<<
>>

Поздневизантийская культура.

Борьба идей, направлений и жанров в византийской философии и литературе приняла наиболее острые формы в поздней Византии. Окончательное оформление классов и сословий феодального общества определило более четкое размежевание интересов.

Усилилась облеченная в художественную форму критика существующих порядков со стороны угнетенных. Слагались анонимные басни, исполненные сарказма, остроумия и соленых шуток в адрес господ. В одной из них царь и феодалы изображены в виде «нечистых» хищников, а труженики — в образе «чистых» мирных ж.ивотных. Вечная вражда «чистых» с «нечистыми» — непреложный закон жизни: хищники не способны сохранять мир, ибо питаются кровью мирных животных. Однако в решительной схватке «нечистые» терпят поражение.

В области философской мысли поздней Византии возникли идеи гуманизма и рационализма, и в то же время была создана реакционная мистическая доктрина Григория Паламы (XIV в.), объявившая бездумное созерцание и мистический экстаз единственным средством «спасения» и принятая церковью в качестве официального вероучения.

' Новые идеи были высказаны в XV в.

философом Георгием;Гиместом Плефоном (ум. в 1452 г.). Он предлагал отказаться от частной собственности на землю, выдвигал идею протекционизма как необходимого средства подъема отечественного ремеслен-''. ного производства, предрекал крушение христианства. Поэтому он: был отлучен от церкви. Знаток, почитатель и пропагандист античной литературы и философии, Плифон оказал большое влия-^ ние на философов-гуманистов Запада.

359

В начале XIII в. в результате упадка городов византийское искусство находилось на гораздо более низком уровне, чем в Х-XI вв. Новые тенденции в искусстве наметились лишь в начале XIV в. Мозаики церкви монастыря Хора (ныне Кахрие-Джами) в Константинополе представляли красочные динамичные фигуры, полные реализма и силы, отличающиеся индивидуальностью характеристик, человечностью и лиричностью образов. Но развитие новых тенденций в философии, литературе и искусстве было прервано османским завоеванием.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. — 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение,1986. — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Поздневизантийская культура.:

  1. Поздневизантийский феодализм (XIII — первая половина XV в.) и его особенности
  2. § 4. Правова культура: зв'язок із загальною культурою. Види правової культури
  3. Человек и культура: введение в философию культуры
  4. ЯМНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
  5. 28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?
  6. § 3. Государство и культура. Политическая культура
  7. Лекция 3. Правовая культура: понятие, уровни, формы. Функции правовой культуры
  8. Тема 17. Цивилизация и культура. Типы культуры
  9. Составной частью общей культуры общества является культура физическая, и первый шаг к овладению ею - ежедневная, в любое время года, утренняя зарядка.
  10. Культура как социальное явление
  11. 4.Правовая культура.
  12. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Ф едерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей (ст. 243 УК РФ)
  13. § 2. Правовая культура
  14. КУЛЬТУРА
  15. 20.2. Виды правовой культуры
  16. 10.3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
  17. Правовая культура
  18. 3. Сущность массовой культуры.
  19. Семинар 12. Человек, общество, культура