<<
>>

КУЛЬТУРА

B междоусобной борьбе XII — XV вв. сформировался тип японского самурая (буси), близкий к типу западноевропейского средневекового рыцаря. Свое художественное изображение он получил в рыцарском эпосе, возникшем и развившемся в эти века и принявшем форму гшунки — «военных эпопей».

Наиболее выдающимися из них являются две эпопеи — «Хэйкэ-моногатари» («Повесть о Тайра») и «Тайхэйки» («Повесть о великом мире»). B первой из них, возникшей в конце XII — начале XIII в., рисуется борьба Тайра и Минамото, приведшая к образованию сегуната, во второй, созданной в середине XIV в., рассказано о борьбе между восточными и западными феодалами 30 — 40-х годов XIV в. Обе эпопеи сложились на основе народных устных сказаний, которые странствующие сказители (обычно — слепцы) под аккомпанемент домры (бива) излагали речитативом перед своими слушателями и в которых повествовалось о событиях, сохранившихся в памяти народа.

B этих эпопеях отразилось и сложившееся в то время мировоззрение, характерное для воинов-феодалов.

Оно стало впоследствии называться бусидо («путь воина») и представляет собой систему понятии и положений, определяющих отношение феодала-рыцаря к существующему миру, к обществу и к своему сюзереиу. B основе этого мировоззрения лежит буддизм, а именно то его направление, в котором основное место занимает учение о карме — предопределение, судьбе. Это учение стало основой фатализма — характерной черты умонастроений японских самураев. B бусидо входит и этика, определяющая нормы поведения воина-рыцаря. Главное требование этой этики ~ верность своему сюзереиу и служение ему.

XIV — XV века составляют значительную полосу не только в истории японской литературы, но и в истории театра. K возникшим ранее феодально-рыцарскому эпосу и роману в эти века присоединилась драма, неотделимая в то время от театра.

Сценический текст рождался в процессе представления, а сами представления выросли из народных плясок п танцевальных сцен, соединенных с пением и музыкальным сопровождением. Сюжетамидля представлений служили храмовые легеиды и предания, героические сказания, романтические истории, бытовые происшествия и сказки. Именно это составляло истинное зерно таких пьес, несмотря на густые напластования буддийских верований, навязывавших тезис о «бренности» земного мира. Крупнейшим из авторов этих пьес был Сэами (1368 — 1443).

Сохранили свой народный характер фарсы (кегэи), развивавшиеся из уличных представлений бродячих комедиантов. Главное в фарсах — показ смешного сатирическое изображение феодалов и монахов, которые выводились чванными глупцами, распутниками и стяжателями. Постоянный персонаж в этих фарсах — хитрый слуга, обманывающий своего господина- феодала, или недалекий парень, вечно попадающий впросак. Большое распространение нолучила и поэзия. Сложением стихов с увлечением занимались горожане-ремесленники и торговцы. Они устраивали состязания, на которых специальные судьи давали своп оценки, зависевшие главным образом от соблюдения поэтами установленных правил. Возник ряд школ, имеющих-своих «мастеров», как называли тогда наиболее искусных поэтов, и своп правила.

Главным принципом в искусстве этого времени было стремление выразить определенное содержание при помощи минимума художественных средств и предельной внешней простоты. Наилучшим объектом, через который могло быть выражено самое сильное человеческое чувство и самая глубокая мысль, считалась природа. Отсюда — развитие жп- воииси с изображением гор и воды, цветов н птиц. Человек также мог изображаться на картине, но только как нечто единое с природой. Это направление в японской живописи создалось под большим влиянием китайского искусства того времени. Поэтому оно получило название «Китайской школы». Крупнейшим художником этой школы был Сэссю (1420 — 1506). Кано Масанобу (1453 - 1490) был основателем «школы Каио», впоследствии ставшей в японской живописи господствующей. B отличие от «Китайской школы» «школа Кано» культивировала красочность и яркую выразительность в рисунке и Каролине.

B XIV -- XV вв. в Японии получила большое развитие архитектура. Новое направление в архитектуре, гармонично совместившее в себе старые японские традиции с элементами китайской архитектуры, проявилось в постройках дворцов, буддийских храмов и жилых домов знати. Замечательными памятниками архитектуры этой эпохи являются известные «Золотой павильон» (Кинкакудзи) — 1397 г. в Кпото, и «Серебряный павильон» (Гинкакудзн) — 1473 г.

4.

<< | >>
Источник: A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек. Всемирная история:. Крестоносцы и монголы .1998. 1998

Еще по теме КУЛЬТУРА:

  1. § 4. Правова культура: зв'язок із загальною культурою. Види правової культури
  2. Человек и культура: введение в философию культуры
  3. ЯМНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
  4. 28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?
  5. § 3. Государство и культура. Политическая культура
  6. Лекция 3. Правовая культура: понятие, уровни, формы. Функции правовой культуры
  7. Тема 17. Цивилизация и культура. Типы культуры
  8. Составной частью общей культуры общества является культура физическая, и первый шаг к овладению ею - ежедневная, в любое время года, утренняя зарядка.
  9. Культура как социальное явление
  10. 4.Правовая культура.
  11. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Ф едерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей (ст. 243 УК РФ)
  12. § 2. Правовая культура
  13. КУЛЬТУРА
  14. 20.2. Виды правовой культуры
  15. 10.3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА