<<
>>

МИКЕЛЬАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ

Микельанджело Буонарроти (1475—1564), будучи на 9 лет старше Рафаэля и на 23 года моложе Леонардо, пережил их обоих больше чем на 40 дет. Bce то новое и передовое, что рождалось в эту революционную эпоху, должно было завоевывать себе место в борьбе со старым и реакционным.

Величие Микельанджело заключается в том, что главной темой его творчества является пафос борьбы.

Он родился в Капрезе, близ Флоренции, в семье главы местного самоуправления Лрдовико Леонардо Буонарроти. Bo Флоренции он получил первые уроки живописи и скульптуры, однако в его творчестве не чувствуется влияния учителей. Сам он считал себя скульптором, но ему пришлось также выполнять грандиозные живописные и архитектурные работы.

Очень рано Микельанджело сделал единственным предметом своего изображения человека. Ни природный, ни архитектурный пейзаж не играет у него никакой роли. B изображение «прекрасного обнаженного человеческого тела», как сам он говорил, художник вкладывал весь свой талант. Нагота в эпоху Возрождения не была таким же естественным явлением, как в Древней Греции, но именно поэтому обнаженное тело связывалось с античностью и служило наиболее наглядным выражением земного, светского идеала, враждебного средневековому аскетизму.

Большое впечатление на современников произвели найденные на рубеже XV и XVI вв. знаменитые античные статуи «Аполлон Бельведерский», «Лаокоон», «Афродита Ватиканская» и др. Они познакомили людей эпохи Возрождения с образцами греческого искусства эллинистического периода с его изощренной техникой, внутренней динамикой и изысканной красотой. До этих открытий под античной скульптурой разумели почти исключительно произведения позднего императорского Рима. Ho самым главным было то, что в шедеврах эллинистического искусства люди эпохи Возрождения нашли свой идеал прекрасного человеческого тела, как нельзя более противоположный средневековому отрицанию плоти.

Уже в раннем своем произведении, гигантском мраморном «Давиде» (5,3 м высоты), Микельанджело вопреки библейскому мифу и установившейся традиции изобразил юного победителя не мальчиком, а юношей, и не после победы, а перед битвой. Специальная комиссия крупнейших художников в 1504 г. решила установить эту статую перед двор

цом Сеньории во Флоренции как символ того, что «правители должны мужественно защищать город и справедливо им управлять». Это закрепило за статуей «Давида» ее общественное значение.

Росписи потолка Сикстинской капеллы в Риме (1508—1512 гг.) Микельанджело насытил образами

Давид.

Микельанджело. 1501 - 1503 гг. Мрамор.

прекрасных и титанически мощных людей. Сюжеты из библейских мифов о сотворении мира он освобождает от традиционного религиозного смысла. B образе Адама Микельанджело воспевает красоту человека, как бы пробуждающегося к жизни, силу и мощь человека — в образе бога Саваофа, указывающего путь солнцу и луне. B могучих жестах этого человека-титана, равно как и в выражении его лица, в глазах, как бы мечущих молнии, выражается огромная, внушающая страх, всепокоряющая воля, которую современники назвали труднопереводимым на русский язык словом «terribilita» («грозное величие»).

Сотворение солнда, луны и звезд.

Деталь фрески Микельанджело в Сикстинской капелле. 1508—1512 гг.

Такая же страстность и сила вложена Микельанджело в статую «Моисей», исполненную им около 1516 г. для надгробия папы Юлия II. Давид боролся только с внешним врагом, великаном Голиафом, а Моисей, согласно библейской легенде, увидел свой собственный народ поклоняющимся «золотому тельцу». B этом выборе темы нельзя не видеть отклика на те события, которые трагически развертывались в Италии. Медичи, изгнанные из Флоренции еще в 1494 r., снова вернулись с помощью испанских войск в 1512 г. Испанцы, завладев югом Италии, боролись с французами за Северную Италию.

Великий художник глубоко переживал бедствия Италии, падение республиканского

идеала в его родной Флоренции и трагическую судьбу народных масс. Исполненные Микельанджело для того же надгробия Юлия II фигуры, не вошедшие в окончательный вариант, так называемые «Скованный раб» и «Умирающий раб» — прекрасные, мужественные образы людей, тщетно пытающихся разорвать свои путы. B этих неоконченных статуях выражены те высокие моральные качества, которые Микельанджело видел в человеке.

Bo время нового восстания во Флоренции, изгнавшей в 1527 г. Медичи, в течение 11-месячной осады города войсками императора и папы Микельанджело в качестве военного инженера ведал оборонительными сооружениями. Когда Флоренция, обессиленная голодом и внутренней изменой, была взята (1530 r.), Микельанджело вынужден был скрываться до тех пор, пока папа Климент VII (из рода Медичи) не обещал простить его при условии, что он закончит постройку и украшение скульцту- рами капеллы Медичи — так называемой новой ризницы при церкви Сан Лореіщо. Легко можно представить себе чувства художника, боровшегося с Медичи, но принужденного работать над их родовой усыпальницей. Микельанджело принялся за работу, побуждаемый «больше страхом, чем любовью к искусству», как говорит его биограф. Трагиче ские образы фигур на саркофагах показывают, что Микельанджело и здесь не изменил своему художественному долгу. Он не скрывал, какой смысл вложен им в эти скульптурные образы. Поэт Джованни Строцци написал стихотворение, посвященное статуе «Ночь»:

Ночь, что так сладко пред тобою спит,

To — ангелом одушевленный камень:

Он недвижим, но в нем есть жизни пламень, Лишь разбуди — и он заговорит.

Микельанджело ответил на это стихотворение от имени своей «Ночи»:

Отрадно спать, отрадней камнем быть,

О, в этот век, преступный и постыдный,

He жить, не чувствовать — удел завидный. Прошу, молчи, не смей меня будить.

(Перевод Ф. И. Тютчева).

C 1535 по 1541 г. Микельанджело расписывал алтарную стену Сикстинской капеллы в Риме фреской «Страшный суд».

Эта фреска свидетельствует о том, что в период наступавшей реакции Микельанджело продолжал твердо стоять на позициях искусства Возрождения. Он наполнил свою фреску изображениями титанических обнаженных тел, как бы поднятых космическим вихрем и сплетенных в клубок. Ho тела эти стали более атлетическими и мощными, и для выражения своих мыслей Микельанджело не довольствовался уже изображени-

Ночь.

Миксльапджело. 1524-1532 іт. Мрамор.

ем отдельных фигур — ему нужна была масса тел. Эта картина вызвала резкое осуждёние“сб" стороны контрреформации; она ставила в вину Микельанджело «непристойность» его фигур, к тому же «в столь священном месте». Ho общественное мнение было на стороне великого художника. Когда живописец Даниеле да Вольтерра по приказанию папы взял на себя неблагодарную работу, прикрыть наготу в росписи Микельанджело стыдливыми накидками, современники отнеслись к нему с нескрываемым презрением.

Микельанджело насытил искусство высоким пафосом общественной борьбы. Величайший художник Возрождения, он твердо стоял на позициях реализма, одухотворенного высоким общественным идеалом. По поводу одной античной статуи Микельанджело как-то сказал, что сделавший ее скульптор «знал больше, чем сама природа». Эти слова справедливы и по отношению к самому Микельанджело.

<< | >>
Источник: Всемирная история: Возрождение и реформация. 2001. 2001

Еще по теме МИКЕЛЬАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ:

  1. СОДЕРЖАНИЕ
  2. ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
  3. «Титаны Возрождения*.
  4. «Гракх» Бабеф и «Общество равных».
  5. КАРРАЧЧИ
  6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
  7. Павликов С. Н., Убанкин Е. И., Левашов Ю.А.. Общая теория связи. [Текст]: учеб. пособие для вузов – Владивосток: ВГУЭС,2016. – 288 с., 2016
  8. Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
  9. Лаптев С.А.. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Рабочая программа учебной дисциплины Владивосток. Издательство ВГУЭС - 2016, 2016
  10. Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
  11. Иваненко Н.В.и др.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ и защите ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование. Владивосток 2016, 2016
  12. Астафурова И.С.. СТАТИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебно-практическое пособие. Владивосток 2016, 2016
  13. Т.А. Зайцева, Н.П. Милова, Т.А. Кравцова. Основы цветоведения. Учебное пособие. Владивосток, Издательство ВГУЭС - 2015, 2015
  14. Близкий Р.С., Бедрачук И.А., Лебединская Ю.С.. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ [Текст]: учебное пособие / Р.С. Близкий. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015, 2015
  15. В.А. Андреев, А.Л. Чернышова, Э.В. Королева. Государственный и муниципальный аудит. Учебное пособие., 2015
  16. Кох Л.В., Кох Ю.В.. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2006. - 280 с., 2006
  17. Е.В. Бочаров, И.В. Шульга. УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Особенная часть): Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016, 2016