<<
>>

В описании осады Иерусалима есть несколько интересных аспектов.

Во‑первых, осада была вызвана не прямой, но косвенной причиной: там в плену держали верного Синахерибу царя Экрона.

Во‑вторых, против Иерусалима не было применено «ужас нагоняющее сияние оружия Ашура», которое использовалось для «сокрушения сильных городов» Финикии и Фили‑стии.

В описании осады Иерусалима отсутствует и обычная в надписях концовка – «я воевал с ними и победил их». Синахериб лишь урезал границы Иудеи, отдав её окраины соседним царям.

Более того, в случае с Иерусалимом отсутствует и обычное заявление, что Синахериб, нападая на этот город, повиновался «надёжным приказам» бога Ашура. Значит ли это, что он осадил город по собственной воле, а не по велению своего бога?

Это предположение превращается почти в уверенность, если ознакомиться с другой версией этих событий, изложенной в Ветхом Завете.

Синахериб старался сгладить свою неудачу во время осады Иерусалима, но в главах 18 и 19 Второй Книги Царств мы находим объективный рассказ о случившемся.

Из библейского повествования следует, что «в четырнадцатый год царя Езекии, пошёл Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укреплённых городов Иудеи, и взял их». Потом Синахериб послал двух своих военачальников с большой армией к Иерусалиму, столице Иудеи. Но вместо того, чтобы штурмовать город, ассирийский полководец Рабсак начинает переговоры с правителями города, причём на еврейском языке, чтобы все жители могли понять его.

О чём же должны были узнать жители Иудеи? Из библейского текста становится ясно, что в переговорах обсуждался вопрос о том, дал ли согласие на вторжение ассирийцев в Иудею Бог Иегова!

«И сказал им Рабсак:

скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский:

что это за упование, на которое ты уповаешь?»

А если вы скажете мне:

«на Господа Бога нашего мы уповаем»…

При том же разве я без Воли Господней пошёл на место сие?

Господь сказал мне: «Пойди на землю сию, и разори её».

Слуги царя Езекии, стоя на городской стене, просили Рабсака перестать говорить по‑еврейски и излагать своё послание на арамейском языке, который в те времена служил языком дипломатии, но Рабсак лишь ближе подошёл к стене и продолжал ещё громче говорить по‑еврейски, чтобы его слышали все. Потом он начал бесчестить послов Езекии и поносить царя. Увлёкшись, Рабсак позабыл, что ассирийцы пошли войной на город с благословения Иеговы, и стал оскорблять самого Господа.

Когда Езекии передали его слова, он «разодрал одежды свои, и покрылся вретищем, и вошёл в дом Господень… И послал слово к Исайе пророку, говоря: день скорби и наказания и посрамления день сей… Может быть, услышит Господь, Бог твой, все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить его словами». И через пророка Исайю Бог отвечал: «О царе Ассирийском… Тою же дорогою, которою пришёл, возвратится, и в город сей не войдёт… Я буду охранять город сей, чтобы спасти его».

И случилось в ту ночь:

пошёл Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском

сто восемьдесят пять тысяч.

И встали поутру, и вот все тела мёртвые.

И отправился, и пошёл, и возвратился Сеннахирим,

царь Ассирийский, и жил в Ниневии.

По свидетельству Ветхого Завета после возвращения Си‑нахериба в Ниневию, «когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него». Ассирийские источники подтверждают библейские строки: Синахериб действительно был убит, и на трон взошёл его младший сын Эсархаддон.

В надписи, оставленной Эсархаддоном, известной как «Призма В», об этих событиях рассказывается более подробно. По приказу великих богов Синахериб провозгласил своим законным наследником младшего сына. «Он собрал народ ассирийский, молодых и старцев, и заставил братьев моих, отпрысков отца моего, дать нерушимую клятву перед богами Ассирии… чтобы мне править после него».

Но братья нарушили клятву, убив Синахериба, а впоследствии пытались убить и Эсархаддона. Но боги похитили его «и спрятали в тайном месте… сохранив меня для царства».

Позже Эсархаддон получил «надёжный приказ от богов: „Ступай, не медли! Мы последуем за тобой!“

Сопровождать Эсархаддона была избрана богиня Иштар. Когда его братья выступили из Ниневии, чтобы отразить атаку на столицу, «Иштар, Богиня Войны, желавшая, чтобы я был её верховным жрецом, встала рядом со мной. Она сломала их луки, рассеяла их войско». Когда ряды воинов Ниневии были расстроены, Иштар обратилась к ним от лица Эсархаддона. «По её высочайшему повелению они все пошли ко мне и склонились передо мной, – писал Эсархаддон, – и признали меня своим царём».

И Эсархаддон, и его сын и наследник Ашурбанипал пытались воевать с Египтом, причём оба применяли Сияющее Оружие. «Ужас вселяющее Сияние Ашура, – писал Ашурбанипал, – ослепило фараона так, что стал он как безумный».

В других надписях Ашурбанипала указывается, что это оружие, испускающее яркое, ослепительное сияние, было частью головного убора богов. В одном из эпизодов враг «был ослеплён сиянием головы бога». А «Иштар, что живёт в Арбеле, одетая Божественным Огнём и в Лучистом Шлеме, пролила пламя на Аравию».

<< | >>
Источник: Захария Ситчин. Войны богов и людей. Хроники Земли – 3. 1985

Еще по теме В описании осады Иерусалима есть несколько интересных аспектов.:

  1. Есть какая-то неподвижность во многих описаниях средневекового мира.
  2. Статья 233. Решение в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков
  3. / Самоубийство же как таковое всегда есть человекобожие, ибо во всяком случае оно есть распоряжение собой по собствен­ной воле, есть замещение Бога собственным хотением.
  4. Плюс-минус-интересно
  5. ♥ А есть ли права у врачей? Или у этой категории, напротив, есть только обязанности? ( Марк )
  6. Интересная концепция сновидений была предложена Монтегю Ульманом.
  7. При этом были обнаружены весьма интересные особенности этого феномена.
  8. ИЕРУСАЛИМ
  9. Жозеф Рено О ВЗЯТИИ ИЕРУСАЛИМА САЛАДИНОМ
  10. Вильгельм Тирский ОСАДА И ВЗЯТИЕ ИЕРУСАЛИМА.
  11. Боаэддин РИЧАРД I ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ ПОД СТЕНАМИ ИЕРУСАЛИМА. 1192 г. (до 1235 г.)
  12. «Если искусство есть процесс объективирования перво­начальных данных душевной жизни, то наука есть процесс объективирования искусства» (там же).
  13. Интересно обратить внимание на то,что на законодательном уровне в отношении понятия «иностранный инвестор» также нет единого понимания
  14. Существуют интересные отличия детского сна от сна взрослых.
  15. Возвращение Иерусалима. 1227-1228 гг.
  16. 3.8. Кто возвел храм Яхве в Иерусалиме?
  17. История Палестины до завоевания Иерусалима мусульманами.
  18. Взятие Иерусалима Саладином. 1187-1204 гг.
  19. ♥ Про права пациентов понятно, но есть ли у пациента обязанности? Если есть, то какие? Если нет, то возможно ли в принципе иметь права, не имея обязанностей? (Марк)
  20. Матвей Парижский МОНГОЛЫ И ЗАВОЕВАНИЕ ИЕРУСАЛИМА ХОРЕЗМИЙЦАМИ.