<<
>>

Нация и класс

Более интересное событие произошло в 1831 г., когда Джузеппе Мад-зини, родившийся в 1805 г. — в год Аустерлица и Трафальгара, — основал на французской земле в Марселе общество «Молодая Италия».

Мадзини, убежденный сторонник национальной идеи, которую считал либерально-освободительной общеевропейской силой, испытал влияние различных писателей, но всегда руководствовался собственными воззрениями. Вокруг него собралось более 60 тыс. итальянцев, все моложе 40 лет. Позднее он приступил к воплощению еще более амбициозного, но связанного с предыдущим замысла создания «Молодой Европы».

ПОРЯДОК И ДВИЖЕНИЕ, 1815-1848 77

Время покажет, что Мадзини не был ни эффективным, ни реалистичным политиком: он не считался ни с силой альтернативных идеологий, ни с местной ограниченностью и апатией, очень сильными в Италии как в 1830 г., так и позднее; он чаще жертвовал друзьями, чем обращал в свою веру врагов. Тем не менее, устраивая небольшие, но громкие предприятия, нередко завершавшиеся фиаско, как, например, переход из Швейцарии в Савойю в 1834 г., он заставлял всех постоянно ощущать свое присутствие.

Его идеология либерального национализма заслуживает особого внимания — в политическом спектре она прямо противостояла меттерниховской идее «всеобщей безопасности». Эту идеологию следует также четко отделять от националистических идей, нацеленных на агрессию и пробуждение воли к господству. Для Мадзини различные национальные идеи дополняли, а не соперничали друг с другом.

Однако и с концепцией «национальной миссии» Мадзини все обстояло не так просто. Он не верил в ирландский национализм и оставался холоден к любым версиям национализма, отличным от его собственной. После прочтения сочинений польского поэта-изгнанника Адама Мицкевича, жившего во Франции, но всегда считавшего, что Польша — «Христос народов» — должна видеть свою миссию в искуплении своим страданием грехов всех народов Европы, Мадзини продолжал отдавать Италии «первенство» в деле перестройки Европы: «Судьба Италии — это судьба мира», «слово Божье меж народами».

С этим были согласны далеко не все французские националисты. Что бы ни говорил Луи Филипп и его министры о границах французской внешней политики, многие французы (и при этом не всегда бонапартисты) верили, что именно на Францию возложен особый долг — быть «штурманом корабля человечества». Никто не верил в это сильнее, чем Виктор Гюго.

В Германии национализм принял иное обличье. Он был связан с верой в «народ» (Volk), понятие, совершенно отличное по этимологии и семантике от считавшихся тогда синонимами французских «peuple» и «nation» (и их итальянских и испанских аналогов). И.Г Гердер, первый немецкий философ национализма, скончавшийся в 1803 г., мыслил в категориях не национальной мощи, а национальных культур, основанных на едином языке. Национализм, верил он, привлечет молодых людей, ищущих «единства духа». Как постепенно выяснилось, национализм привлекал скорее простодушную молодежь, чем умудренное старшее поколение, привлекал их сердца в не меньшей мере, чем сознание. По мере развития германского национализма, слово «разум» стало подозрительным. Считалось, что молодое поколение.

78 ГЛАВА 2

возможно, уже увидит Германию, которая из географического понятия (как мыслил ее Меттерних)

или скопления исторически сложившихся образований и привязанностей (как считал Фридрих Вильгельм III) превратится в подлинное национальное государство.

Было неясно, где пройдут границы этого государства. Фридрих Людвиг Ян, призвавший послевоенное молодое поколение выбрать для новой Германии черно-желто-красный флаг, думал, что государство должно быть большим — включить Швейцарию, Нидерланды и Данию — и иметь новую столицу, Тевтонию. В этом он был не одинок. Другие были готовы включить в новое государство все габсбургские земли. Пророки могли обойти этот вопрос: Генрих Лаубе предсказывал в первой части своей «Молодой Европы» («Das Junge Europa», 1833) конец национальностей и появление новой всеевропейской республики. Он изменил свое мнение, когда в 1838 г. взялся за вторую часть своего труда.

Теперь на первом месте стояла Германия. Национализм возник в первые послевоенные годы, когда различия между разными видами «движений» еще не были ясно обозначены. Однако со временем, особенно после того как все более широко стало использоваться слово «класс», мышление в национальных и классовых категориях стало вытеснять старый язык рангов, чинов и сословий. Однако не сразу и не повсеместно. После 1815 г. в Пруссии и еще раньше в некоторых малых германских государствах было восстановлено сословное представительство. Почти по всей Германии власть оставалась в руках знати, представлявшей, как и во Франции до 1789 г., высшее сословие. Между нею и купеческими «средними классами» существовал разрыв, особенно сильный, например, в Рейнской области. В Германии и Италии, как и во Франции, слова «буржуа» и «буржуазия» имели долгую историю, связанную со средневековыми городами. В немецком языке, впрочем, «burgerlich» означает одновременно и «буржуазный», и «гражданский» — таким образом, не делалось различий между буржуазным и гражданским обществом. Это нередко приводило к путанице — и тогда, и в конце XX в., когда термин «гражданское общество» вновь стал использоваться в политических спорах.

Подобные термины гораздо реже использовались в Британии, где и во внутренней, и во внешней политике преобладал прагматизм. Но именно в Британии возник новый класс предпринимателей- работодателей, гордый своей энергией и стремлением к новшествам, ищущий прибыли, а не феодов или ренты. Именно об этом классе больше всего думали Маркс и Энгельс, когда в эмиграции вглядывались в революционное будущее. Незабываемым языком они изложили свои

ПОРВДОК И ДВИЖЕНИЕ, 1815-1846 79

пророчества в «Коммунистическом манифесте», написанном за шесть недель и опубликованном в Лондоне в 1848 г. На титульном листе этого написанного Марксом документа (Энгельс предоставлял факты, деньги и идеи) были помещены слова, которым суждено было стать знаменитыми: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Впоследствии (и намного более систематически) они заявляли, что к прошлому, настоящему и будущему можно подойти «научно» — как и к самой революции.

Основываясь на фактах и идеях, позаимствованных из немецкой философской диалектики Гегеля, из французских исторических сочинений о «классовой борьбе» и английской политической экономии, особенно из трудовой теории стоимости Давида Рикардо, они разработали новую всеобъемлющую теорию.

Классы развиваются благодаря движению и в большей степени экономическим, чем политическим переменам, и их самосознание, зачастую размытое на краях, определяется не законами и не обычаями. Оно находило выражение в общем опыте, в различных «союзах» и конфликтах. Впрочем, делать вслед за Марксом и Энгельсом обобщения о «классах», даже о «правящих классах», обычно с подозрением относившихся к любым формам общественных движений, опаснее, чем о бюрократии — независимо от того, кто находился у власти. Пристальный взгляд на формировавшийся в те годы рабочий класс и «буржуазию» фокусирует внимание на различиях по роду занятий и месту жительства в рамках каждого класса в не меньшей мере, чем на зарождавшуюся и естественную классовую солидарность. В континентальной Европе «буржуазия» маленьких городков, сильная и нередко традиционалистская, могла вполне комфортно чувствовать себя в своем местном обществе, зачастую четко отделенном от новых промышленных городов; ее представители не были сколь-нибудь заметно вовлечены в какое-либо политическое движение.

На другом уровне находились владельцы магазинов (в том числе обслуживавших аристократию), купцы (порей очень обеспеченные), промышленники (все еше немногочисленные, но иногда богатые) и банкиры, крупнейшие из которых составляли амбициозную «крупную буржуазию» («haute bourgeoisie»), имевшую возможность, подобно Ротшильдам, использовать сеть международных связей. Основатель «Дома» Майер Ансельм Ротшильд, родившийся во

Франкфурте в 1743 г., основал филиалы банка в континентальной Европе и Англии, Один из его сыновей обосновался в Неаполе. Глава венской ветви Соломон находился в хороших отношениях с Меттернихом. Меттерних хорошо знал, что Ротшильды были еще менее привержены тем или

иным принципам, чем юристы и «интеллектуалы».

80 ГЛАВА 2

Британские студенты университетов, в отличие от европейских, обычно оставались в стороне от политических движений. В континентальной Европе студенты были голосом нового поколения. Этим голосом были и поэты, которые во Франции и Германии, возможно, выступали большими сторонниками «движения», чем учредители железнодорожных обществ. Альфонс Мари Луи де Ламартин, сыгравший ключевую роль во Французской революции 1848 г., одиннадцатью годами ранее писал другу, что «единственный путь к власти» состоит в том, чтобы «связать себя с самим духом победоносного движения в то мгновение, когда никто не сможет возразить Вам». Определить, какое движение правильное, было, по мнению молодого Маркса, возможно, важнейшим из всех решений, которые следовало принять революционерам.

Только в Британии, Бельгии и отдельных областях Германии и Австрии число промышленных работников, занятых в шахтах, мастерских, на заводах и фабриках, было в тридцатые—сороковые годы достаточно велико, чтобы они имели политический вес, но даже там их «сила» была в основном сосредоточена в промышленных районах. В большинстве стран ведущей формой работы в промышленности оставался не машинный, а ручной труд, и на протяжении сороковых годов во Франции, Германии и Австрии всегда находились ремесленники и работники мануфактур, уничтожавшие, как поколением раньше британские луддиты, машины, которые, как им казалось, лишали их работы. Несмотря на урбанизацию, в аграрном секторе было занято больше людей, чем в городах, и даже в Британии городское население превысило сельское лишь в 1851 г.

Тем не менее для того чтобы буржуазия заявила о своих претензиях по отношению к аристократам, а в городах начали развиваться социалистические идеи, вовсе не требовалось индустриализации, находившейся еще на невысоком уровне даже в Британии. «Труд пришел прежде, чем капитал оказался готов к этому». В самой Франции, где промышленный прогресс после 1815 г. шел относительно медленно, активно распространялись социалистические идеи, зачастую пропагандировавшиеся интеллектуалами, знавшими библиотечные фонды куда лучше, чем устройство фабркк.

И действительно, слово «социализм» в его современном смысле было изобретено во Франции.

Взгляды социалистов, большинство которых Маркс считал «утопистами», заметно разнились. Христианские социалисты видели в Иисусе первого санкюлота. Луи Блан, опубликовавший в 1839 г. свою «Организацию труда» («L'Organisation du Travail»), верил в эф-

ПОРЯДОК И ДВИЖЕНИЕ, 1815-1848 81

фективное использование мощи государства для контроля за рынком. Шарль Фурье и его ученики живописали создание социалистических коммун — «фаланстеров». Сходных взглядов придерживался британский кооператор Роберт Оуэн, использовавший, однако, другой, менее причудливый язык.

Сен-Симон и его последователи, которые наряду со словом «классы» в двадцатых годах использовали понятие «массы», указывая тем самым на будущий общественный порядок, верили в необходимость индустриализации. Общество прошлого было насквозь милитаризованным, воинов в нем поддерживали священники. Основой общества будущего станет промышленное предприятие, а не сила или благоговение. По мере развития взглядов Сен-Симона они оказывали большое влияние на мыслителей как в самой Франции, так и за ее пределами. Повсюду находил последователей основатель «позитивизма» Огюст Конт, считавший, что «непосредственной целью политической науки, как и других позитивных наук», должно быть «определение будущего». Маркс также видел своей задачей не «попытку претворить в жизнь ту или иную утопию», а «сознательное участие в историческом процессе, меняющем общество на наших глазах».

<< | >>
Источник: Бриггс Э. Клэвин П.. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. 2006. 2006

Еще по теме Нация и класс:

  1. Нация
  2. НАЦИЯ
  3. Немецкая нация.
  4. 3. Нация как тип общности, соответствующий капитализму и неоазиатскому общественному строю.
  5. Классы обслуживания
  6. ПОНЯТИЕ КЛАССОВ
  7. Формирование новых классов.
  8. Государство и проблема классов
  9. 1. AAП I класса (мембраностабилизирующие средства).
  10. 2. AAП II класса (β-блокаторы).
  11. Основные классы феодального общества
  12. 4. AAП IV класса (антагонисты кальция).
  13. Средний класс и его место в мировом сообществе
  14. Классы обеспеченных ценных бумаг
  15. Класс феодалов. Феодальная иерархия
  16. Классы и формы собственности
  17. § 3. Борьба классов и партий
  18. 0 ВЗАИМООТНОШЕНИИ МАСС, КЛАССОВ, ПАРТИЙ И ВОЖДЕЙ
  19. УЧЕБНАЯ КАРТА КЛАССА, НАПРАВЛЯЕМОГО НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ