<<
>>

Политическое учение Кальвина

. Подобно Лютеру и Цвиигли, Кальвин рассматривал государство как установление Бога, подчеркивал обязанность правителей служить обществу, ио резко расходился с лютеранством в отношении к нарушителям этого долга — тиранам.

По Кальвину, послушание человеку не может быть поставлено выше, чем послушание Богу. Истинная вера должна утверждаться в мире вопреки любым человеческим препонам, и потому каждый, кто покорен Богу, не только может, но и обязан проявить себя как активный борец за веру. £сли тираны мешают делу веры, сопротивление им — священный долг. Лютер считал, что ответственность за тиранию падает на саму светскую власть, Бог сам накажет тирана, а потому сопротивление неправедной власти возможно только пассивное, без применения силы, лишь как внутреннее противостояние и ожидание справедливого суда божьего. Цвинглн, в отличие от Лютера, прнзнавал право общины на сопротивление тирании, не позволяющей веруюшим нормально выполнять свой христианский долг. Кальвин делает это еще резче, возводя борьбу против тирании в разряд религиозной обязанности.
Правом инициа- гивы на такое сопротивление обладают лишь законно избранные представительные органы. Они обязаны исчерпать все возможные ненасильственные меры, но если это не помогает, могут призвать христиан к открытому неповиновению власти вплоть до свержения тирана. Эти функции могут взять на себя магистраты и представители сословий.

Сотрудничество церковного руководства и государственных органов власти для Кальвина было нормой политической жизни. Церковь при этом должна была оставаться автономной от контроля властей. Поскольку главный смысл здесь состоял в поддержке со стороны государства, Кальвин терпнмо относился к различным разновидностям политического устройства. Правда, он замечал, что, как показывает практика, монархи редко бывают добры и компетентны.

Наилучшую форму правления он видел в олигархической республике, утверждая, что здесь возможно взаимное исправление всех ее структур.

Женева при Кальвине. Развитие Реформации в Швейцарии нз-за политического устройства страны, а также отсутствия (и не- нозможности) какого-либо единого "командного” центра неизбежно свершалось в рамках отдельных городов и территорий, в разное время, на различных стадиях зрелости движения. Это придавало Реформации множество местных особенностей и оттенков.

B Женеве, где Кальвин с 1541 г. оказывал определяющее воздействие на политику магистрата, вопреки теории, разделявшей сферы действий реформированной церкви и государства, фактически сложился режнм теократического типа. C годами ни одно важное решение властей города не принималось без одобрения Кальви- iia, вопреки его воле, хотя ряд лет он юридически даже не был гражданином Женевы. Под его попечением в Женеве установили строжайшую церковную дисциплину и жесткий надзор за поведением и образом мыслей жителей, в том числе многочисленных иммигрантов, спасавшихся от религиозных преследований. Город был разделен на кварталы, осуществлялись систематические инспекции частных жилищ старейшинами общин, были запрещены не только лзартные игры или ругательства, но и чтение развлекательной литературы, музыка при процессиях, танцы на пиршествах, театральные зрелища, эа исключением назидательных пьес на библейские гемы.

Особенно строго следили за посещением церковных служб, поощрялись доносы соседей на нарушителей этого правила. То, что считалось преступлением против веры и нравов, подлежало тяжким наказаниям. Ослушинков изгоняли из города н даже казнили. Только в начале деятельности Кальвина за 6 лет было совершено 58 казней, а 76 человек изгнали из города. Особенно большой резонанс вызвала казнь проезжавшего через Женеву врача M. Сервета, “вольнодумные” идеи которого о Троице возмущали Кальвина. Нетерпимость Кальвина к инакомыслию снискала ему прозвище “женевского папы”. Проявления оппозиции он умел пресекать беспощадно.

Несмотря на жесткость установленного в Женеве режима, Кальвин неизменно пользовался поддержкой большинства горожан, и не только потому, что они изо дня в день внимали проповедям кальвинистских пасторов. Сказывалось искреннее рвение верующих к “правильному благочестию” и образу жизни. Кроме того, здесь постоянно опасались неожиданного военного нападения на город со стороны католической Савойи. Непрерывный приток иммигрантов прииосил с собой живые свидетельства страданий и бедствий, претерпеваемых в разных страиах за истинную веру. B этой ситуации Жеиева казалась кальвинистам оазисом свободы. Население города не воспринимало требования Кальвина как диктаторство.

За пределами Швейцарии большинство сторонников кальвинизма также считало Женеву оплотом праведной веры, убежищем гонимых. B городе действовали 60 книгопечатен, распространявших по всей Европе кальвинистскую литературу. B 1559 г. в Женеве была открыта Академия, которая сочетала подготовку к высшей школе с занятиями университетского типа и стала рассадником кальвинистских кадров. Влияние рсформационных идей, шедших иэ Женевы, сказалось в развитии кальвинизма в Англии, Шотлаидии, Франции, Нидерландах, Венгрии, Польше, ряде земель и городов Западной и Северной Германии. B самой Швейцарии заключенное еще в 1549 г. соглашение между Кальвином и цюрихским продолжателем цвинглиаиской Реформации Буллингером привело к тому, что кальвинизм, впитавший ряд идей и традиций цвниглианства, постепенно стал повсеместно главным выразителем спецнфики швейцарской реформационной церквн.

Распространение кальвинизма в Европе имело своим результатом появление его различных разновидностей, особенности которых зависели от конкретных обстоятельств места и времени. Кальвинистская теория и практика порой достаточно сильно отходили от (альвина. Многоликость кальвинизма при сохранении его фундаментальных принципов не была чем-то необычным: существование различных течений оказалось характерным и для других крупных направлений Реформации, в том числе лютеранства.

<< | >>
Источник: С.П. Карпов. История Средних веков: Раннее Новое время. 2008. 2008

Еще по теме Политическое учение Кальвина:

  1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАЛЬВИНА
  2. Политические взгляды Кальвина
  3. Политическое и правовое учение Дж. Локка
  4. § 8. Политическое учение Ивана Тимофеева
  5. 2. Политическое учение В. И. Ленина
  6. § 2. Политическое учение В.И. Ленина
  7. 6. Политическое учение Ивана Тимофеева
  8. § 3. Политическое учение Ибн Халдуна
  9. 2. Политическое и правовое учение Спинозы
  10. § 3. Политическое и правовое учение Спинозы
  11. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ПЛАТОНА
  12. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ
  13. Политическое и правовое учение Б. Спинозы
  14. Консервативное политическое учение М.М. Щербатова
  15. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО
  16. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ