<<
>>

• Мужчина и женщина в истории цивилизаций

Полигамия до наступления Средних веков была широко распространена в восточных странах. Считается, что у Мухаммеда было девять ясен и пять наложниц. Один из биографов утверждал, что Пророк мог за час удовлетворить всех своих жен и что он обладал половой силой сорока мужчин.

В первый раз основатель ислама женился в 25 лет на сорокалетней владелице торгового предприятия вдове Хадидже. Она уже дважды была замужем, и у нее молодой Мухаммед работал продавцом. Именно она стала «Первой матерью Верного» и вдохновила Мухаммеда на его миссию.

В Коране значительное место отводится взаимоотношениям полов. Браки заключались часто до рождения детей и жениться рекомендовалось каждому. Девушки должны были продуманно, в соответствии с предписаниями ислама выходить замуж, с выкупом и приданым. Брак мусульманина с еврейкой или христианкой считался законным, однако женщина-мусульманка не должна была выходить замуж за человека иной веры. Браки с язычниками были строго запрещены, если «неверные» не обращались в мусульманство.

Соитие мужчины и женщины ислам поощрял. Женщина воспринималась в образе нивы. Многочисленные войны арабов рассматриваются как главная причина разрешения многоженства (до четырех жен). Это была мера своеобразной социальной защиты женщин. О каждой из жен муж должен был заботиться в равной степени. Коран определял обязанности мужа и жены друг перед другом. Условия развода строго регламентировались.

Обряд мужского обрезания связывают с гигиеническими соображениями. Эта процедура проводилась в возрасте до тринадцати лет, была весьма важной для становления личности мусульманина. Женское обрезание (клитородектомия) урезало женскую сексуальность. Мусульманам, как и христианам, объяснялось, что женщина создана из ребра Адама. Ребро несколько искривлено (у женщин много недостатков), но если его пытаться выпрямить (т.

е. пытаться слишком настойчиво «воспитывать» женщин), то можно сломать (умные мужчины этого делать не должны). Внебрачные связи сурово наказывались, но секс считался угодным Аллаху и безбрачия для монахов не предусматривалось.

Обратимся к описанию выдающегося русского знатока истории искусства П. П. Гнедича. «Кордова быстро изменила свой вид и достигла под управлением мавров высшей степени благосостояния. В ней было более 10 тысяч жителей и более 200 тысяч домов. На 10 миль вокруг горели фонари на отлично вымощенных улицах (а между тем несколько столетий спустя в Лондоне не было ни одного городского фонаря, и в Париже обыватели буквально тонули в грязи). Роскошь и блеск азиатской неги были привиты арабами Европе. Их жилища с балконами из полированного мрамора, висевшими над померанцевыми садами, каскады воды, цветные стекла – все это представляло такую резкую разницу с дымными хлевами Франции и Англии, где ни труб, ни окошек не делалось. Роскошь арабов доходила до того, что зимой комнаты нагревались теплым воздухом, надушенным в тайниках. С потолков спускались огромные люстры, из которых иные вмещали более 1000 огней. Мебель из лимонного дерева, с инкрустацией из перламутра и слоновой кости, стояла на персидских коврах вперемежку с великолепными комнатными цветами и экзотическими растениями. В библиотеке находились книги, украшенные необычайными по вкусу и изяществу виньетками, чудеса каллиграфии, предупредившие своим появлением в свет книгохранилища пап…

Гаремные женщины были образцами красы всего Средиземного побережья. Арабы были первые садоводы в Европе, все самые ценные фрукты были перенесены в Европу ими. В искусственных бассейнах разводили рыбу. Держали огромные птичники и зверинцы. Мануфактурное производство шелковыми, льняными, бумажными пряжами и тканями совершало чудеса. Арабы ввели опрятность в одежде, употребляя нижнее, моющееся платье из полотна…

От них в Европе получили начало рыцарские турниры, страстная любовь к лошадям, псовая и соколиная охота.

Звуки лютней и мандолины раздавались не только в Кордове, но зазвучали и во Франции, и в Италии, и на Сицилии. Всюду любовная песнь сделалась любимой формой литературы, проникая одинаково и во дворцы арабов, и в монастыри католиков, отражаясь даже в грубом виде в песнях оксфордского духовенства… В поэзии арабов были все новейшие мелкие формы: сатира, элегия, лирика… Когда во всей католической Европе земля считалась за плоскость и учение о ее шаровидности считалось за ересь, арабы учили в своих школах по глобусу, а Альмаймон определял величину земного шара измерением градуса у Красного моря. Арабы вписали свои исследования по астрономии неизгладимыми наименованиями звезд на самом небе»[66].

Ислам был принят в Иране, для которого в этом приобретении оказалось больше плюсов, чем минусов.

В средневековом Иране высокого уровня достигло ремесло. Из серебра изготавливались великолепная посуда, украшения. Богатой отделкой и высоким качеством отличалось холодное оружие. Под влиянием ислама получило развитие храмовое зодчество (мечети), строительство крепостей, мостов, дорог, широко использовались орнаменты, керамика и т. д.

Мировое значение достижений иранской художественной культуры стало осознаваться постепенно. Поэма «Шахнаме», вобравшая в себя национальный эпос персов и таджиков и принадлежащая перу Абулькасима Фирдоуси (ок. 940-1020 гг.), оказала большое влияние на литературу не только Востока, но и Запада отточенностью формы, идеями тираноборства, справедливости и гуманизма. Трудно назвать страну, где не было бы поклонников Омара Хайяма (ок. 1048–1122 гг.). Его четверостишья – рубай – проникнуты гедоническими мотивами, пафосом свободы личности, антиклерикальным вольнодумством. Будучи математиком, этот энциклопедист средневекового Ирана дал изложение решения уравнений до 3-й степени включительно. Образ романтического, загадочного Востока уже в 20-х гг. XX в. вдохновил С. А. Есенина на цикл великолепных стихов «Персидские мотивы».

<< | >>
Источник: Фортунатов В.В.. История мировых цивилизаций Санкт-Петербург, 2011. 2011

Еще по теме • Мужчина и женщина в истории цивилизаций:

  1. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  2. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  3. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  4. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  5. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  6. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  7. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  8. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  9. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  10. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций (Конфуций) •
  11. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  12. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  13. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  14. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  15. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  16. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  17. Сатана выбрал женщину вначале, чтоб привести мужчину к падению; Бог женщину выбрал наконец, чтобы всех нас возродить.