<<
>>

ЛИТЕРАТУРА И ФИЛОСОФИЯ

Время Танской империи — золотой век средневековой китайской поэзии.

B VIII в. жил величайший китайский поэт Ван Вэй (699—759), который был одновременно крупным художником, каллиграфом, мастером пейзажной лирики.

Ранние стихи Ван Вэя — «Лоянская девушка», «В праздник хризантем», «В Шаньдуне вспоминаю о брате» и др.— свидетельствуют о редком его даровании. Вместе со своим другом и учителем Мэн Xao- жанем он явился родоначальником пейзажной лирики. Поэт и живописец, он тонко отмечал в своих стихах еле уловимые краски и оттенки природы. Он умел рассказать даже о малозначительных событиях с такой лирической взволнованностью, что частный жизненный факт приобретал общечеловеческую значимость. Стихи Ван Вэя, совершенные по форме, отличались большой музыкальностью, и некоторые из них уже при его жизни стали популярными романсами. Ван Вэй был также выдающимся художником. Он считается основоположником нового направления в китайской живописи. Ему приписывается трактат по теории пейзажной живописи — «Тайны пейзажа».
Именно о нем современники говорили: «В стихах он — живописец, в картинах — поэт».

B истории китайской литературы не было другого поэта, столь широко охватившего явления окружающей жизни, как Ли Бо (701—762). Восхищенные современники называли его «небожителем, изгнанным на землю». Он успешно развил в китайской поэзии традицию внимания к человеку. От романтических стремлений юности он перешел к стихам, в которых звучали печаль и обличение. B 59 стихотворениях под общим названием «Древнее» он в очень сложной форме говорит о поэте как о выразителе старинной традиции, сравнивает себя как поэта с Конфуцием и облачает современное общество. B творчестве Ли Бо слились конфуцианский рационализм с мечтательным даосизмом, уводящим в мир единения с природой.

Высоко оценено творческое наследие Ду Фу (712— 770), поэзия которого наполнена глубокими общественными мотивами, раздумьями о судьбе своей страны.

B начале 50-х годов Ду Фу написал стихи «Песня о боевых колесницах», «В поход за Великую стену», в KOTOpbDC выразил протест против разорительных войн, проводимых правительством. Широкую известность получили циклы его стихов «Три управителя» и «Три расставанья», в которых развернута яркая картина жизни Китая середины VIII в. Последние годы Ду Фу провел в непрестанных скитаниях. B некоторых стихах он стремился выразить тоску по родным местам, по своей семье, с которой был разлучен. Умер он в одиночестве и нищете. Ду Фу — мастер пейзажной лирики, воспевший красоту родной страны, радость жизни простого человека на лоне природы («Весенние воды», «Рано встаю», «В единении с природой» и др.). B совершенстве владея формами стихосложения и поэтическим языком, Ду Фу много сделал для развития китайской поэтической культуры. B Китае его называют «корифеем поэзии».

До нас дошло «Описание Западного края» («Сиюй цзи»), написанное Сюань Цзан (602—664) — буддийским монахом, совершившим в 629—645 гг. путешествие из Китая в Индию. Он описал Среднюю Азию, все страны, в которых ему довелось побывать. И сейчас эта книга остается одним из ценнейших источников для изучения народов и стран Средней Азии и Индии в средние века. Под руководством этого ученого был сделан перевод на китайский язык многих книг буддийского «священного писания»; он изучал географию, астрономию, математику, медицину и полученные знания передавал многочисленным ученикам.

B 40-х гг. VII в. Кун Ин-да (умер в 648 г.) составил свод пяти древних сочинений «Пять книг о правильном содержании», в котором излагались элементы естествознания И физики, учение об обществе И ГОСѴг7 дарстве, основы права и морали, а также рассуждения об историческом процессе.

B распоряжении танских провизоров имелась обильная фармакологическая литература — как старинная, так и более новая. Сегодня нам известны «Шэнь-нун бэнь-цао» («Корни и травы Шэнь-нуна») под редакцией Tao Хуан-Цзина; «Мин и бе лу» («Дополнения к перечню знаменитых лекарств»), также составленная Tao Хуан-Цзинем; «Синь сю бэнь-цао» («Заново составленное описание корней и трав») под редакцией Cy Гуна; «Бу ян фан» («Дополнение к предписаниям по питанию») Мэн Шэня; «Ши ляо бэнь-цао» («Исцеляющие корни и травы») Чжан Дина; «Хай яо бэнь-цао» («Корнц и травы в заморских снадобьях») Ли Сюня; «Вай тай ои яо» («Тайное средство Сосланного судьи»), написанная Ван Tao.

РЕЛИГИЯ

Даосизм и буддизм были наиболее распространенными религиями в Танской империи.

Даосизм имел широкую популярность среди народных масс. K этому времени он создал обширную церковную организацию с многочисленным духовенством, храмами и монастырями. Выработался его канон — «Дао цзан» («Сокровища дао»). B него входили произведения по медицине, алхимии, ботанике, астрологии.

Буддизм находил приверженцев главным образом в правящих кругах. Bo второй четверти IX в. в стране насчитывалось около 40 тысяч буддийских храмов и монастырей и более 700 тысяч монахов и монахинь. При дворе в присутствии императора часто устраивались диспуты представителей обеих религий. Период Танской империи — время могущества буддийской церкви, несмотря на то что буддизм иногда подвергался гонениям. Многие императоры стремились конфисковать монастырские земли и имущество, приказывали разрушать храмы и монастыри. Так, при императоре Уцзуне (841—846 гг.) было разрушено несколько десятков тысяч храмов и расстрижено.

τ. e. «возвращено в мирское состояние>, более 200 тысяч монахов и монахинь. Ho к власти приходили новые императоры, и буддийская церковь быстро оправлялась от подобных ударов.

B Танскую эпоху в Китай стали проникать ислам и христианство несторианского толка. Последователи несторианства отрицали божественную сущность Христа и утверждали, что и богоматерь, и Иисус Христос были смертными людьми.

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Раннее средневековье. 1998. 1998

Еще по теме ЛИТЕРАТУРА И ФИЛОСОФИЯ:

  1. Философия и литература: современный дискурс
  2. Философия, литература и искусство.
  3. Литература и философия в творчестве Поля де Мана
  4. Семинар 1. Становление философии. Роль философии в жизни человека и общества
  5. 1 Средневековая философия как синтез христианства и античной философии. Аврелий Августин
  6. Категории философии (развитие содержания в истории философии)
  7. Тема 1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре
  8. 1. ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ B ЛИТЕРАТУРЕ ЗАПАДНЫХ СТРАН
  9. § 36. Философия постмодернизма. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна
  10. 3.Философия и наука. Методологическая функция философии.
  11. ГЛАВА 11. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (феноменология, религиозная философия, экзистенциализм, неопозитивизм)
  12. ГЛАВА 12. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (аналитическая философия 80-90-х годов, герменевтика, постмодернизм)
  13. Темы 7, 8. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения о сущности бытия
  14. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 1 I. Нормативно-правовая литература:
  15. Зачем нужна практическая философия? Аргументы в пользу введения института практических философов