<<
>>

Период готики

временем растущего спроса на книгу, порожденного созданием нецерковных школ, возникновением университетов, распространением образованности среди мирян. В XIII—XIV вв. появились большие городские скриптории, успешно конкурировавшие с монастырскими.

Наряду с религиоз-

356

ными книгами (псалтыри и часословы) возросло количество светских книг: романов, исторических хроник, басен и других.

Культура Византии IV-первой половины IX в. Вплоть до конца XII столетия Византия превосходила по уровню развития культуры страны Западной Европы.

Тесная связь с культурным наследием античности была характерной чертой духовной жизни ранней Византии. Унаследованный от Римской империи развитой и сложный аппарат управления нуждался в образованных политических деятелях, юристах и дипломатах, в математиках и архитекторах, в многочисленных писцах. Изучались ценные творения великих греческих мыслителей, поэтов, ученых и трагиков древности.

В ранневизантийский период не было сколько-нибудь единой «византийской» культуры.

Находясь на стыке между Европой и Азией, Византия испытала мощное воздействие современных ей восточных цивилизаций. Отголоски античного искусства и живое влияние персидского и арабского мира придали множеству шедевров византийского искусства неповторимый колорит. В течение столетий Византия оказывала воздействие на развитие культуры и искусства многих народов Европы и Азии.

Развитие византийской культуры в IV—VII вв. происходило в обстановке ожесточенной борьбы между христианством и наследием античности. Церковь наступала: пылали библиотеки, закрывались школы и университеты, в которых преподавались античная философия, наука и литература; на улицах Александрии толпа монахов растерзала Ипатию — женщину-математика (начало V в.). Церковь утверждала свое идеологическое господство.

Ранее всего ее удары испытала античная философия. Все рационалистические традиции были исключены. Лишь некоторые мистические идеи Платона, развитые неоплатониками и затем трансформированные в христианском духе, были приняты на вооружение официальной религией. Наступление теологии тяжело отразилось на светском знании.

В VI в. теология торжествовала победу. Основатель византийской схоластики Иоанн Дамаскен (VIII в.), опираясь на Аристотеля, систематизировал богословие христианства. Он провозгласил тезис: «философия — служанка богословия».

В период иконоборчества и подъема павликианства резко возросла роль народных масс в формировании общественной мысли, в развитии идей, враждебных официальной церковной доктрине. Церковь прилагала усилия, стремясь укрепить свое идейное влияние. В середине IX в. в Константинополе открылась высшая Мангаврская школа для духовенства, система обучения в которой была такой же, как в античной школе.

Точные и естественные науки в IV—IX вв. подверглись меньшему влиянию христианской реакции. Даже в сочинениях богословов высказывалась мысль о сферичности Земли, естественных причинах землетрясений и затмений. Занятия математикой

357

и механикой не прекращались. Стойкие краски, тонкие благовония, «греческий огонь» свидетельствовали об успехах химии.

В VII—VIII вв. общий упадок городской жизни в империи отразился и на литературе. Господство богословия в литературе выразилось в появлении нового жанра. Жанр этот — агиография, — жизнеописания святых, восхвалявшие самоотречение, подвижничество, бесконечное терпение, вознаграждаемое богом в потусторонней жизни.

В VI- начале VII в. появились серьезные исторические сочинения. Особенно полно эпоха Юстиниана I отразилась в произведениях его современника, историка Прокопия Кеса-рийского. В «Тайной истории» Прокопий в противоречие с другими своими сочинениями, прославлявшими императора, показал бедствия народа, продажность чиновничества, распущенность двора.

В отличие от памятников устного народного творчества, которые не были зафиксированы письменно и не дошли до нас, сохранились многочисленные памятники народного искусства.

Оно нашло воплощение в художественных ремесленных изделиях.

Крупнейшим памятником архитектуры ранней Византии был храм Божественной мудрости (св. Софии) в Константинополе, воздвигнутый при Юстиниане I Исидором из Милета и Анфймием из Тралл. Грандиозные размеры храма, залитого светом из сорока окон по окружности гигантского купола, как небосвод венчавшего здание, символизировали могущество и единство христианской империи. Храм сиял внутренним убранством: золотом мозаик, мрамором колонн, красками фресок.

Культура Византии во второй половине IX—XII в. В IX- XII вв. культура Византии стала преимущественно греческой. Борьба с арабами, главную роль в которой играли свободные крестьяне, отразилась в песенном народном творчестве, пронизанном идеей патриотизма. Цикл народных песен о войнах с арабами лег в основу героической эпической поэмы «Дигенис Акрит». Проявились в литературе и демократические тенденции городских кругов, недовольных засильем чиновной аристократии. В сатирическом произведении «Тимарион» (XII в.) под видом путешествия в ад и чудесных встреч с умершими бичуются ханжество и лицемерие, глупость и тщеславие.

Получили распространение апокрифы — тайные книги, полулегенды — полуеретические трактаты, содержавшие острую критику церковных догматов и принципов организации официальной церкви.

Интерес к античности стал еще более глубоким. Даже высшие церковные чины в личной переписке старались блеснуть цитатой, образом, аллегорией из сочинений язычников древности. Предпринимались попытки систематизации знаний, достигнутых в античности. Появились компилятивные медицинские и сельскохозяйственные энциклопедии.

358

Выдающимся образцом историографии XI в. является «Хроно-графия» Михаила Пселла, философа, историка, ритора, энциклопедически образованного блестящего стилиста. «Хронография» поражает живостью описания, меткостью характеристик, тонким психологизмом, яркостью портретов, но в то же время полным пренебрежением к жизни народа и главным событиям современности.

На смену Мангаврской школе пришел открытый в середине XI в. в столице университет из двух факультетов — философского и юридического.

Возглавлявший философский факультет Пселл пытался совместить изучение античной философии с богословием. Философ Иоанн Итал отдавал в некоторых вопросах предпочтение античному знанию и поэтому был осужден как еретик.

В архитектуре в этот период постепенно утверждались малые формы. На смену обширной базилике пришел крестово-купольный храм средних и малых размеров. Внутренность церквей утратила монументальность. Церковная живопись достигла в Х в. предела стилизации. Аскетические лики икон и фресок были безжизненными аллегориями христианских добродетелей, а не образами реальных людей.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. — 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение,1986. — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Период готики:

  1. ГОТИКА
  2. 1.По приведенным данным оцените ситуацию: прибыль до налогообложения за отчетный период — 1000, за предшествующим период — 800, Валюта баланса за отчетный период — 6000, за предшествующий — 5000:
  3. К вопросу о «переходном периоде от переходного периода к переходному периоду», или минусы условной периодизации.
  4. ТЕОРИЯ ПРАВА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ГЛАВА 5. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СТАБИЛЬНОГО ПЕРИОДА
  5. Ф.И.Успенский. История Византийской империи. Том I. Период I (до 527 г.) Период II (518–610 гг.). Москва «Мысль», 1996, 1996
  6. 3. Период 1970-х гг. период энергетического кризиса
  7. 7.3. Производственные периоды. Общий, средний и предельный продукты в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности переменного фактора.
  8. Налоговый период
  9. Налоговый период
  10. Предложение во временных периодах
  11. ПЕРМСКИЙ ПЕРИОД
  12. Рефрактерные периоды
  13. Выплата в период простоя
  14. ЖИВОТНЫЕ КЕМБРИЙСКОГО ПЕРИОДА
  15. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
  16. 4.1. Понятие переходного периода
  17. Перинатальный период
  18. Перинатальный период