<<
>>

ПОЭЗИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА

B литературе XVI в. сталкиваются различные общественные тенденции. Воспитанник Кембриджского университета Джон Скельтон (ок. 1460— 1529) — певец земных радостей, грубоватый сатирик, задевающий духовенство и рыцарство, придворных и кардиналов. У Скельтона живы традиции средневековой народной поэзии, и самый стих его часто восходит к шуточным песням простого люда.

Позднее английскую поэзию развивают придворные поэты знатного происхождения. Томас Уайет (1503—1542), граф Серри (1517—1547), Филипп Сидней (1554—1586) и самый одаренный среди них — секретарь графа Лестера Эдмунд Спенсер (1552—1599) выражали образ мысли новой аристократии.

Их звучный, изящный стих (в области стихосложения особенно велики заслуги Спенсера) несет на себе отпечаток влияния Петрарки, Боярдо и Ариосто. Изображаемое ими рыцарство как бы примиряет средние века и Возрождение в условной атмосфере пастушеских идиллий или в мире фантастики.

Te же тенденции в художественной прозе. У придворных писателей стремление к усовершенствованию языка принимает односторонний характер. B романах Джона Лили(1552—1606) «Эвфуэс, или Анатомия остроумия», Сиднея «Аркадия», Томаса Лоджа «Розалинда» и др. рождается особый вычурный стиль, получивший название «эвфуизма». Гораздо ближе к реальности плутовские повести Роберта Грина «Жизнь и смерть Неда Брауна», Томаса Нэша «Жизнь Джека Уилтона» и особенно романы писателя-ткача Томаса Делонэ (1543— 1600) «Джек из Ньюбери», «Благородное ремесло», «Томас из Рэдинга» — проникнутые живым юмором картины ремесленного быта эпохи Возрождения. Джек из Ньюбери — простой рабочий — становится владельцем мастерской. Принимая в своем доме короля Генриха VIII, Джек гордо отказывается от пожалованного ему дворянского звания и сравнивает рабочего с муравьем, а придворного паразита — с бабочкой. Ремесленник в романах Томаса Делонэ напоминает крестьянина из пьесы «Векфильдский полевой сторож» Роберта Грина. Эти простые люди, защищающие благородство труда, полны гордости. B комедии Грина впервые в английской литературе крестьянин изображен в героических тонах.

<< | >>
Источник: Всемирная история: Возрождение и реформация. 2001. 2001

Еще по теме ПОЭЗИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА:

  1. ПОЭЗИЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРОЗА
  2. Проза 30-х гг.
  3. Творческий гений или проза жизни?
  4. ПОЭЗИЯ 50 — 60-х ГОДОВ
  5. Феокрит. Поэзия празднеств
  6. ЛИТЕРАТУРА И ПОЭЗИЯ
  7. «Поэзия и философия»
  8. ПОЭЗИЯ И ЛЕГЕНДЫ КЕЛЬТОВ Из «Мавириана»1
  9. ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ ЮЭФУ
  10. До Платона греческая литература — это преимущественно поэзия.
  11. Художественный идеал.
  12. 3.1. Метод художественных интерпретаций
  13. Художественные типы
  14. Художественные типы