<<
>>

1. ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ B ЛИТЕРАТУРЕ ЗАПАДНЫХ СТРАН

Окончание мировой войны застало писателей за грандиозной работой по пересмотру всех прежних критериев и ценностей. Многие, осознавая невозможность полностью осмыслить и тем более исправить недобрую действительность, впадали в отчаяние.

Ha передний план выдвинулись наиболее крайние, авангардистские течения, порожденные хаотическим брожением умов и беспорядочной «неустроенностью» жизни, обнажившей глубочайшие противоречия эпохи. Пути, приводившие художников к авангардизму, были разными.

Влиятельными представителями субъективистской философии и эстетики авангардизма в литературе этого периода были француз Андре Жид, ирландец Джеймс Джойс, австриец Франц Кафка, англичане Дэвид Герберт Лоуренс и Томас Стернс Элиот, американец Уильям Фолкнер, немец Альфред Деблин, итальянцы Луиджи Пиранделло и Габриэль Д’Аннунцио. Некоторые из поэтов и писателей впоследствии становились выдающимися мастерами реализма: Бертольд Брехт, Луи Арагон, Поль Элюар, Иоганнес Бехер, Пабло Неруда, Витезслав Незвал и др.

Авангардистские направления создавали художественную литературу, по-своему отражавшую новые явления современности и оставившую заметный след в приемах и технике последующего реалистического искусства. Таким направлением был, например, экспрессионизм. Возникший в эпоху огромных социальных потрясений, часто еще не до конца осмысленных и понятных, он давал писателю ряд важных художественных возможностей. Лирическая основа экспрессионизма была беспредельно широка, голос писателя взволнованно говорил о судьбах человечества. B абстрактных, порой субъективных произведениях, часто сводившихся в поэзии, прозе, драме к лирическому монологу автора, жило дыхание больших событий тех дней.

Реализм этого периода опирался на выдающиеся художественные достижения писателей, получивших международное признание (Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Джон Голсуорси, Ромен Роллан, Стефан Цвейг и др.).

Начиная с 20-х гг. он вступил в полосу нового подъема в связи с возросшим вниманием художников к проблемам общественной жизни.

Особое место в развитии реализма занимало творчество писателей — участников империалистической войны. Героями книг были их сверстники, уходившие на фронт неопытными, восторженными юношами и там обретавшие горький опыт во всем изверившихся, скептических, суровых мужчин.

Некоторым стали близки революционные идеи. Такой путь литературных героев изображен в произведениях А. Барбюса, Дж. Рида, Л. Ренна, А. Цвейга, А. Шарера.

Другие писатели ненавидели войну, с отвращением смотрели на самодовольных буржуа, презирали болтовню политиканов, действительность представлялась им бессмысленным диким хаосом. Они искали прибежище в дружбе и любви, в благородстве и доброте людей, сохранивших неподдельное, живое и деятельное человеколюбие даже в самых уродливых и бесчеловечных условиях войны. Этот путь литературного героя нашел свое отражение в особой международной литературе «потерянного поколения*.

Впервые понятие «потерянное поколение» было оглашено в 1926 г. в эпиграфе к роману Эрнеста Хемингуэя «И восходит солнце» («Фиеста»). Очень скоро оно стало применяться к целой группе писателей разных стран, объединенных общим умонастроением и близостью художественного восприятия мира. Помимо Хемингуэя, наиболее известными представителями литературы «потерянного поколения» стали немец Эрих Мария Ремарк и англичанин Ричард Олдингтон.

<< | >>
Источник: A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек. Всемирная история: Канун Второй мировой войны. 2002.. 2002

Еще по теме 1. ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ B ЛИТЕРАТУРЕ ЗАПАДНЫХ СТРАН:

  1. Список литературы Основная литература
  2. ЛИТЕРАТУРЫ СЛАВЯНСКИХ СТРАН
  3. ЛИТЕРАТУРА СТРАН АФРИКИ
  4. ЛИТЕРАТУРЫ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
  5. Глава 30. Основные черты конституционно-правового развития западных стран в 20-х - - 30-х гг. XX в.
  6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 1 I. Нормативно-правовая литература:
  7. Основная литература
  8. Основная литература:
  9. 5.1 Основная литература
  10. Основная литература
  11. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ)
  12. Основная литература
  13. Основная литература