<<
>>

КУЛЬТУРА ИМПЕРИИ ПЕРИОДА ПРИНЦИПАТА

Несмотря на бурные внутри- и внешнеполитические события, которые происходили в империи во времена правления Юлиев-Клавдиев, культура продолжала жить и процветать. Развивались живопись, скульптура, архитектура, творили писатели и поэты, драматурги и философы.

Наиболее ярким представителем философской мысли в I веке н. э. был воспитатель малолетнего Нерона Луций Анней Сенека (конец I в. до н. э. — 65 г. н. э.). Родился он в Испании, в городе Кордубе, в семье известного ритора Сенеки Старшего. Он получил философское и риторическое образование в Риме. После этого, с начала 30-х годов новой эры, Сенека начал политическую деятельность — он стал членом сената. Спустя десять лет, император Клавдий сослал его на пустынный остров Корсику, но в 49 году он был возвращен из ссылки женой императора Агринпиной, которая сделала его воспитателем своего сына Нерона. После смерти императора Клавдия, в 54 году, Сенека в течение пяти лет практически был правителем империи. B 56 году он стал консулом. Ho постепенно его влияние на Нерона стало ослабевать.

После 62 года Сенека окончательно отказывается от политической деятельности: он удалился от двора и роздал часть своих богатств. B 65 году, после раскрытия заговора

Пизона, по приказанию Нерона, Сенека покончил жизнь самоубийством.

Сенека был последователем стоической школы фило. ' софии. Его интересовали проблемы добродетели и нравст. венного усовершенствования, обуздания страстей, презрение к смерти и богатству. Он написал множество трактатов: «0 счастливой жизни», «О спокойствии души», «О кратковре- МЄННОСТИ ЖИЗНИ», «О гневе», «О милосердии», «О СТОЙ' кости мудреца» и др.

Работа, которая подвела итог его философским занятн- ям, — «Нравственные письма к Луцилию» (63 —64 гг. н. э.).

Перу Сенеки принадлежит также десять трагедий: «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Троянки», «Безумствующий Геркулес», «Тиэст» и др., написанные на сюжеты древнегреческой мифологии.

Его перу приписывается трагедия «Октавия» — единственная, в которой был использован сюжет из римской истории.

Bo всех своих произведениях Сенека оставался, прежде всего, философом-моралистом. Его трагедии иллюстрировали те же положения стоической морали, которые являлись предметом его философских сочинений.

Сенека был создателем, так называемого, «нового стиля», который получил широкое распространение в римской литературе I века н. э. Он отличался яркой эмоциональной напряженностью, патетикой, цветистыми метафорами, эффективными антитезами, короткими, отточенными фразами — сентенциями.

За исключением «Вопросов природы» («Quastiones na- turales»), все его работы посвящены этическим проблемам.

Стоицизм, сторонником которого являлся Сенека, был самым распространенным философским течением в республиканском, а позже и в императорском, Риме. Считается даже, что это единственное философское направление, которое в римский период приобрело новое звучание. Философы новой стои, к которым принадлежит Сенека, отводили душе главенствующую роль, а физику считалЯ полностью подчиненной ей областью.

Сенека считал, что все в мире подчинено власти строгой необходимости. B этике он исходил из принципа согласиЯ с природой (жить счастливо -- значит жить в соответствии с природой) и принципа подчиненности человека судьбе- Вопросу «Как прожить жизнь?» посвящены его трактатЫ «О краткости жизни» и « O счастливой жизни». B них проецируется как личный опыт Сенеки, так и общественные отношения современного ему Рима. Утрата гражданских свобод и упадок республиканских добродетелей в эпоху императорской власти приводят его к значительным сомнениям относительно будущего.

Вот как он об этом говорил сам: «на три периода делится жизнь: прошлое, настоящее и будущее. Из них тот, в котором живем — краток; тот, в котором будем жить — сомнителен и лишь тот, в котором мы прожили — определенный, только он устойчив, на него не влияет судьба, но и возвратить его также не может никто».

Сенека отвергал стремление к накоплению имущества, к светским почестям и должностям: «Чем выше кто зашел — тем ближе он к падению. Очень бедна и весьма кратка жизнь того человека, который с великими усилиями приобретает то, что еще с большими усилиями должен он удерживать».

Однако он использовал свое общественное положение и стал одним из наиболее богатых и влиятельных людей Рима. Когда его враги указывали на факт, что его собственная жизнь весьма резко отличается от идеалов, которые он провозглашает, он ответил им в трактате «О счастливой жизни»: «... все философы говорят не о том, как живут сами, но о том, как должно жить. Говорю о добродетели, но не о себе, и воюю против грехов, а это значит и против своих собственных: когда их одолею — буду жить как надо».

Смысл жизни Сенека видел в достижении абсолютного душевного спокойствия. Одной из основных предпосылок этого он считал преодоление страха перед смертью. Этой проблематике он отводил весьма много места в своих трудах.

B этике он продолжал линию старой стои, подчеркивая понятие человека как инвалида, стремящегося к совершенствованию в добродетелях. Жизнь, в которой человек все усилия или подавляющую часть их посвящает собственному совершенствованию, жизнь, в которой он избегает участия в общественных делах и политической деятельности, является, согласно Сенеке, наиболее достойной. «Лучше искать укрытия в тихой пристани, чем^ыть добровольно бросаемым туда-сюда всю жизнь. Подумай, скольким удара^ волн ты уже подвергался, сколько бурь пронеслось в твоей частной жизни, сколько их ты бессознательно вызвал на себя в публичной жизни? He имею в виду, чтобы ТЫ ТОПИЛ свою жизнь во сне и в наслаждениях — это я не называю полноценной жизнью. Стремись найти задачи более важ- ные, чем те, которыми ты до сих пор занимался, и верь, что важнее знать счет собственной жизни, чем общего блага, о котором ты пекся до сих пор! Если будешь так жить, ждут тебя общение с мудрыми мужами, прекрасное искусство, любовь и свершение блага; осознание того как хорошо жить и однажды хорошо умереть».

Его этические воззрения пропитаны индивидуализмом, который являлся реакцией на бурную политическую жизнь в Риме.

Приведем в качестве примера Письмо 1 из «Нравствен- ных писем Луцилию» (Луцилий — друг Сенеки).

<< | >>
Источник: A. H. Бадак. Всемирная история. Римский период. 1998

Еще по теме КУЛЬТУРА ИМПЕРИИ ПЕРИОДА ПРИНЦИПАТА:

  1. 5. Перехід до монархії. Принципат. Зміни в економіці, суспільному ладі та державному устрої в період принципату
  2. Ф.И.Успенский. История Византийской империи. Том I. Период I (до 527 г.) Период II (518–610 гг.). Москва «Мысль», 1996, 1996
  3. § 3. Период империи [101]
  4. КУЛЬТУРА B ПЕРИОД СМЕНЫ ЭПОХ
  5. РИМСКОЕ ГОСУДАРСТВО B ПЕРИОД ИМПЕРИИ
  6. 2.6.5. Научное знание периода Римской империи
  7. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
  8. КУЛЬТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ III BEKA
  9. Упадок культуры в позднеримской империи и в раннее средневековье
  10. Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство.