<<
>>

КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ

ГУМАНИЗМ

C конца XV в. в культуре Германии начался один из самых плодотворных ее периодов — время расцвета гуманизма. Гуманистическое движение в этом регионе зародилось столетием позже, чем в Италии, в 1430-е годы.

Оно опиралось на достижения передовой итальянской культуры, но уже с первых шагов стала намечаться и его собственная специфика: местные условия и идейные традиции определили особый интерес гуманистов к этикорелигиозной и церковно-политической проблематике.

B развитии гуманизма в XV в. большую роль сыграли философские идеи H. Кузанского, достижения в астрономии и математике Г. Пейрбаха и И. Регионмонтана, лекции об античной культуре, которые читались в университетах странствующими немецкими поэтами-гуманистами Лудером и Ka- рохом. Крупный вклад в становление гуманистической педагогики внес немецкий поборник синтеза классической эрудиции и христианского благочестия Я. Вимпфелинг. Важное значение имели реформы, которые гуманисты сумели провести в университетском преподавании: они способствовали процессу секуляризации культуры, подрывали позиции схоластики, сближали гуманитарные науки с запросами жизни.

Своими успехами гуманизм во многом был обязан великому открытию Гутенберга — книгопечатанию. K концу XV в. в Германии действовало несколько десятков типографий.

Ha рубеже веков быстро идет процесс объединения гуманистов в сообществе (Нюрнберг, Эрфурт и др.), которые обычно складывались вокруг гуманистов или знатных меценатов.

Основные центры гуманизма в период его расцвета сосредоточились преимущественно B южной части страны: Нюрнберг, Аугсбург, Гейдельберг, Тюбинген и др., в средней Германии — Эрфурт. Гуманисты действовали даже в Кельне — главной цитадели схоластики, монашества и клира.

Почти половину немецких гуманистов составили выходцы из бюргерства, около пятой части дало дворянство, примерно по десятой доле — патрициат и крестьяне.

Их критика отживших представлений и порядков, этических установок, утверждение новых идеалов человека и общества, новой образованности, вклад в пробуждение национального самосознания и борьбу за объединение Германии — все это отвечало насущным потребностям раннефеодального развития.

Патриотические настроения немецких гуманистов проявились в их отношении к прошлому. Увлекаясь античностью, они обращались к средневековой истории. Характерной стала апология средневековой империи, противостоявшей притязаниям папства. Особое внимание немецкие гуманисты уделяли древним германцам, истории империи Карла Великого и Оттонов, борьбе с папством, происхождению и развитию отдельных княжеств и городов.

Важную роль сыграло открьггие гуманистами трудов Тацита, забытых в средние века. Ha основе его «Германии» еще Эней Сильвий Пикколомини впервые сопоставил древнее состояние страны, не знавшей ни городской жизни, ни «прекрасных наук», с современной Германией, прославленной цветущими городами. Немецкие гуманисты с энтузиазмом подхватили и развили эту идею прогресса культуры за Альпами. Они значительно расширили круг источников по германской древности — письменных и вещественных. Осознание самостоятельной ценности дохристианского прошлого германцев и единства истории народа с древнейших времен до современности стало качественным сдвигом в историографии: зарождались представления о национальных путях развития.

Крупный вклад в историографию внесли два гуманиста-патриция — В. Пиркгеймер (1470— 1530) в Нюрнберге и К. Пейтингер (1465—1547) в Аугсбурге.

Пиркгеймер, друживший с Дюрером, отличался разносторонними интересами: переводил с греческого на латынь античных философов, писателей, географов, а также образцы патристики; писал сатиры, занимался математикой и астрономией; дал компендиум сведений античных авторов о древних германцах; издал найденные Цельтисом сочинения монахини X в. Хротсвиты — первой немецкой поэтессы. Одним из главных его трудов стала «История швейцарской войны».

Пейтингер славился как собиратель рукописей, монет, медалей, ваз, статуй и других памятников

древности. Он опубликовал ценный эпиграфический материал, издал римскую карту дорог, найденную Цельтисом, «Историю готов» Иордана и «Историю лангобардов» Павла Диакона. Его основной исторический труд освещал развитие императорской власти от Цезаря до византийцев, а в «немецкой» части — от Карла Великого до современности.

Дальнейшие шаги в исторической науке сделали более молодые гуманисты. И. Авентин (1477— 1534), изучая прошлое Баварии, систематически

Эразм Роттердамский.

Портрет работы Ганса Гольбейна Младшего. 1523 r.

обследовал архивы, особенно монастырские; он писал не только по-латыни, но и по-немецки, живым и общедоступным языком. Б. Ренан (1485—1547) в комментариях к нескольким изданиям Тацита и в своем главном труде — «Трех книгах германской истории» — последовательнее своих немецких современников применял историко-филологическую критику источников. Он отказался от некоторых неустойчивых легенд о немецком прошлом, одним из первых стал различать в истории три периода — древний, средний и «более новый».

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ мысль

«Двумя очами Германии» гуманисты называли Иоганна Рейхлина (1455—1522) и Эразма Роттердамского. C именем И. Рейхлина, выдающегося филолога, связана пропаганда занятий латинским, греческим и древнееврейским языками в университетах Германии. Он разработал еще один вариант гуманистического широкого понимания христианства, опираясь, помимо неоплатонизма, на античное пифагорейство и средневековое мистическое еврейское учение — Каббалу. Своими переводами из Ветхого завета он выявил ошибки в библейской части Вульгаты, способствуя гумапистической критике церковного канона Писания.

Наибольшую славу среди гуманистов снискал Рейхлин своим известным выступлением по так называемому делу о еврейских книгах, которое превратилось в «дело Рейхлина».

Начало этого «дела» относится к 1509 r., когда наиболее реакционные круги католической церкви в Германии, в частности кельнские теологи, стали добиваться уничтожения еврейских религиозных книг, являющихся, по их словам, враждебными христианству. Запрошенный по этому делу наряду с другими экспертами И. Рейхлин высказался против огульного уничтожения всех еврейских книг, часть которых имеет важное значение для изучения христианства. Начавшаяся до Реформации острая литературная полемика охватила все образованные круги Германии, которые разделились на двалаге- ря — рейхлинистов, к которым примкнули гуманистические круги и передовые умы, и «темных людей» (обскурантов) — сторонников кельнских теологов. Существо спора сводилось к одному: следует ли в изучении христианства придерживаться методов научной критики и исследования первоисточников или же оставаться на почве незыблемости авторитета католической догматики и папских декретов.

Религиозно-философские взгляды главы эрфуртского сообщества гуманистов, блестящего знатока классической древности Муциана Руфа (1471— 1526) были родственны «философии Христа» Эразма Роттердамского, но свою гуманистическую интерпретацию христианства Руф выработал самостоятельно, главным образом на основе синтеза идей флорентийских неоплатоников. Руф утверждал: единственный и истинный культ — «не быть плохим». Выступления Руфа против ортодоксии, обрядности, клира, схоластики, как и его методы обоснования гуманистической этики, вызывали живой отклик у молодого поколения гуманистов. Деятельными членами его сообщества были молодые поэты Зобан Гесс, Крот Рубиан, Герман Буш, знаменитый Ульрих фон Гуттен и многие другие.

Религиозно-этические взгляды эрфуртского кружка отличались от взглядов учителей тем, что для молодых гуманистов этический идеал не носил такого абстрактного характера. Рубиан, Гуттен и другие видели его реализацию в своеобразно понятой ими идее германского государственного единства, в объединении сил немцев против папского Рима.

Особенно ярко проявляются эти черты у Ульриха фон Гуттена (1488—1523), самого выдающегося члена эрфуртского сообщества и одного из наиболее интересных представителей немецкого гуманизма. Его ранние произведения отражают глубокую преданность гуманистическим идеалам и готовность самоотверженно бороться за них. Гуттен презрительно относился к титулам, званиям и академическим степеням, за которыми скрывались высокомерие и невежество. Гуттен отверг предложение

Ульрих фон Гугтен.

Гравюра 1598 г.

отца получить дипломированное образование и сделать выгодную карьеру. Он предпочел полную лишений жизнь странствующего поэта.

B стихотворении «Nemo» («Никто») Гуттен подчеркивает, что действительный обладатель высокого образования и гуманистической нравственности— это «никто», т. e. человек без официального положения. C 1513 r., после возвращения из Италии, Гуттен вел литературную борьбу против Рима. B своих эпиграммах на папу Юлия II он изобличает безнравственный образ его жизни, зло высмеивает индульгенции. B диалогах «Лихорадка I», «Лихорадка II», «Вадискус, или Римская троица» Гуттен разоблачал порочную, паразитическую жизнь папской церкви и подчеркивал невозможность ее реформировать.

B последние годы борьбы между гуманистами и обскурантами вокруг «дела Рейхлина» Ульрих фон Гуттен и Герман Буш написали прекрасное стихотворение «Триумф Капниона» (Капнион — греческое имя Рейхлина), проникнутое мыслью, что победа Рейхлина есть победа Германии, осознавшей наконец свои духовные силы. Это силы науки, одержавшей верх над невежеством и суеверием.

Событием стал выход в свет живой и острой сатиры, направленной против схоластики и клира,— «Писем темных людей». Авторы этой книги, изданной анонимно в двух частях (1515 и 1517 гг.), неизвестны, однако в настоящее время можно считать твердо установленным, что она была составлена в кругу эрфуртских гуманистов и что главные ее авторы — Гуттен и Рубиан. Сатира пародировала переписку невежественных монахов и теологов, противников Рейхлина и гуманизма, полных амбиции и откровенной злобы к свободной мысли. Обскуранты, поначалу принявшие «Письма» за работу своих единомышленников, стали всеобщим посмешищем. Значение книги не только в беспощадном разоблачении отжившего, в ней содержалась лаконичная программа гуманистического просветительства как основы освобождения страны от духовного засилья ортодоксии и вымогательств папства.

<< | >>
Источник: Всемирная история: Возрождение и реформация. 2001. 2001

Еще по теме КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ:

  1. Немецкое Просвещение. Культура Германии.
  2. КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ. «ОТТОНОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ»
  3. Разрушение нравственности - распад ценностей и кризис культуры в Германии
  4. Часть 3 Германия на поворотном пункте развития - кризис культуры и веры
  5. 5. Объединение Германии в 1990 г. Государственный строй и политическая система единой Германии
  6. Глава 3. Германия Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны
  7. § 4. Правова культура: зв'язок із загальною культурою. Види правової культури
  8. Человек и культура: введение в философию культуры
  9. ЯМНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
  10. 28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?
  11. § 3. Государство и культура. Политическая культура
  12. Лекция 3. Правовая культура: понятие, уровни, формы. Функции правовой культуры
  13. Тема 17. Цивилизация и культура. Типы культуры