<<
>>

РАФАЭЛЬ САНТИ

Светлым гением Высокого Возрождения называют Рафаэля Санти. Он родился 28 марта 1483 гг в городке Урбино, столице небольшого герцогства. Отец Рафаэля — Джованни Санти, придворный художник урбинского герцога, был первым учителем

своего сына.

Восьми лет Рафаэль потерял мать, одиннадцати — отца, и заботы о нем взяла на себя жена герцога Елизавета Гонзага. Ученик Перуджи- но, он многим обязан искусству Флоренции, где провел в молодости несколько лет. Наиболее значительный период творчества Рафаэля неразрывно связан с Римом, который, не имея до этого собственной художественной традиции, в начале XVI в. стал важнейшим центром искусства Италии.

Приглашенный в Рим для росписи комнат («станц») Ватикана, Рафаэль получил задание украсить одну из них аллегорическими изображениями философии, богословия, поэзии и юриспруденции. Ho вместо простых аллегорических фигур Рафаэль создал монументальные композиции. Он использовал особенности архитектуры небольших перекрытых сводами комнат так, что в его росписях зритель видел продолжение реального пространства и тем самым становился как бы участником изображенных сцен.

B «Афинской школе», написанной Рафаэлем (аллегория философии), перед нами удаляющиеся от переднего плана в глубину своды грандиозного здания. B центре величественно шествуют Платон и Аристотель, по сторонам и перед ними, как бы случайно, но на самом деле в строгом порядке, расположились Гераклит, Диоген, Сократ, Птолемей, Архимед и многие другие знаменитые философы и ученые древности. Труды нескольких поколений гуманистов по освоению античного наследия нашли здесь свое отражение, и таким образом вся сцена становилась торжеством светской мысли. Изображенный на противоположной стене «Диспут» — аллегория богословия — соединяет в одну общую композицию множество различных персонажей из истории церкви, но все эти люди думают, рассуждают, спорят, как люди разума, философы, похожие не на церковных святителей, а на античных мудрецов.

Новый идеал человека, выработанный эпохой Возрождения и противопоставленный аскетическо- му человеку феодального средневековья, требовал сочетания всесторонне развитых духовных и физических сил.

Телесная красота считалась обязательным внешним выражением красоты духовной.

Этот новый идеал человека Рафаэль передавал во всех своих произведениях: и в философах «Афинской школы», и в портретах, и в многочисленных изображениях мадонны. B серии его женских образов особенно заметен путь художника от внешней миловидности к глубокой внутренней красоте. Вершиной его творчества считается «Сикстинская мадонна», исполненная Рафаэлем около 1513 г. Долгое время она служила алтарным образом в церкви св. Сикста (отсюда и название картины) в небольшом итальянском городке Пьяченце. B этом произведении предельная ясность, величавая простота художественного языка сочетаются с глубиной идейного замысла. Внезапно распахнулся занавес — и глазам зрителя предстала мать с ребенком на руках. Прекрасное лицо молодой женщины выражает огромную внутреннюю силу. B нем и любовь к младенцу, и тревога за его судьбу, и непоколебимая твердость, и сознание величия совершаемого подвига — мать жертвует своим единственным сыном во имя спасения людей.

Необычную прелесть образов Рафаэля современники назвали словом «grazia» (грация, изящество). Для того чтобы написать красавицу, говорит Рафаэль в одном из своих писем, нужно видеть много красивых женщин, но так как красавицы редки, а правильный выбор труден, то художник пользуется «некоей идеей» (una certa idea), которая складывается у него в голове и которой он старается следовать. Из этих слов ясно, что Рафаэль в своем творчестве переходит от наблюдения реальной действительности к обобщенному образу прекрасного человека.

<< | >>
Источник: Всемирная история: Возрождение и реформация. 2001. 2001

Еще по теме РАФАЭЛЬ САНТИ:

  1. «Титаны Возрождения*.
  2. СОДЕРЖАНИЕ
  3. § 3.4. Особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в области транспорта
  4. 4.1.5. Развитие культуры в новое время
  5. Изобразительное искусство
  6. Интеллект эпохи возрождения
  7. Интеллект эпохи возрождения
  8. Хранители божественного
  9. РЕВОЛЮЦИЯ B ИСПАНИИ
  10. 4.1. Возрождение
  11. ПЕРВЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ C ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИМИ КОЛОНИЗАТОРАМИ
  12. Вторая революция (1820-1823).
  13. МИКЕЛЬАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
  14. ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
  15. От либерализма к консерватизму.
  16. Павликов С. Н., Убанкин Е. И., Левашов Ю.А.. Общая теория связи. [Текст]: учеб. пособие для вузов – Владивосток: ВГУЭС,2016. – 288 с., 2016
  17. Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
  18. Лаптев С.А.. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Рабочая программа учебной дисциплины Владивосток. Издательство ВГУЭС - 2016, 2016
  19. Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016