<<
>>

MECCA

вались соответственно дню, обычно читалась или пелась. Сюда входили Introit — входное (церковная песнь, начинающая литургию), Gradual — церковный гимн, офферторий и Евхаристический канон.

Но Служебники, тексты которых были неизменны, открывали возможности изысканных музыкальных разработок. Служебники включали Kyrie Eleison («Господи, помилуй!»), древняя мольба, заимствованная из солнечного культа; Gloria in Excelsis Deo («Слава в Вышних Богу»), песнопение, обычно опускаемое во время Великого поста; Credo («Верую»), или Никейский Символ веры; Sanctus («Свят, Свят, Свят»), хвалительный гимн, предваряющий Причастие; Agnus Dei («Агнец Божий, берущий грехи мира») и, наконец, Ite, missa est (ecclesia) («С миром идите, месса окончена»).

Эти песнопения, представленные в Служебниках для одного или более голосов, а затем для хора с инструментальным сопровождением, в Средние века были разработаны как полифонические произведения. Полный состав мессы был сочинен Гильомом де Машо (ум. 1377), подобные сочинения появлялись и во времена Возрождения.

Высочайшего мастерства здесь достиг, без сомнения, Палестрина (ум. 1594) и его современник Вильям Бёрд (1543-1623), католик на службе у англикан. В высшей степени оригинальная Missa Papae Marcellae Палестрины (1555) отвечала требованию Тридентского собора: сделать слова максимально понятными. (КАНТ)

Невозможно переоценить влияние мессы в музыкальной

Христианская литургия постоянно изменялась. Божественная служба, состоящая из гимнов, псалмов, поучений, проповедей, ектений, духовных песен (кантов) и коллектов (кратких молитв), начинает складываться с V века. Уставные молитвы, предписывавшие монаху, как именно прочитывать 150 псалмов (которые когда-то вычитывались каждый день), были введены св. Бенедиктом. Епископу Труа Пруденцию (ум.

861 ) приписывают составление первого бревиария, или сборника одобренных литургических текстов.

Самое важное из христианских таинств — месса (missa) сложилась позднее. Известная также как Евхаристия (Благодарение), или Причащение, или воспоминание Тайной вечери

Господней, она обычно совершается отдельно от остальных богослужений. Самый ранний католический Служебник (или Последование мессы) восходит к X веку. Центральное действие Причащения состоит в том, что (претворенные из хлеба и вина) Кровь и Плоть Господа подаются причащающимся (причастникам). С XIII в. до 1965 г. по постановлению Католической Церкви Кровью могли причащаться только служащие священники. Ныне же, как и с самого начала, предлагается Причастие Телом и Кровью. Богословие Евхаристии, в особенности томистская доктрина пресуществления, породили бесконечные споры во время Реформации.

Обычай перелагать ключевые части мессы на музыку имел далеко идущие последствия. Изменяемая часть литургии, стихи которой варьиро-

истории. Как пение совершенно преобразило духовное и эстетическое воздействие литургии, так и хоралы и инструментальное сопровождение мессы оказали исключительное влияние на европейскую музыкальную традицию. «Литургический текст — это тот портал, которым музыка входит в историю культуры христианского мира Запада».

Колоссальная Месса В-минор (Си-бемоль-минор) И.С. Баха (1738) ознаменовала этап, когда музыкальное исполнение мессы отделилось от религиозного действия. Гайдн написал 14 таких месс, среди них Missa in tempore belli C-dur (Mecca для барабанов, 1796) и Missa Harmoniemesse B-dur (Месса для духовых, 1802). Моцарт написал 18, включая и вершину этого искусства — неоконченный Реквием (1791). Missa solemnis Торжественная месса D-dur Бетховена (1823) может считаться высшей точкой в ряду подобных произведений. За ней последовали произведения в романтическом стиле Листа, Гуно, Брукнера и Яначека. В XX в. месса пережила и оскудение веры, и распад традиционной музыкальной формы. Фридерик Делиус сочинил хоральную Mass of Life (1909) на антирелигиозные тексты Ницше.

Месса Стравинского для хора и духовых (1948) — эксперимент в новой полифонии по образцу Машо.

Но поют их или не поют, богослужения звучат ежедневно в католических и православных храмах по всему миру. Благодаря их существованию религиозная традиция и музыкальные жанры доказали свою жизненную силу.

Средние века, ок. 750-1270 243

1054-1268 гг.

Если во времена викингов и воинственных мадьяр все «заварушки» исходили с Запада и из центра Европы, то с появлением на исторической сцене турок-сельджуков и монголов опустошение надвигается с Востока. В самом деле, во второй половине XI в. латинское христианство оживает и вступает в пору реформ. В то же время Восточная империя начинает неуклонно клониться к концу. Крестовые походы показывают, что эти два процесса не были изолированы друг от друга.

Во время Схизмы между Востоком и Западом Византийская империя была занята серией мелких возмущений, спровоцированных войнами на ее границах, и дворцовой борьбой. Мятежи полководцев, амбиции патриарха и интриги императрицы нанесли Византии не меньший урон, чем, например, норманны — Италии, печенеги на Дунае или турки- сельджуки в Армении. Смерть престарелой Феодоры (С которой закончилась Македонская династия) случилась тогда, когда Империи предстояло величайшее испытание.

Турки-сельджуки в 1031 г. перешли Окс (Аму-Дарью); в 1040-х гг. захватили всю Персию, в 1060-х гг. — Армению и в 1070 г. Иерусалим. Они едва не захватили Багдад. Их султаны Тугрил (Торгул-бек) Бек Возродитель Ислама (правил в 1038-1063 гг.) и Алп Арслан (правил в 1063— 1072 гг.) смогли возбудить боевой дух, мобилизовав огромную и разнородную массу. Им служили и персидские администраторы, и греческие советники, и множество философов, математиков и поэтов:

1

Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,

Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.

Но я, покуда жив, тревожиться не стану О дне, что отошел, и дне, что не рожден.

11

О, если 6, захватив с собой стихов диван Да в кувшине вина и сунув хлеб в карман,

Мне провести с тобой денек среди развалин, —

Мне позавидовать бы мог любой султан.

49

Небесный свод жесток и скуп на благодать,

Так пей же и на трон веселия воссядь.

Пред Господом равны и грех и послушанье,

23

Бери ж от жизни все, что только можешь взять .

Омар Хайям, четверостишия которого (в переводах) со временем превратились в любимые произведения читающей публики в Англии, был астрономом и составителем календаря при дворе величайшего вдохновителя побед сельджуков Алп Арслана. 19 августа 1071 г. при Манцикерте около оз. Ван сельджуки превратили пограничную стычку в разгром Империи. Византийская армия была наголову разбита. Император Роман IV Диоген — захвачен в плен. Самое сердце Империи в Малой Азии перешло к завоевателям и стало основой Турецкой империи Рум. Драматически сократилось и население Империи, и ее

экономические ресурсы.

Византия так никогда и не оправилась от удара: с этого времени императоры лишь пытались защищать рушившиеся укрепления Константинополя. Но и сельджуки ослабили давление: вскоре они потеряли контроль над Иерусалимом, уступив его шиитским фатимидам Египта; а войны соперничавших между собой эмиров дали Империи некоторую передышку. Энергичный молодой император Алексей I Комнин (правил 1081-1118 гг.) упорно оборонялся, прибегая не только к отваге и мужеству, но и к сомнительным финансовым предприятиям, как, например, захвату церковных сокровищ. Он изгнал норманнов из Греции и вернул в значительной степени Понтийское и Эгейское побережье. Но нельзя было уже вернуться к «довоенному положению». При Мануиле I (правил 11431180 гг.) происходит своеобразный ренессанс Комнинов, в особенности в науке, богословии и архитектуре. Однако грандиозные планы воссоединения с Римом или покорения Египта ни к чему не приводят. Растущее влияние представителей латинской культуры, которых Мануил во множестве приглашал к своему двору, вызвало острые столкновения — особенно с венецианцами. Дегенеративный Андроник Комнин (правил 1183-1185 гг.) был замучен до смерти толпой, которая последовала в этом его же примеру. По видимости, Империя еще выглядела грандиозной.

Константинополь все еще был самым богатым и самым культурным городом христианского мира: там все еще процветала торговля, торжественные церемонии, религия. Но почва уже уходила из-под ног: вскоре, в 1204 г., государству был нанесен сильнейший удар, который с ним и покончил.

244 MEDIUM

Несчастья Византии эхом отозвались в землях православных славян. Теперь у греческого патриарха не было ни средств, ни желания контролировать болгар, сербов, киевлян, подобно тому как папы начинали контролировать Запад. Через 100 лет после битвы при Манцикарте Балканы снова погружаются в смуту. Печенеги, которые дошли до стен Константинополя во второй раз в 1090 г., были отражены только в 1122 г. Продолжительные военные кампании велись на северо-западе, чтобы защитить Сербию от натиска мадьяр. В 1186 г. снова взрываются болгары и создают свое Второе царство.

Киевская Русь была в значительной степени предоставлена самой себе. Ярослав Мудрый (правил 1019-1054 гг.), преемник св. князя Владимира, отнял у поляков Червоную Русь, одолел печенегов и даже посылал большую морскую экспедицию к Константинополю. Но с ero смертью государство распалось на враждующие княжества — Галич и Волынь на западе; Киев, Туров, Чернигов — на юге; Новгород, Полоцк и Смоленск на севере; Тверь, Владимиро-Суздаль и Рязань в верховьях Волги. Междоусобицы на Руси умело направлялись Византией и вполне могли бы быть использованы соседями-поляками, если бы само Польское королевство также не вступило в 1138 г. в продолжительный период раздробленности. Так что первоначальные славянские государства пребывали в большом неустройстве задолго до появления монгол.

Теперь становятся очевидными разногласия среди восточных славян. Киев остается торговым и религиозным центром; но он был открыт стенным печенегам (патзинакам) и половцам (куманам) и едва не утратил политический контроль. В XII веке впервые именем Украина, то есть «пограничье», называют земли вокруг Киева. Галич (Галиция) и Волынь переходят к династии Романовичей.

Даниил Романович (правил 1235-1265 гг.) получил корону от папского легата, но позднее разорвал связи с католиками. Согласно одной летописи, он был вынужден встать на сторону народа против бояр. «Нельзя есть мед, — сказали ему, — пока не убьешь пчел».

В северо-восточных княжествах Руси происходит значительная миграция крестьян в лесные зоны верхней Волги, что вызвало рост городов. Поселение Москва на реке Москва впервые упоминается в 1147 году. В 1169 г. Андрей Боголюбский, князь Владимирский, был настолько силен, что напал на Киев. В 1185 г. князь Игорь Северский выступил в свой знаменитый поход на половцев. Город Новгород становится независимой республикой в 1126 г. Новгородское вече, собрание свободных граждан, выбирало не только правителей, но и архиепископа. Оно также устанавливало границы власти князя. Новгороду подчинялись громадные территории на севере вплоть до монастыря Св. архангела Михаила на Белом море. Александр Невский (правил 1220-1263 гг.), князь Владимирский и Новгородский, сумел отразить и шведов на Неве (1240 г.) и тевтонских рыцарей на льду Чудского озера. [НОВГОРОД]

Благодаря упадку Византии оперилось и королевство Венгрия. Защищенная с севера Карпатами, находившаяся в безопасной дали от Константинополя и от Германской империи, Венгрия смогла консолидироваться в бассейне Дуная, не встречая значительного сопротивления. В 1004 г. Венгрия получает контроль над Трансильванией, а после 1089 г. над Хорватией и Далмацией, так что ей открылся безопасный выход к морю. В XII в. к ней отходит изумительная по красоте окруженная горами провинция Босния. Мадьярские князья латинского вероисповедания установили свое господство по всем периферийным территориям, включая Верхнюю Венгрию (Словакия), то есть на громадных территориях, заселенных славянами, германцами и румынами. По восточным границам растянутая военная линия была заселена покоренными куманами. Язычество было истреблено. При солдатском короле св. Ладиславе (Ласло) (правил в 1077-1095 гг.) и его племяннике Коломане I (Кальмане) (правил в 1095-1116 гг.) — оба имели родственные связи с Константинополем — задачи св. Стефана наконец были выполнены. Уже в 1222 г. в Золотой булле Андреас II, венгерский король, подтвердил иммунитеты знати и высшего духовенства, и те составили национальное собрание, наделенное формальным правом на сопротивление.

Перемены в Византии отразились и на Закавказье. Государство Багратидов — Великая Армения с центром в Ани около Карса, — процветавшее с IX века, было покорено сельджуками. Значительная часть населения бежала, некоторые достигли Польши. Остаточное государство — Ma- Средние века, ок. 750-1270 245

лая Армения — возникло на юге, в бывшей провинции Киликии, и просуществовало три столетия23. Но Грузия получила свободу: при Давиде Возобновителе (Строителе) (правил в 1089-1125 гг.), сельджуков удалось отогнать от Тбилиси. При царице Тамаре (правила 11841213 гг.) расцвела богатая придворная культура, а национальные христианские черты смешались с турецким, персидским и арабским влиянием. Поэт Шота Руставели, получивший образование в Греции, завоевал признание и за пределами своей родины. Его эпос Витязь в тигровой шкуре, посвященный царице Тамаре, даже называли «первым дуновением Ренессанса»24.

Средневековое общество оставалось в основном сельскохозяйственным. Жизнь была сосредоточена вокруг феодальных поместий и строилась на неизменности отношений между господином и крепостным (сервом). Возникновение зачаточных городов не меняло общей картины, но эти города имели большое значение не только для будущего, но и для развития торговли и распространения культуры.

Обнесенные стенами города, как и стены замков, свидетельствовали о небезопасности окружающей местности. Рвы, ворота и башни предназначались для защиты этих оазисов безопасности. Но они же и усиливали ощущение общности находящихся внутри людей, а те, в свою очередь, стремились самоопределиться политически и юридически. Такие объединения людей возникали вокруг портов, перепутий дорог, ярмарок, а также у резиденций князя или епископа. Многие нарождавшиеся города канули в неизвестность, но к XII в. уже в нескольких регионах Европы начинается оживленная урбанизация. Начало положили итальянские портовые города Венеция, Пиза и Генуя. С ними уже скоро стали соперничать города Ломбардии и Рейнской области, а также текстильные центры: Флоренция и Сиена в Тоскане, Ипр, Брюгге и Гент во Фландрии. Для роста Лондона и Парижа были не только политические, но и экономические причины. Самые большие города насчитывали в это время уже до 50000 населения и больше и продолжали расти.

В городах формировался класс буржуа, которые организовывались, противопоставляя себя гораздо более многочисленным ремесленниками и

тем, кто еще не нашел своего места в городе. Очень важно, что эти городские жители Запада в основном освободились от феодальных отношений, которые пока еще господствовали за городскими стенами. «Свобода стала легальным статусом буржуазии... будучи уже не личной, но территориальной привилегией, которую на территории города можно было наследовать»25. Однако и рабство (в ero, так сказать, мусульманской форме) еще оставалось обычным делом, особенно в Италии. Особые хартии были призваны справиться с наплывом евреев в связи с торговлей в Средиземноморье. [ГЕТТО]

Торговые связи определялись установившимися торговыми путями. Венеция и Генуя переняли у Константинополя его роль организатора торговли в Леванте. Торговые пути по Северному морю были проложены исходя из потребностей в английской шерсти. Трансальпийский коридор пролег от Ломбардии до Рейнской области. С 1180 г. графы Шампани образовали своего рода зону свободной торговли, и местные ярмарки стали своего рода расчетными центрами международной торговли. [ГОТТАРД] [ГАНЗА]

Во второй половине XI в. во многих частях Западной Европы происходят, по видимости, не связанные между собой события, которые имели далекоидущие последствия: институты стабилизируются и сиюминутные меры превращаются в долгосрочные планы.

14 апреля 1059 г. папа Николай II издал декрет об избрании паны в дальнейшем Коллегией кардиналов. Этот шаг был предпринят, чтобы подтвердить независимость папы и избежать таких ситуаций, как в предыдущий год, когда две соперничавшие партии избрали двух соперничающих между собой паи. Веками до того традиция назначения папы «народом и духовенством Рима» предоставляла выбор на милость местных политиков. Незадолго перед тем германские императоры перешли к практике номинации (выдвижения) кандидатов на панский престол. Теперь папство предпринимало меры, чтобы освободиться от внешнего контроля. Вскоре после того впервые упоминается Римская курия, ставшая папским двором и правительством. [КОНКЛАВ]

В августе 1059 г. в Мельфи (в Апулии) папа наделил Роберта Гвискара, четвертого из 12 сы-

246 MEDIUM

ПРАЗДНИКИ

В 1000 году, захватив базы пиратов на Адриатике в Курзоле и Лагосте, венецианский дож принял титул герцога Далмации: Венеция сделала первый шаг на пути к своему морскому владычеству. Тогда же учредили церемонию Sposalizio del Mar (Венчания дожа с морем) с регатой на разукрашенных гондолах по Большому каналу. Это стало центральным событием

Moros у Cristianos Алкой (Аликанте) завоевание христианами в 1227 г.
Lajkonik Краков (Польша) набеги монголов (XIII)
Giostra del Saracino Ареццо(Италия) (турнир): сарацинские войны
Жанна д'Арк Орлеан (Франция) осада 1428 г.
FQrstenhochzeit Ландшут (Бавария) баварско-польские торжества в 1475 г. по поводу бракосочетания
Escalade Женева (Швейцария) осада савойцами в 1602 г.
Гай Фокс Англия Пороховой заговор 1605 г.
Up Helly Aa Лервик (графство Шотландия) правление викингов 751 г.
Meistertrunk Ротенберг(Германия) осада 1631 г.
Vikingspillene Фредерикссунд (Дания) обнаружение в 1950 г. корабля викингов

ежегодной ярмарки на Вознесение — Sensa, хотя теперь входит в августовскую Regata Storica.

В европейском календаре есть множество праздников, которые отмечались разнообразными процессиями, маскарадами, танцами, ярмарками и играми. Многие из них, как Bloemen Curso в Гарлеме, Midsommer в Швеции или пивной праздник Oktoberfest в Мюнхене, отмечают конец какого-то времени года или сезона. Дни Fasching, которые отмечают по всей Германии и Австрии, как и Doz_ynki с их кострами в Польше — остались от язычества. Французский fetes des vignerons виноградарей соответствует праздникам сбора урожая.

Многие другие связаны с религиозными событиями. Carnaval (заговенье на мясо), который приходится на Mardi Gras (вторник Масленицы), особенно известен в Ницце. Это последний день перед Великим постом (Lent, которой начинается на Западе в среду — Пепельную среду). На Пасху в Севилье проходят парадом кающиеся грешники (находящиеся под епитимьей) в черных острых шляпах — Semana Santa. Corpus Christi (праздник Тела Христова), Троица и Праздник Успения Богородицы ( 15 августа) — христианские праздники. В Сент-Мари де ла Мер близ Арля цыгане, собравшиеся из многих стран, переносят икону Божьей Матери в море. Процессия Святой Крови в Брюгге и Ommegang в Брюсселе — празднования в честь почитаемых здесь святых мощей. Многие празднества принимают форму состязаний. Так

проводятся игры в горной Шотландии и course a la cocarde в римских цирках Арля и Нима, скачки быков в Памплоне и изумительные скачки на лошадях Corso del Palio в Сиене.

Но чаще всего европейцы устанавливают празднования в воспоминание драматических событий истории своих городов, вроде Sposalizio del Mar.

Старые или новые, эти ежегодные праздники укрепляют гордость местных жителей и оживляют чувство непрерывности времени и истории.

Впрочем, ничто не сравнится по размаху, с праздниками и парадами в ознаменование военных побед. В июне І940 г. войска Вермахта прошли парадом через Триумфальную арку в Париже. Пять лет спустя на Красной площади знамена Вермахта бросали в кучу к ногам Сталина. В странах союзников (но не в Германии) 11 ноября торжественно отмечается как День памяти (погибших во второй мировой войне).

Средние века, ок. 750-1270 247

<< | >>
Источник: Дэвис. Н.. История Европы. 2005

Еще по теме MECCA:

  1. Павликов С. Н., Убанкин Е. И., Левашов Ю.А.. Общая теория связи. [Текст]: учеб. пособие для вузов – Владивосток: ВГУЭС,2016. – 288 с., 2016
  2. Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
  3. Лаптев С.А.. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Рабочая программа учебной дисциплины Владивосток. Издательство ВГУЭС - 2016, 2016
  4. Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
  5. Иваненко Н.В.и др.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ и защите ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование. Владивосток 2016, 2016
  6. Астафурова И.С.. СТАТИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебно-практическое пособие. Владивосток 2016, 2016
  7. Т.А. Зайцева, Н.П. Милова, Т.А. Кравцова. Основы цветоведения. Учебное пособие. Владивосток, Издательство ВГУЭС - 2015, 2015
  8. Близкий Р.С., Бедрачук И.А., Лебединская Ю.С.. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ [Текст]: учебное пособие / Р.С. Близкий. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015, 2015
  9. В.А. Андреев, А.Л. Чернышова, Э.В. Королева. Государственный и муниципальный аудит. Учебное пособие., 2015
  10. Кох Л.В., Кох Ю.В.. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2006. - 280 с., 2006
  11. Е.В. Бочаров, И.В. Шульга. УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Особенная часть): Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016, 2016
  12. Полещук Т.А.. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2006. - 108 с., 2006
  13. Саначёв И.Д.. ВВЕДЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: конспект лекций. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2008. - 116 с., 2008
  14. Стреленко Т.Г.. Развитие туризма в Приморском крае: хрестоматия: в 3 ч. Ч. 1: Современное состояние туристской отрасли Приморского края / Т.Г. Стреленко; науч. ред. Г.А. Гомилевская. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 316 с., 2015
  15. Коротина О.А.. История психологии: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 179с., 2015
  16. А.Ю. Мамычев и др.. Конституционное право. Изд-во «ЮСТИЦИЯ» Москва, 2015, 2015
  17. Неизвестный. АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, 2015
  18. Н.Н. Алексеева [и др.]. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности : учеб. пособие / Н.Н. Алексеева [и др.] ; под общ. ред. Н.Н. Алексеевой ; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. - Владивосток : РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии,2014. - 164 с., 2014
  19. Кривошапова С.В.. АУДИТ В БАНКЕ: Конспект лекций. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2001. - 112 с., 2001