом мавзолее свободно размещены на синем фоне, который напоминает о небесной сущности всего изображенного.

B V в. в другом мавзолее—Галлы Плацидии в Равенне — уже появились большие сюжетные композиции. Среди них — изображение Христа как доброго пастыря. Так изображали Христа и в скульптуре. Он сидит в саду, который символизирует рай, и окружен овцами — символами душ праведников.

Дальнейшим шагом на пути развития средневекового византийского стиля являются мозаики церкви св. Дмитрия в Фессалонике, отличающиеся от мозаик константинопольской школы своей аскетичной суровостью, свойственной византийской иконографии более позднего времени.

Храм св. Софии в Константинополе. Построен в VI в.

Превращен в мусульманскую мечеть в VI в.

Основным видом скульптуры становится рельеф. Сохранялись традиции монументальной скульптуры. Примером может служить бронзовая скульптура одного из императоров, находящаяся теперь в городе Барлетто (IV—начало V в.). У него грозно вскинутая голова, резкие морщины на лице, сдвинутые брови, расширенные ноздри — непременные признаки официального портрета.

Своеобразно трактовали художники лица персонажей. Пристальный взгляд неестественно расширенных глаз был обращен к зрителю. Иногда скульпторы стремились подчеркнуть глаза, инкрустируя зрачки Цветным камнем.

Утверждению и распространению христианства в Византии способствовали книги религиозного содержания. Книгохранилища находились при высших учебных заведениях, какими были школы в Александрии, Афинах, Константинополе, а также при многих монастырях в императорской резиденции. Материалом для книг был пергамент — обработанная особым образом кожа телят и ягнят. Изменилась форма рукописи. Ha смену неудобному для чтения и хранения папирусному свитку пришел пергаментный кодекс — книга, состоявшая из сшитых тетрадей. Новая форма была удобна для переписывания рукописей. Писец обходился без помощника, в то время как при копировании текста со свитка его должен был раскрывать и держать в развернутом виде перед переписчиком другой человек. Оказалось, что пергамент в отлйчие от папируса легко принимает краску, а листы рукописей вместе с писцом стали оформлять живописцы. Так появилась миниатюра — книжная иллюстрация.

Создавая произведения архитектуры, живописи, прикладного искусства, византийские художники находились под влиянием античного искусства. Старые памятники помогали византийским мастерам получать импульсы от своего, пусть языческого, художественного наследия. Это стало одной из основных черт византийского искусства, той особенностью, которую можно охарактеризовать как постоянный стимул для дальнейшего развития и нового взлета искусства.

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Раннее средневековье. 1998. 1998

Еще по теме КУЛЬТУРА:

  1. § 4. Правова культура: зв'язок із загальною культурою. Види правової культури
  2. Человек и культура: введение в философию культуры
  3. ЯМНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
  4. 28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?
  5. § 3. Государство и культура. Политическая культура
  6. Лекция 3. Правовая культура: понятие, уровни, формы. Функции правовой культуры
  7. Тема 17. Цивилизация и культура. Типы культуры
  8. Составной частью общей культуры общества является культура физическая, и первый шаг к овладению ею - ежедневная, в любое время года, утренняя зарядка.
  9. Культура как социальное явление
  10. 4.Правовая культура.
  11. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Ф едерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей (ст. 243 УК РФ)
  12. § 2. Правовая культура
  13. КУЛЬТУРА
  14. 20.2. Виды правовой культуры
  15. 10.3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
  16. Правовая культура
  17. 3. Сущность массовой культуры.
  18. Семинар 12. Человек, общество, культура
  19. Право и культура
  20. Культура и цивилизация