<<
>>

Начало дружбы Маркса и Энгельса, Дальнейшая разработка революционной теории.

B конце августа 1844 г. по дороге из Англии на родину, в Париже, Маркса навестил Энгельс. Эта встреча, во время которой обнаружилась полиая общность их взглядов, положила иачало их тесному содружеству и совместной борьбе за дело рабочего класса. «Европейский пролетариат, — писал В. И. Ленин, — может сказать, что его наука создана двумя ученымн и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания дре* них о человеческой дружбе» [89].

Первым плодом сотрудничества Маркса и Энгельса была их работа «Святое семейство, или Критика критической критики.

Против Бруно Бауэра и компании», написанная в сентябре — ноябре 1844 г. (большая часть была написаиа Марксом). B этом произведении опровергался распространявшийся младогегельянцами (из радикального течения они к этому времени выродились в секту резонерствующих литераторов) взгляд на историю как якобы иа результат деятельности выдающихся личностей, иосителей критической критики, противостоящих невежественной и пассивной массе. B противоположность этому авторы «Святого семейства» выдвинули положения об объективной, не зависящей от самосознания и воли отдельных лиц закономерности исторического процесса, об определяющей роли в нем штериального производства. Подлинными ворцами истории, доказывали Маркс и Ьігельс, являются народные массы, дей- твующие под влиянием определенных ма- ериальных условий, в первую очередь yc- ювий производства. Особенно велико, счи- :али Маркс и Энгельс, воздействие масс на Ьбществеиную жнзнь в периоды революций — кореиной ломки устаревших соци- альиых порядков.

B «Святом семействе» получила свое &льиейшее развитие идея о всемирно-исторической роли пролетариата. B работе было показано, что этому классу предстоит Осуществить самое глубокое из общественных преобразований — перестройку общества на началах коммунизма — и тем самым избавить не только себя, но и всех трудящихся от гиета и эксплуатации.

' B конце мая 1845 r. в Германии вышла книга Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», материал для которой ои начал собирать еще в Манчестере. Раскрыв в ией последствия промышленной pe- нолюции: создание фабричной системы, формирование рабочего класса, рост крупных промышленных городов и т. д., — автор нарисовал реалистическую и ужасающую картииу условий труда и жизни английских рабочих. В. И. Ленин указывал, что «... нн до 1845 года, ни позже не по- плялось ни одиого столь яркого и правди- юго изображения бедствий рабочего клас- :а»|4. B то же время Энгельс отмечал, что щмо бедственное положение пролетариата мбуждает его к активному сопротивлению капиталистическому гиету, которое будет мрастать и неизбежно увенчается освобождением рабочего класса собственными силами.

Маркс и Эигельс в Брюсселе. «Немец- каяидеология». B январе 1845 г. французские власти, побуждаемые прусским правительством, издали распоряжение о высылке из Парижа ряда сотрудников газеты ФорвертсІ», в том числе и Маркса. B начале февраля этого года Маркс был вынужден переселиться в Брюссель, куда вскоре из Германии переехал и Энгельс. Оба стремились продолжить разработку теоретических основ нового коммунистического мировоззрения; они вели линию на размежевание со своими идейными противниками. Этой цели оии решили посвятить свой новый труд, в котором предполагалось подвергнуть критике идеализм Гегеля и младогегельянцев, в том числе взгляды принадлежавшего к этому направлению Макса Штирнера — провозвестника крайнего индивидуализма, а также мелкобуржуазный «истинный социализм».

Маркс и Энгельс намеревались раскрыть и непоследовательность материализма Фейербаха. Еще весной 1845 г. Маркс в написанных им «Тезисах о Фейербахе» в качестве основного недостатка фейербахианства указывал на его созерцательность и пассивность. B противовес этому новое революционное учение, подчеркивал Маркс, провозглашает тесную связь философии с практикой, единство теории и революционной преобразовательной деятельности. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», — гласил заключительный, 11-й тезис Маркса [90] [91].

Осенью 1845 г. Маркс и Энгельс приступили к написанию задуманного ими труда — «Немецкой идеологии», закончив в осиовном работу в апреле 1846 г. Опубликовать, одиако, удалось лншь небольшую и неглавную часть произведения (целиком оно увидело свет впервые в CCCP в 1932 r.). «Мы тем охотнее предоставили рукопнсь грызущей критнке мышей, — писал об этом позднее, в 1859 r., Маркс,— что наша главная цель — уяснение дела самим себе — была достигнута» І6.

Содержание «Немецкой идеологии» охватывало все основные стороны формировавшегося революционного учения. Материалистическое понимание истории выступало здесь как цельная и стройная система взглядов. Это важнейшее открытие Маркса сыграло наряду с разработанной им в 50-е годы теорией прибавочной стоимости главную роль в превращении социализма из утопии в науку. B иовом труде была впервые раскрыта динамика развития основы общественной жизни — материального производства. Это развитие, показали Маркс и Энгельс, представляет процесс, в котором диалектически взаимодействуют две стороны общественного производства — производительные силы и отношения, складывающиеся между людьми на базе производства (в «Немецкой идеологии» оии обозначены как «формы общения»; позднее Маркс ввел более конкретное понятие «производственные отношения»). Производительные силы находятся в постоянном движении. Ha известных ступенях они приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Противоречие это разрешается путем классовой борьбы и социальной революции, которая приводит к замене устаревшего общественного строя иовым, открывающим простор для дальнейшего развития производительных сил. Лишь при коммунистическом строе, когда исчезнет деление общества на антагонистические классы, назревшие изменения в производственных отношениях смогут осуществляться без потрясений.

Уяснение диалектики развития производительных сил и производственных отношений дало авторам «Немецкой идеологии» ключ к объяснению всего исторического процесса. Они впервые показали, что история представляет собой последовательную смену обществеино-экономиче- ских формаций (сам термин «общественная формация» был введен Марксом позднее, впервые в 1851 r.). Каждая из них — это совокупность общественных отношений, основанная на производственных отношениях определенного типа. Производственные отношения обусловливают определенную социальную стріуктуру общества, образуя его экономический базис, над которым возвышаются политические и идеологические надстройки — политический строй, правовые институты, формы общественного сознания. Переход от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной означает переворот во всех человеческих отношениях.

Из учения об обществеино-экономиче- ских формациях вытекал вывод о неизбежности перехода человечества от эксплуататорского капиталистического строя i коммунизму. Маркс и Энгельс рассмат· ривали коммунизм как результат действия объективных законов общественного развития. Оии показали, что в рамках самой капиталистической формации создаются материальные предпосылки коммунистической революции: достигается высокий уровень производства, при котором становится возможным переустройство общества на коммунистических основах, и происходит формирование революционного класса — пролетариата, призванного осуществить это переустройство начав с завоевания политической власти. B первоначальной, еще общей форме в «Немецкой идеологии» была сформулирована идея диктатуры рабочего класса как орудия коммунистического преобразования.

<< | >>
Источник: Г. Л. Арш, В. С. Бондарчук, Л. И. Гольман. Новая история стран Европы и Америки. 1986

Еще по теме Начало дружбы Маркса и Энгельса, Дальнейшая разработка революционной теории.:

  1. К. Маркс и Ф. Энгельс.
  2. Основные идеи философии К. Маркса и Ф. Энгельса
  3. § 2. Концепция закономерного мирового процесса в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина
  4. Маркс и Энгельс были выходцами из буржуазного лагеря, которые весь свой ум, талант и знания употребили для борьбы с буржуазией ради дела рабочего класса и всех угнетенных и эксплоатируемых.
  5. ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И СЪЕЗД РЕВОЛЮЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
  6. Начало революционных войн
  7. Начало революционных войн,
  8. НАЧАЛО ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ВОЙНЫ
  9. НАЧАЛО ВТОРОЙ ГРАЖДАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ВОЙНЫ
  10. Научность и тенденциозность Маркса и Ленина. Некритическое отношение к Марксу и Ленину
  11. Французская революция XVIII в. Складывание революционной ситуации и начало революции (5 мая 1789 г.-10 августа 1792 г.)
  12. ! Задание 7.3. Составьте схему, отражающую этапность разработки локального нормативного акта. Попробуйте конкретизировать схему на примере разработки определенного документа.
  13. X. ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС. 1820—1895.
  14. 2. ДРУЖБА И ВОЗРАСТ