<<
>>

ПРОКАЗА

B 643 г. король Ломбардии Ротарь издал указ: «Если человек заболеет проказой... и будет изгнан из города или поселения, да не отдает он свое имение никому. Потому что в тот самый день, когда он будет изгнан, он считается умершим».

Уже одного этого достаточно, чтобы развеять миф, будто проказу принесли в Европу крестоносцы.

Все Средневековье прокаженных изгоняли. В Византии, где в V веке был по крайней мере один лепрозорий, к прокаженным относились так же. Множество сведений о проказе можно было найти в Библии (Левит гл. 13). Прокаженных заставляли жить вне города; носить длинное платье яркого цвета с нашитой на нем буквой L; они должны были предупреждать о своем приближении звоном колокольчика, хлопаньем в ладоши, горном или криком «Нечист, нечист!». Лионский собор VI века формально передал их под опеку епископа, на деле же они жили подаянием. В 1179 г. Ill Латеранский собор упорядочил всю процедуру. Человека с подозрением на проказу должен был осмотреть священник или магистрат, и в случае, если он оказывался зараженным, он подвергался процедуре отделения от общины через символическое погребение.

Эту церемонию — separatio leprosorum — описал св. Алжин в Анжере. Кающийся (находящийся под епитимьей) прокаженный вставал на край отрытой могилы, покрыв голову черной тряпкой. Священник говорил: «Умри для мира, чтобы родиться в Боге». Прокаженный отвечал: «Иисус, мой Искупитель... дай мне возродиться в Тебе». Затем священник читал проскрипцию:

«Я запрещаю тебе входить в церковь, монастырь, на ярмарку, мельницу, базарную площадь или таверну... Я запрещаю тебе выходить из дома без одежды прокаженного или босиком... Я запрещаю тебе мыться или пить в ручье или фонтане... Я запрещаю тебе жить с какой-нибудь женщиной, кроме твоей собственной. Если ты встретишь какого-нибудь человека на дороге и он заговорит с тобой, я запрещаю тебе отвечать ему прежде, чем ты не станешь с подветренной стороны...

Я запрещаю тебе трогать колодец или колодезную веревку без перчаток. Я навсегда запрещаю тебе трогать детей или что-нибудь им давать... Я запрещаю тебе есть и пить с кем-нибудь, кроме прокаженных».

Затем процессия отводила прокаженного на место изгнания.

Некоторые правила предусматривали и более суровые меры. В 1318 г. Филипп V Французский обвинил прокаженных в том, что они в союзе «с сарацинами» отравляют колодцы. Он приказал их всех сжечь вместе с евреями, которые давали им советы и утешение. В 1371, 1388, 1394, 1402 и 1404 гг. муниципалитет Парижа безуспешно призывал исполнять законы о прокаженных. Суровость этих законов проистекала из убеждения, что проказа — это наказание за сексуальные извращения. На этой болезни лежали стигматы глубокого морального падения, отчего риск заразиться безмерно преувеличивался.

Но и без того проказа поражала людей и наверху и внизу: проказой заболел Болдуин IV король Иерусалима и Хью д'Оривалья, епископ Лондона (ум. 1085). Врачи даже не догадывались о ее бактериальной природе и не имели никаких средств облегчить страдания больного. Вслед за Авиценной они в основном приписывали ее психологическим причинам, таким как коварство и похоть. Лепрозорий возле стен города был обычным зрелищем. В Англии поселение прокаженных в Хэмблдауне возле Кентербери выросло до внушительных размеров. В Бэртон Лазар лепрозорий располагался на целебных водах, которые позднее использовали в пивоварении [сорт пива burton].

С большим искусством проказу использовала средневековая литература. В нескольких вариантах легенды о Тристане и Изольде героиню, едва избежавшую сожжения, бросают к прокаженным:

И сказал герцог: «Я отведу ее к моим больным. Они будут ее любить, и она умрет в бесчестии».

По всем сведениям, в XVI в. проказа в Европе стала встречаться значительно реже. Ее место занял сифилис [сифилис], но предрассудки, связанные с ней, остались. В 1933 г. Оксфордский словарь описывает проказу как «позорную болезнь», elephantiasis graecorum. И еще даже в 1959 г.

один американский романист был во власти старых унизительных стереотипов. Проказа была СПИДом средневековья.

Рождение Европы, ок. 330 - 800 205

кто хочет взобраться на вершину, поднимается шаг за шагом...»31

Конечная победа миссий объясняется, без сомнения, осторожностью: при этом обычно в течение долгого времени лишь слегка прикрытые языческие ритуалы сосуществовали с медленно набиравшим силу христианством. Вообще-то говоря, Церковь преуспела в своей миссии евангелизации потому, что сумела использовать языческое мировоззрение. Она смогла внушить тем, кто искал обращения, что только через Крещение они смогут присоединиться к цивилизованному миру. С другой стороны, разработка христианскими авторами языческих тем, как, например, в англосаксонской поэме Беовульф, долгое время

была главной чертой культурной жизни Европы.

На Востоке императоры были слишком заняты натиском ислама, чтобы проявлять особую заботу о душах своих еще не обратившихся подданных или соседей, так что до времени великая Склавиния и болгары были предоставлены самим себе, В VII—VIII вв. Константинополь удовлетворялся реэллинизацией и рехристианизацией Пелопоннеса и островов. На этом эпизоде не особенно останавливаются в современных историях Греции. Крит оставался в руках мусульман до X в.

В отличие от франков, германские племена к востоку от Рейна еще целых два столетия не подпускали к себе христианство. Задача обращения германцев была предоставлена английским миссионерам с севера и франкским воинам с запада. Св. Вильфрид Йоркский (634-710), чье католическое родословие прослеживается в Уитби, начал свою проповедь во Фрисланде в 678-679 гг. Но центральной фигурой в этом деле был, конечно, св. Бонифаций из Кредитона (ок. 675-755), основавший первую германскую епархию в Майнце и большое аббатство в Фульде (744), претерпевший мученичество за веру в Доккуме во Фрисланде. У Бонифация было много сподвижников, среди них святые с замечательными именами Штурм и Лулл (то есть Буря и Затишье), которые спорили между собой за Фульду, св.

Виллибальд Баварский (ок. 700-786), первый известный нам паломник в Святую Землю, его брат св. Вунибальд Тюрингский (ум. 761) и его сестра св.

Вальпурга (ум. 779), аббатисса Хейденхейма. Мирный труд английских миссионеров дополняли (или, лучше сказать, бесчестили) безжалостные походы франков в Саксонию в период 772-785 гг. Христианизация была, безусловно, следствием франкского завоевания, во время которого и наступавшие, и оборонявшиеся без устали прибегали к резне и предательству. Священная роща Ирминсуля была вырублена уже в самом начале этих кампаний; массовые крещения были совершены у близкого Падерборна, а также в Окере и Эльбе. Саксонские повстанцы, из которых примерно 4500 погибло во время резни в Вердене (782), были наконец сломлены, когда их предводитель Видукинд решился вступить в освященную воду. Открываются миссионерские епархии в Бремене, Вердене, Миндене, Мюнстере, Падерборне и Оснабрюке.

С приходом христианства в центральную Германию вступает в силу новая стратегия. До того времени христианство в значительной степени ограничивалось Римской империей или теми землями, где важную роль «общественной закваски» играли бывшие римляне — христиане. Христианство все еще было в значительной степени «имперской религией» даже там, где давно уже порвались связи с Империей. Теперь же христианство начинает продвигаться туда, где никогда никаких связей с Империей не было. Рейнланд некогда был провинцией Рима; Саксония — нет. И хотя еще несколько бывших римских провинций, в особенности Балканы, ожидали возврата христианства, оно начинало продвигаться на нетронутые языческие территории. После Германии своей очереди ждал славянский мир, а затем Скандинавия и балты.

Если первая фаза христианизации — обращение Империи — заняла 400 лет, то вторая стадия повторного обращения бывших римских провинций завершилась по прошествии еще 400 лет. Третьей фазе обращения нетронутого языческого мира предстояло продлиться еще долгих шесть веков. [БИБЛИЯ]

На первый взгляд может показаться, что основные процессы «темных веков» не были тесно связаны между собой. Больше того, ни один из них не завершился в этот исторический период. Длительный период варварских вторжений 206

<< | >>
Источник: Дэвис. Н.. История Европы. 2005

Еще по теме ПРОКАЗА:

  1. Упадок земледелия
  2. РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ B КОНЦЕ 60-х ГОДОВ
  3. Черная смерть, 1348—1350 годы
  4. PICARO
  5. Глава 14. Мышление
  6. 2.2. Философия буддизма
  7. ПСИ-ПРОЦЕССЫ ЭКСТРАСЕНСОРНОГО ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
  8. Павликов С. Н., Убанкин Е. И., Левашов Ю.А.. Общая теория связи. [Текст]: учеб. пособие для вузов – Владивосток: ВГУЭС,2016. – 288 с., 2016
  9. Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
  10. Лаптев С.А.. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Рабочая программа учебной дисциплины Владивосток. Издательство ВГУЭС - 2016, 2016
  11. Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
  12. Иваненко Н.В.и др.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ и защите ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование. Владивосток 2016, 2016
  13. Астафурова И.С.. СТАТИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебно-практическое пособие. Владивосток 2016, 2016