<<
>>

МАЙЯ

Ha юго-востоке центральноамериканского региона на территории площадью около 350 тыс. кв. км, включавшей мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Табаско и восток Чьяпаса, Кинтана-Роо, Республику Гватемала, Белиз, запад Годураса 1500 лет назад, существовало множество городов-госУДарств.

Их жж- тели говорили практически на одном языке, поклоня-· лись одним и тем же богам и достигли высочайшего уровня развития культуры. Специфические черты этих городов подчеркивали связывавшее их тесное родство. To был мир майя — самого выдающегося народа_планеты. Майя — единственный народ Амери- кИ, оставивший памятники "письменности.

B южной части Юкатана и к северо-востоку от озера Петен-Ица в начале нашей эры начали образовываться первые города-государства. Самый древний из известных памятников — каменная стела в городе Вашактун датирован 328 г. н. э. Позднее возникли города Яшчилан, Паленке, Копан и Киригуа. Надписи здесь датированы V и началом VI века. Датированные надписи обрываются с конца IX века — именно тогда древнейшие города йайяНпрекратили свое существование, и дальнейшая история этого народа развивалась на севере ТОкатанаТ

КаждмО^рдйгосударетво майя возглавлял xa- лач-виник, что означает «настоящий человек»·.

Это был наследственный титул, перёдававшийся от отца к старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав — «гобподин, владыка». Халач-винику принадлежала самая высокая административная власть, сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верховные вожди, жрецы и советники (ах куч каб) образовывали нечто вроде государственного совета. Халач-виник назначал из числа своих кровных родственников — батабов вождей селений, которые находились по отношению к нему в зависимости. Основными функциями батабов было соблюдение порядка в подчиненных селениях, регулярная выплата податей.
Онидеогли быть чиновниками или главами кланов, наподобие кальпуллеков у ацтеков или курака у инков. Как и те, они являлись военачальниками. Ho в случае войны право командования отдавалось након. Были и менее важные долж-

Вождь майя и пленные.

Фрагмент настенной живописи в Бонампаке.

ности, среди них хольпоп — «глава циновки>-. Существовал и целый жреческий клир, однако самое распространенное название жреца было ах кин.

Ax кины хранили высокоразвитую науку майя — астрономические знания ό движении звезд, Солнца,

Иероглифы майя.

Страница из Дрезденского кодекса, одной из трех сохранившихся рукописей майя.

Луны, Венеры и Марса. Оци могли предсказать солнечные и лунные затмения. Поэтому власть жрецов над коялективньЦ4и вёрованиями считалась а&дЭдот- ной и высщей, „охтесняя порою даЯсё власть наслед- ственной знати.

B основании социальной пирамиды располагались массы общинников. Жители селения майя составляли соседскую общину. Обычно ее членами были люди с разными родовыми именами. Земля принадлежала общине. Каждая семья получала участок очищенной от леса земли, через три года этот участок заменялся другим. Урожай каждая семья собирала и хранила отдельно. Она могла его и обменять. Пасеки и посадки многолетних растений оставались в постоянной собственности отдельных семей. Другие работы: охота, рыбная ловля, добыча соли — выполнялись сообща, но продукты делились.

Сельская община выполняла повинности по отно шению к знатным соплеменникам и жрецам. Именно общины создавали церемониальные центры, пирами'-, ды с храмами, астрономические обсерватории, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и прочие сооружения^ Они добывали огромные каменные глыбы для возведения тех памятников, которые дошли и до наших дней. Они были резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не существовавших тогда еще вьючных животных.

Кроме выполнения подобных работ, народ вы-

Прорисовка барельефа с изображением вождя и рабов.

Паленке.

плачивал дань халач-винику, подносил подарки местным ахавам, жертвовал богам маис, фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашнюю птицу, соль, сушеную рыбу, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины.

У майя существовала еще одна социальная категория — рабы— пентакооб. Рабом общинник мог стать в следующих случаях: родившись от раба, попав в плен на войне, оказавшись сиротой, оказавшись проданным на рынке. Часть рабов приносили в жертву богам. Существовало также и обращение в рабство преступников, а также долговое рабство единоплеменников. Должник оставался рабом до тех пор, пока его не выкупали сородичи.

Экономика общества основывалась на земледелии. /Основным видом производства у майя было подсечно- ' огневое земледелие: лес сначала вырубали каменными топорами, причем толстые деревья лишь подрубали или сдирали с них кольцеобразную кору, и деревья засыхали на корню. Затем засохший и поваленный лес выжигали до наступления периода дождей. Перед началом дождей поля засевали. Земля не обрабатывалась. Земледелец делал лишь острой палкой ямку и зарывал в ней зерна кѵкѵрѵзы и бобов. Посевы охранялись от птиц и зверей. Кукурузные початки наклоняли вниз, чтобы они высыхали на поле, после чего их собирали.

C каждым годом урожай все более сокращался, и на одном участке можно было сеять подряд не больше трех раз. Заброшенный участок зарастал, и через 6—10 лет его вновь выжигали, готовя к посеву. Обилие свободной земли и высокая продуктивность кукурузы обеспечивали земледельцам значительный достаток при такой примитивной технике. Однако майя все же умели получать от земли наивысшую отдачу. Помогали в этом и террасы в горных районах, и каналы в долинах рек, увеличивавшие поливные площади. Длина одного из таких каналов, доводившая воды от реки Чампотон до Эцны, города на западе Юкатана, достигала 30 км.

Принято считать, что маис составлял 65 % питания индейцев майя. Его таКжевозделывали при помощи подсечно-огневой системы. Однако пищевой .рацион пополнялся фасолью, тыквой, юкой (съедобное корнеклубное растение из рода маниок), томатами, хика- мой, камоте, а на десерт — табаком и многочисленными фруктами. Вегетарианцами майя не были: они потребляли индюшатину и мясо специально выращиваемых собачек. Им нравился пчелиный мед. Oxoraj также была источником мясных продуктов, которые при еде приправлялись перцем и солью. Перец выращивался в огородах, а соль добывалась на специальных соляных разработках. Майя были неплохими рыбаками. Они охотились также на птиц. Охота ве- ^сь при помощи метательных трубок, стрелявших

глиняными шариками.

Жертвоприношение.

Прорисовка золотого диска. Чичен-Ица.

B стране майя не было руд и не могла возникнуть металлургия. Из Мексики, Панамы, Колумбии и Перу ним доставлялись предметы искусства и украше- Ия Драгоценные камни, раковины и изделия из

металлов. Майя изготовляли на ткацком станке ткани из волокна хлопка или агавы. Дяя ритуальной игры ИЗГОТОВЛЯЛИСЬ МЯЧИ. БоевЫМ ОРуЖИеМ ЯВЛЯЛИСЬ ЛРОг тики с кремневыми наконечниками. Луки и стрелы майязаимствовали у мексикйнцев. Из Мексики же они получали медные топорики.

Часть одного из храмовых зданий майя в Чичен-Ице, так называемый «Дом монахинь>. Эпоха «Нового царства>.

Хотя ткани и сосуды ИЗГОТОВЛЯЛИСЬ B основном земледельцами, существовали уже специалисты-ре- месленники, в особенности ювелиры, резчики по камню, вышивальщики. Были и купцы, которые доставляли товары на дальние расстояния но воде и по суше

при ПОМОЩИ НОСИЛЬЩИКОВ.

Ha территории нынешнего штата Табаско традиционно велась меновая торговля между более северными ацтеками и майя. Они обменивались солью, воском, медом, одеждой, хлопком, какао, украшениями из нефрита.

B качестве «обменной монеты» выступали зерна какао и раковины.

ГорОда-государства соединялись между собой гпѵнтовыми дорогами, тропами, а иногда имощеными jjjQCCe — вроде того, что протянулось на Ш км между Ймпхуна (около Чичен-Ицы) и Коба на восточном побережье. Реки также служили путями сообщения.

p naganf! ХѴХд. древние верования майя отступили на^іадний план. Жоепы ѵже создали сложную религи^озную. системѵ с космогоническими мифами, составили свой пантеон и ’установили пышный культ. Олицетворение Неба — бог Ицамна был поставлен во главе сонма небожителей вместе с богиней плодородия. Ицамна считался покровителем цивилизации майя. Ему приписывали изобретение письменности. Согласно учению жрецов майя, боги правили миром поочередно, сменяя друг друга у власти. Этот миф отражал реальный институт смены власти по родам.

Религиозные верования майя включали в себя примитивные образные представления о природе. Существовали культы простых божеств природы.

Обеспечивая дожди и плодородие, продолжали существовать чаки, в полях резвились хитрые и всегда доброжелательные к людям алуши. Иш Табай продолжала представать днем в виде лесных сейб — йашче, а ночью обращалась в прекрасную и роковую женщину — сигуанабану. До нас дошли имена нескольких крупных и менее значительных божеств пантеона майя: владыка небес Ицамна, бог дождя Чак, бог маиса Йум Кааш, бог смерти Ax Пуч, Полярная звезда — Шаман Эк, покровитель какао Эк Чуах и т. д. Возвышаясь над всеми, возглавлял пантеон Xy- наб Ky — верховный владыка, отец Ицамны. Если верить именному указателю к текстам книг чЧилам- Балам», только в прорицаниях фигурирует более сотни божественных средств.

Космогония представляла собой сложную систе- му, ^новьівающуюся на теории о трех сотворениях: Два из них оказались разрушенными потопами, тогда наступило третье, настоящее. B представлении майя Вселенная имела квадрашую.форму— углы .ее под- Держивали братья-бакабы. Вертикально она состояла из 13 небесных сфер, каждая из которых обладала собственным покровителем.

Земля считалась нижней сферой. Внизу размещалось еще 9 плоскостей со своими покровителями. B самом низу находились владения Владыки мертвых — Минталь.

^ /

C VI илиѴІІ века майя установили гражданский

год в 365 дней. Год майя состоял из 18 месяцев по ~^0 дней каждый. Ha языке майя периоды времени назывались: 20 дней — виналь, 18 виналей — тун. Тун равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5 дней, называвшихся май- еб, буквально «неблагоприятные». Считалось, что в эту пятидневку «умирает год» и потому в эти последние дни древние майя ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду. Майя умело совмещали два календаря: хааб — солнечный, состОявшйй из 365 дней, й цолкин — религиозный, из 260 дней.

Майя создали идеально разработанную систему счета. двадцатиричную. Как употребляемая нами десятеричная система, так и двадцатиричная майянская основываются на едином принципе, согласно которому знак сам по себе ничего не значит, но в сопровождении другой цифры становится основой для матема тического обращения, позволившего совершить все завоевания современных наук. Этот знак — ноль, чье сврйство увеличивать сочетающуюся с ним цифру в десятки рад по нашей сйстеме, и в Двадцать раз по системе майя посредством позиционного перемеще- ния указанной цифры. B нашей десятеричной системе имеются девять цифр и ноль. Майянская- состоит лишь из двух: точки с чертой и ноля.

Иероглифическая письменность майя является не сомненным фактом. B письменности майя употребляются знаки трех родов: фонетические —алфавитные и слоговые, идеографические — обозначающие целые слова, и ключевые — поясняющие значение слов, но не читающиеся.

До настоящего времени сохранилось лишь 3 книги майя. Одна из них находится в Париже (размеры: I^i M в длину, 23,5 см в высоту, ширина страницы — 12,5 см); другая — в Мадриде (длина ее — 6 м, величина страницы — 23 X 14,4 см) — всего таких сложенных в гармошку страниц 56 с 3200 знаками; третья— в Дрездене (длина — 3,56 м, размер страни- j цы — 20,-5 X 9 см). Bce известные рукописи майя I изготовлены из бумаги, сделанной из луба фикуса. По [ консистенции этот материал занимает промежуточное I положение между папирусом и бумагой. Кроме книг, 1 письменными памятниками; истории майя являются

писи, высеченные на каменных стенах, которые майя воздвигали каждые двадцать лет, а также на стенах дворцов и храмов.

Историю, майя главным образом сегодня узнают по сочинениям испанских хронистов XVI—XVII вв. Именно они и сообщают, что в V в. произошло «малое нашествие» на восточное побережье Юкатана. Сюда пришел «народ с востока». Ha рубеже V—VI вв. в центре северной части полуострова был основан город Чичен-Ица. B VII в. жители покинули этот город и переселились на юго-западную часть Юкатана. B середине X в. их новая родина подверглась нападению

Статуя Чак-Моол перед «Храмом воинов».

Чичен-Ица;

выходцев из Мексики. После этого «люди ица», как Их называет хроника, возвратились в Чичен-Ицу. Это Уже была смешанная майя-мексиканская группа, образовавшаяся в результате вторжения тольтеков — именно тех завоевателей, из-за которых они вынуждены были оставить свои земли. Чичен-Ица около двух- °т лет являлась крупнейшим культурным центром, Де были воздвигнуты величественные архитектурные

памятники.

го НеподалекУ от Чичен-Ицы в X в. возник другой Род-государство — Майяпан, не испытывавший льтекского влияния. Захвативший власть в Майяпа-

Цозднее, в XV в., наступает период междоусобиц. Правители городов разных частей страны «делали друг другу пищу безвкусной>. Так, Чель (один из правителей), заняв побережье, не хотел давать ни рыб, ни соли Кокому (династия правителей Майяпа- на), а Коком не разрешал доставлять к Челю дичь и фрукты.

не Хунак Кеель в 1194 г. вторгся в Чичен-Ицу и захватил город. Люди ица собрались с силами и захватили Майяпан, где и обосновались, смешавшись со своими недавними противниками. Как сообщает хроника, .

После 1441 г. Майяпан был значительно ослаблен, а после эпидемии 1485 г. совсем опустел. Часть майя .обосновались в непроходимых лесах около озера Пе- тен-Ица и построили город Тах-Ица, который оставался недоступным испанцам до 4697 г. Весь остальной Юкатан был захвачен в 1541^1546 гг. европейскими завоевателями. ^~ —' ^

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Начало колониальных империй.. 1999

Еще по теме МАЙЯ:

  1. 3. Сокровища майя
  2. КАЛЕНДАРИ МАЙЯ
  3. Один из знаменитых исследователей культуры майя археолог Сильванус Морли говорил
  4. ГЛАВА XI. Кровавые идолы Майя
  5. ЕГИПЕТСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ И СВЯЗЬ ЕЕ С КАЛЕНДАРЕМ МАЙЯ
  6. ЛЕКЦИЯ 3. ИСЧЕЗНУВШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ЗАТЕРЯННЫЙ МИР МАЙЯ
  7. ТРЕС‑САПОТЕС
  8. НЕУМЕСТНОЕ ЗНАНИЕ
  9. 1. Города, затерянные в лесах, безлюдные, безымянные
  10. МЕКСИКАНСКИЙ БЛИЗНЕЦ ВИРАКОЧИ
  11. Паленке, провинция Чиапас
  12. ТЕОТИУАКАН - ГОРОД БОГОВ
  13. ЧЬЯ— ТО ЧУЖАЯ НАУКА?
  14. Центральная Америка