НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
При Аббасидах в большинстве стран Халифата стала быстро развиваться форма условной феодальной земельной собственности — икта (по-арабски — «надел»), которая давалась в пожизненное или временное пользование служилым людям.
Первоначально эта форма собственности означала лишь право на ренту с земли, а затем она превратилась в право распоряжаться землей. Возникли в Халифате и земельные владения мусульманских религиозных учреждений — неотчуждаемые вакфы.Вся территория делилась на земли, облагаемые хараджем (в основном они принадлежали государству), облагаемые ушром, т. e. «десятиной» (чаще всего это были мульковые земли), и освобожденные от обложения (вакфные, земли халифской фамилии и икта). Рента с последних целиком шла в пользу землевладельцев.
Вторая половина VIII и первая половина IX вв. отмечены народными восстаниями, и прежде всего крестьянства, против власти Аббасидов. Идеологической оболочкой крестьянских восстаний чаще всего было учение секты хуррамитов (происхождение этого названия не выяснено), развившейся из секты мазда- китов.
Хуррамиты были дуалистами, они признавали существование двух постоянно борющихся мировых начал — света и мрака, иначе добра и зла, Бога и дьявола. Они верили в непрерывное воплощение божества в людях. Такими воплощениями у них считались Адам, Авраам, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, а после них — разные хуррамидские «пророки». Общественный строй, основанный на имущественном неравенстве, насилии и угнетении, они считали созданием темного или дьявольского начала в мире и проповедовали активную борьбу с этим строем. Хуррамиты выдвигали лозунг общего владения землей, т. e. передачи всех обрабатываемых земель во владение свободным сельским общинам; отмены государственных податей и повинностей и установления всеобщего равенства. K правоверному исламу и его обрядам хуррамиты относились с непримиримой ненавистью, и восстания хуррамитов были выступлением против арабского господства.Наиболее мощным было движение под руководством Сумбада в Хорасане в 755 r., распространившееся до Хамадана. Необычайно мощным было движение против Аббасидов в 776—783 гг. в Средней Азии (восстание Муканны). Почти одновременно (в 778—779 гг.) возникло крупное крестьянское движение в Гургане. Участники его были известны под названием «сурх алем» — «краснознаменных». Это первое в истории использование красного знамени как эмблемы восстания. B 816—837 гг. развернулась большая крестьянская война под предводительством Бабека в Азербайджане и Западном Иране. B 839 г. в Табаристане (Мазендеране) произошло восстание народных масс под руководством Мазьяра. При халифе Мамуне (813—833 гг.) вспыхнуло мощное восстание крестьян в Египте, которое было вызвано налоговыми притеснениями. Мамун сам отправился в Египет и учинил там кровавую расправу. Множество коптов (потомки древних египтян, составлявшие коренное население Египта, по религии христиане-мо- нофизиты) было перебито, а их жены и дети проданы в рабство, так что Дельта, самая плодородная населенная область Египта, после этого запустела (831 r.).
После восстаний халифы вынуждены были внести некоторые изменения в систему управления. При халифе Махди (775—785 гг.) было запрещено налагать на крестьян дополнительные сборы. При халифе Ma- муне высшая ставка хараджа, взимаемого натурой, была снижена с Ά Д° 2A урожая. B начале IX в. было отменено обязательное ношение крестьянами свинцовых бирок на щее.
Еще по теме НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
- НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ B АРМИИ
- ДВИЖЕНИЕ НАРОДНЫХ СМЕЛЬЧАКОВ
- НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
- НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ B XV В.
- НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
- НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ B X В.
- Народные движения
- Народные движения в халифате Аббасидов.
- НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ B ИРАНЕ B XIH В.
- НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ МАЗДАКИТОВ
- Народные движения в XIII—XIV вв. Восстание зилотов
- НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ B XVI — XVII BB.
- Народные движения в VIII — первой половине IX в.
- Народные движения в Османской империи в XVI — начале XVII в.
- Народные движения в поисках истинного правосудия
- НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ B XIV В. ВОССТАНИЕ СЕРБЕДАРОВ B ХОРАСАНЕ