<<
>>

Культура Швейцарии

. Специфику культуры Швейцарии XVI — первой половины XVlI в. определяли не столько ее общие особенности, сколько культурная близость отдельных частей Швейцарии с соседними странами, ще говорили на том же яэьпсе — немецком, французском, итальянском.

Это положение еще больше осложнили Реформация и Контрреформация. C одной стороны, они раскалывали политическое объединение швейцарцев, ие отличавшееся большой прочностью, с другой — независимо от языковых различий сближали те части страны, где утвердилась одна и та же вера. Немалое значенне имели н другие особенности Швейцарии. B XVI в. здесь нс только закрепились, но и усилились характерные уже для предшествующего периода культурные контрасты между городскими и сельскими кантонами. Спецификой Швейцарии было и отсутствие центров придворной культуры, подобных тем, что складывались в эту эпоху в соседиих странах. Средневековые традн- цни также держались в Швейцарии прочнее и дольше, чем у ее соседей; в искусстве, например, стилевые перемены, за редкими исключениями, происходили с немалым запозданием.

B развитии культуры Швейцарии в XVi в. можно выделить три основных этапа. Первый, охватывающий менее трети столетня, связан с успехами книгопечатания и расцветом гуманизма. Второй этап, продолжавшийся до начала 1560-х годов, — время интенсивного воздействия на культуру реформационных процессов. Для третьего этапа, включавшего и начало XVII в., были характерны нарастающее влияние на культуру Контрреформации, а затем все больший ее упадок и провинциализацня.

Зарождение ренессансных веяний на швейцарской почве было связано с воздействием Италии. Имело значение и развитие гуманистического движения в Германии — под его влиянием Базель стал превращаться в один из главных очагов гуманизма вне Италии. Долгие годы здесь жил и преподавал право в университете немецкий гуманист С.

Брант. He раз приезжал в Базель для издания своих трудов Эразм Роттердамский, а в J521—1529 гг. он жил здесь. B этом городе протекала деятельность его друга, гуманиста-истори- ка Беата Ренана. B Базеле сложился один из крупнейших в Европе центров книгопечатания. C работой базельских типографий былн связаны многие гуманистически образованные теологи, почитатели Эразма, позже ставшие видными деятелями Реформации и разошедшиеся со взглядами своего былого кумира. B Баэсле расцветало ренессансное искусство оформления и украшения книги, развивавшее венецианские традиции конца XV — начала XVl в.

K числу эразмиаицев принадлежал и поэт, математик, знаток греческого языка и музыкальный теоретик Генрих Глареан (1488— 1563). Он учился в университетах Италии и Германии, энергично выступал в поддержку И. Рейхлнна в его борьбе с кельнскими инквизиторами, сотрудничал с издателем гуманистов Фробсном в его типографии, был в близких отношениях с Эразмом. B Базеле он открыл собственную школу, подготовив для нее ряд педагогических сочинений. Его перу принадлежало сделанное в латинских стихах историко-географическое описание Швейцарии, проникнутое патриотическим духом. Переехав в Германию в связи с реформацией в Базеле, которую он не принял, Глареан издавал римских историков и поэтов и опубликовал лучшую в то время теоретическую работу о музыке — “Двенадцатиструнлих” (1547). Он на ренессансный лад толковал музыку как “мать наслаждений’', но не забывал и ее традиционного понимания как воспитательницы высокой морали.

Деятелем ренессансной культуры в Швейцарии был и Иоахим Вадиан (1484—1551). Выходец иэ патрицианской семьи Санкт-Гал- лена, он изучал в Венском университете медицину, астрономию, естествознание. За свою поэзию он был увенчан лавровым венком из рук императора Максимилиана J. Вадиан стал профессором гума- ннстической риторики и поэтики в Венском университете. Вернувшись в 1518 г. на родину, он получил должность городского врача Санкт-Галлена, позже был избран его бургомистром, руководил введением в городе цвинглианской реформации.

Ha основе лекций по литературе, которые он чнтал в Вене, Вадиан опубликовал труд “0 поэтике и науке стихотворства”, ставший первой исторней немецкоязычной литературы, ще она рассматривалась в широком контексте развития литератур других народов от древности до XVl в.

Новые тенденции в развитии швейцарской культуры XVI в. былн связаны не только с гуманитарными, но и с естественными науками. Самым ярким явлением стала деятельность врача, алхимика н родоначальника немецкой натурфилософии Теофраста Па- рацельса (1493—1541). Как ученый Парацельс сблизил медицину и химию, положив начало своими открьггиями новому этапу в фармацевтике и врачевании химическими медикаментами. Парацельс обосновал гуманные цели медицины, призывал алхимиков искать не золото, а средства исцеления людей. Он стал поборником исследования природы на основе тесной связи опыта и теории. B своей философии он одухотворял природу, наделял ее антропоморфными признаками, подчеркивал неразрывную связь каждого природного явления и человека-”микрокосма" с единым мирозданием, полным внутренней динамики, взаимодействия и борьбы незримых сил. Философское учение Парацельса способствовало развитию пантеистических тенденций в космологии и науках о человеке. Ренессансный культ постижения скрытых тайн природы, “света натуры”, пронизывал всю деятельность Парацельса.

Видным швейцарским ученым был и другой врлч с разносторонними научными интересами — Конрад Геснер (1516—1565). Его называли “Плинием Гельвеции". Геснер устроил в Цюрихе ботани- ческнй сад, заложил основы систематической ботаники, виес крупный вклад в зоологию своей “Историей животных”.

Самым крупным художником, работавшим в Швейцарии XVI в., был немец, уроженец Аугсбурга Ганс Гольбейн Младший (1497/98—1543). Гольбейн сумел придать завершенную форму новому ренессансному стилю в искусстве Северного Возрождения. Способствовала этому и поездка Гольбейна в Италию, где он мог непосредственно познакомиться с ренессансным искусством этой страны. Он путешествовал также по Франции, выезжал на работы в Англию и, проведя в Базеле в общей сложности 13 лет, в 1532 г. переселился в Лондон, где стал придворным живописцем Генриха VIII. Гольбейн был разносторонним художником: он создавал монументально-декоративные работы, расписывал фасады домов в Люцерне и Базеле, большой зал базельской ратуши, а позже — “Стальной двор" немецких купцов в Лондоне, н он же виртуозно выполнил изящные, полные иронии и юмора рисунки на полях изданий “Похвалы глупости" Эразма Роттердамского, драматическую серию гравюр “Пляски смерти". Главную славу Гольбейну принесли портреты — парадные, интимные, групповые. Среди них — портреты знати и купцов, иностранных послов и гуманистов, с которыми он дружил — Эразма, Томаса Mopa и др. Гольбейн был мастером глубоких и объективных характеристик людей, ои умел, не льстя оригиналу, раскрывать индивидуальное своеобразие личности.

<< | >>
Источник: С.П. Карпов. История Средних веков: Раннее Новое время. 2008. 2008

Еще по теме Культура Швейцарии:

  1. Швейцария.
  2. § 4. Правова культура: зв'язок із загальною культурою. Види правової культури
  3. Контрреформация в Швейцарии.
  4. РЕФОРМАЦИЯ B ШВЕЙЦАРИИ
  5. Швейцария
  6. § 5. Швейцария
  7. Швейцария
  8. Швейцария после Венского конгресса.
  9. Швейцария в годы Французской революции XVIII в.
  10. Акционерные соглашения широко распространены в корпоративной практике в Швейцарии.
  11. 17. О сельской общине в Швейцарии
  12. § 2.23. Опыт правового обеспечения и реализации государственно-частного партнерства в Швейцарии
  13. Глава 13. Швейцария.
  14. «Инвестиционное общество» в Швейцарии
  15. Швейцария перед Реформацией. В начале XVI в. в состав
  16. ШВЕЙЦАРИЯ B XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.
  17. ( Бельгия. Голландия. Швейцария. Скандинавские страны
  18. опыт законодательного регулирования акционерных соглашений в Германии, Швейцарии, Франции
  19. Народная оппозиция Швейцарии выступала за избрание законодательного органа, свободу мнения и ограничение власти церкви.