<<
>>

Подъем христианской демократии

Второго июня 1946 г. в Италии выборами в новую конституционную Ассамблею и референдумом по вопросу об установлении в стране республиканского строя началась новая эра демократической политики, Монархия не смогла выжить, однако и референдум, и выборы не продемонстрировали общественного единства, выявив глубину расхождений среди антифашистских партий.

Новая республика оказалась расколотой на консервативный монархистский Юг и радикальный республиканский Север. Новая конституция со значительным упором на региональный характер страны в противоположность централизму фашистского государства, была официально провозглашена 1 января 1948 г. Первым премьер-министром стал 62-летний Альчиде де Гаспери, первый католический политик, возглавивший правительство объединенной Италии. После этого в течение большей части XX в. в итальянской политике преобладали христианские демократы. Христианская демократия стала новой силой в послевоенной политике континентальной Западной Европы, придя на смену прежним правым силам.
Отчасти это произошло потому, что в некогда оккупированной нацистами Западной Европе консерваторы и националисты оказались после 1945 г. в затруднительном положении. Многие из них, даже будучи христианами различных исповеданий, сотрудничали или, что еще хуже, присоединялись к фашистскому и нацистскому движениям. Теперь их место заняли представители христианских партий активно участвовавшие в сопротивлении национал-социализму. Их влияние усилилось, когда в послевоенный период церковь обеспечивала помощь перемещенным лицам и бездомным. Утверждение христианской культуры и морали в национальной политике воспринималось многими правыми как лучшее средство для того, чтобы сдержать волну социализма в политической жизни демократической Европы.

Сдвиг влево в политике Восточной Европы, пусть и осуществленной под дулом советского автомата, отразился и на политике Запад-

452 ГЛАВА 11

ной Европы.

Например, когда демократия была восстановлена в Норвегии, а затем в Австрии, социалистические партии получили там более 40% голосов. Успехи социалистов во Франции, Италии и Финляндии были менее впечатляющими, что было связано, как мы видели, с популярностью в этих странах коммунистических партий, В целом работа всех левых сил была успешной. Западная Германия стала в этом смысле определенным исключением. Учитывая преобладание после первой мировой войны социал-демократической партии в немецкой политике, многие, особенно ее лидер Курт Шумахер надеялись, что она вновь будет доминировать в политической жизни. Однако в 1949 г. бывший мэр города Кёльна и ветеран центристской политики веймарской эпохи Аденауэр стал канцлером Федеральной Республики и оставался им в течение 14 лет.

Обаяние и политическое мастерство Аденауэра, имевшего прозвище «Старик» (der Alte), которому, когда он стал канцлером, исполнилось 73 года, во многом объясняют неожиданный успех только что образованной христианско-демократической партии. Этому же способствовал и «железный занавес», который разделил немецких социалистов и географически отодвинул СПГ от многих ее сторонников в Восточной Германии. (В отличие от старой католической партии Центра, которая скончалась вместе с Веймарской республикой, новый Христианско-демократический союз (ХДС) стал партией различных вероисповеданий с акцентом на общих ценностях и общей культуре всех христианских религий.) Однако еще важнее была уверенность многих избирателей в том, что церковь предлагает наилучшую защиту против того, что многие считали наибольшей угрозой стабильности и безопасности, — против коммунизма.

Как отмечает один из историков, это было «правлением не святых, а правлением клерикалов»1. По словам де Гаспери, «именно чувство братства... как движущая сила христианской цивилизации» (на европейской базе) могло уладить конфликт между людьми. И хотя события 1948 г. в Чехословакии подтвердили самые крайние опасения всех христианских демократов, выборы в Западной Европе показали, что к этому времени коммунизм утратил свою опору. В этих условиях 20 послевоенных лет оказались вполне благоприятным временем для церкви в целом и папства в частности. В течение тридцатых годов диктаторы отравляли церковные отношения своим вмешательством (сложные вопросы этого периода религиозной истории вновь были подняты в шестидесятых годах) и нанесли немалый урон репутации официальной церкви во всем мире. Теперь же контраст между «безбожными» государствами Восточной Европы и западными демокра-

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЕВРОПЫ, 1945-1968 453

тиями обеспечили церкви новый моральный авторитет. Тому же способствовали требования реконструкции и возрождения в консервативный период пятидесятых годов, когда церковные ценности прочно закрепились в сознании граждан.

<< | >>
Источник: Бриггс Э. Клэвин П.. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. 2006. 2006

Еще по теме Подъем христианской демократии:

  1. В Рекомендациях Совета Европы выделены подразделы электронной демократии, которые также именуются формами реализации электронной демократии или видами, или проектами электронной демократии
  2. Принципиально, идеи совещательной демократии заложены в основу современного представления об электронной демократии.
  3. Постепенно мировая демократическая мысль начинает смещаться от представительной (опосредованной) демократии в сторону прямой демократии.
  4. Глава I. история гуманизма......................................................... 1 1. Гуманизм в современном понимании................................ 2 2. Классификация гуманизма ................................................. 3 3. Христианский гуманизм ..................................................... 4 – Зарождение христианского гуманизма ........................... 5 – любовь к ближнему ......................................................... 6 4. либеральный гуманизм .............
  5. Федеральная Конституция от 18 апреля 1999 г. закрепляет не только институт представительной демократии, но и институт прямой демократии.
  6. ПОДЪЕМ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ B РОССИИ
  7. Экономический подъем.
  8. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ B КИТАЕ B I - II BB.
  9. Подъем итальянских городов
  10. НОВЫЙ ПОДЪЕМ КРЕСТЬЯНСКОГО ДВИЖЕНИЯ
  11. Революционный подъем
  12. Христианская церковь.
  13. Христианский враг