<<
>>

Культура Нидерландов в XVI в.

Глубокие сдвиги в экономике и социальных отношениях Нидерландов, связанные с возникновением капиталистического уклада, породили прогрессивные формы идеологии и культуры, которые соответствовали запросам новых общественных сил, боровшихся против феодализма и католической религии.

Видное место в новом идейном движении принадлежало гуманизму, выдающимся представителем которого был Эразм Роттердамский (см. гл. 30).

Его последователь Дирк Коорнхерт (1522—1590), сторонник веротерпимости, не замыкался, подобно своему учителю, в области умозрительной критики, а принимал активное участие в политической деятельности. Он занимал высокие государственные должности и принял кальвинистское вероисповедание. Его идеи абстрактной веротерпимости вполне гармонировали с космополитическими воззрениями богатого купечества, считавшего, что непримиримость ортодоксального кальвинизма мешает неограниченной свободе торговли и наживы.

Видным представителем нидерландского гуманизма был также Филипп Марникс ван Синт Альдехонде (1538—1598).

Выходец из аристократической семьи, он тем не менее с самого начала революции принял в ней активное участие, став советником и приближенным Вильгельма Оранского. Убежденный кальвинист, он написал большое число публицистических трактатов, сатиру на папство «Улей святой римской троицы», а также песню «Виллел-муслид», ставшую национальным гимном Нидерландов.

Большую роль в культурной жизни страны играли риторические общества, членами которых в городах и даже в больших деревнях и селах могли быть любители литературы, театра и словесности. Члены риторических обществ на своих регулярных собраниях соревновались в сочинении виршей, небольших пьес и фарсов, песенок. Демократические по своему составу и духу они активно участвовали в антицерковных и антииспанских народных движениях уже в предреволюционный период, а затем в революции и освободительной борьбе.

Большие успехи были достигнуты в живописи. Вершиной национально-реалистического жанра были полотна Питера Брейгеля Старшего, особенно такие, как «Крестьянский танец» «Слепые», «Избиение младенцев», в которых отразились события того времени и жизнь простого народа. Именно поэтому художник получил прозвище «мужицкий».

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. — 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение,1986. — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Культура Нидерландов в XVI в.:

  1. Государственный статус Нидерландов и администрация в XVI в.
  2. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ B НИДЕРЛАНДАХ
  3. НИДЕРЛАНДЫ B XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.
  4. НИДЕРЛАНДЫ B XVI И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.
  5. Культура Южных Нидерландов в первой половине XVII в.
  6. РУССКАЯ КУЛЬТУРА B КОНЦЕ XV — XVI в.
  7. Польская культура в XV—XVI вв.
  8. КУЛЬТУРА ВЕЛиКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО B XVI — НАЧАЛЕ XVII в.
  9. 3.2.7, Русская культура в IX XVI веках
  10. Английская культура XVI в.
  11. Культура Италии в XVI - первой половине XVII вв.
  12. ФРАНЦУЗСКАЯ КУЛЬТУРА XVI И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVH В.
  13. Развитие культуры в XVI в.
  14. Развитие немецкой культуры в XVI в