ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО БАЛКАНСКИХ НАРОДОВ
Столетия турецкого господства привели древнюю и самобытную культуру Болгарии к глубокому упадку и застою. Новую болгарскую литературу обычно начинают с рукописной книги Паисия Хилендарского «История славяно-болгарская» (1762 r.).
B первые десятилетия XIX в. болгарская литература и искусство борются за переход от синкретизма к художественности. K 30-м годам возникают стихотворные и прозаические диалоги, пронизанные идеями Просвещения. Найден Горев и Петко Славейков — авторы лирических стихов и поэм — закладывают основы новой болгарской поэзии. Значительным произведением художественной литературы явилась сентиментально-романтическая баллада H. Горева «Стоян и Рада», написанная в 1845 г.Подъем национально-освободительного движения, последовавший в 60—70-е годы XIX в., стал временем нового подъема и в литературе. Многие болгарские писатели жили в эмиграции — в России, Сербии и Румынии. Первые произведения любовной лирики, а также поэзии, наполненной думами об освобождении родины, принадлежат Петко Славейкову (1827 — 1895).
Лучшие из его стихотворений — «Канун», «Вербнаянеделя», «Капризный свет». Развитие болгарской прозы связано с именем Васила Друмева (1841 — 1901). B повести «Несчастная семья» он правдиво показал судьбу семьи, гибнущей от рук янычар. Создатель революционной болгарской поэзии Георгий Стойков РаковсКий (1821 — 1867) воспел в поэме «Лесной путник» борьбу гайдуков против турецкого ига, взяв за основу мотивы народных баллад.Певец свободы Любен Каравелов создал около 30 по- вестей и рассказов («Воевода», «Дончо», «Мученик», «Маменькин сынок» и др.). Каравелов ввел в литературу современную тематику, утвердил в болгарской прозе образ борца за народное счастье. Главный герой поэзии Христо Ботева (1848 — 1876) — борец за национальную свободу. B поэме «Гайдуки» он создает образ народного мстителя, а в стихотворении «Хаджи Димитр» утверждает идею бессмертия героя, погибшего за свободу.
Патриотические мотивы отражаются и на тематике творений в болгарской живописи XIX в. K изображению событий героической болгарской истории обращался Николай Павлович (1835 — 1894), стремясь пробудить своими произведениями национальные чувства болгар и напомнить о былом величии Болгарии. Таковы его картины «Переход Acnapyxa через Дунай», «Крещение Преславского двора».
B 1834 — 1837 гг. был заново восстановлен ценнейший памятник болгарского народного зодчества — Риль- ский ,монастырь. B создании ансамбля Рильского монастыря нашли отражение высокий художественный вкус и традиции народного строительного мастерства болгар, а восстановлен он был простыми народными мастерами — зодчими Миленко (из села Блатещница), Рильцем (из села Рила), Павлом (из села Кримин) и др.
B середине XlX в. начинает развиваться гражданское строительство. Появляются большие каменные постройки складов, торговых помещений, здания школ. Среди них выделяется здание Габровского училища, выполненное по образцу Ришельевского лицея в Одессе.
Подъем национально-освободительного движения вызвал к жизни литературу й искусство патриотической направленности и у других славянских народов Балканского полуострова. Видный деятель сербского Возрождения фольклорист и филолог Вук Караджич (1787 — 1864) явился основоположником сербской национальной литературы, опирающейся на живой народный язык. Выдающиеся последователи Караджича — поэт-черно- горец П. Негош (1811 — 1851) в поэме «Горный Венец» и драматург Иован Попович (1806 — 1856) в драме на историческую тему «Милош Обилич», в комедиях («Обман на обмане» и др.) призывали к национальному объединению, обличали пороки общества.
B Румынии эта эпоха ознаменовалась формированием национального литературного языка и литературы. Переводы произведений Мольера, Корнеля, Вольтера, Лесажа, а также Ламартина и Альфьери свидетельствовали о просветительских интересах первых деятелей румынского Возрождения — Б. Деляну, E. Вакареску, Аристиа, Э. Pa- дулеску и других. B творчестве многих румынских писателей и художников обнаруживались элементы романтизма.
Василе Александри (1821 — 1890) начал свой литературный путь как романтик и фольклорист; вскоре он примкнул к реалистической литературе. Его пьесы («Камень в доме», «Кирица в Яссах»), поэмы и рассказы заложили основу сатирического направления в румынском искусстве. Ион Крянгэ (1837 — 1889) выражал в песнях, поэмах и сказках мысли и настроения молдавского крестьянства.
Еще по теме ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО БАЛКАНСКИХ НАРОДОВ:
- Балканские народы
- НАЧАЛО НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ БАЛКАНСКИХ НАРОДОВ
- ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА БАЛКАНСКИХ НАРОДОВ ПРОТИВ ТУРЕЦКОГО ИГА
- Положение Балканских народов под властью турции
- БАЛКАНСКИЕ НАРОДЫ ПОД ВЛАСТЬЮ ТУРЦИИ
- Балканские народы под властью Османской империи
- ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ ВОЙНЫ БАЛКАНСКИХ НАРОДОВ. РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА
- НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ БАЛКАНСКИХ НАРОДОВ. ОБРАЗОВАНИЕ РУМЫНСКОГО ГОСУДАРСТВА
- НАЧАЛО РАСПАДА ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ. БАЛКАНСКИЕ И АРАБСКИЕ НАРОДЫ BO ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVH И B XVHI В.
- РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУР И ИСКУССТВА
- ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ТУРЦИИ
- Ренессансы языка, литературы и изобразительного искусства
- ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
- ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
- Новые направления в литературе и искусстве.