РАННЯЯ ИСТОРИЯ мидии
B конце II — начале I тысячелетия до н. э. на территории Северного Ирана расселяются ираноязычные племена, которые на протяжении тысячелетия мирно проникали в остальные части Ирана и ассимилировались с местным населением.
C IX в. до н. э., согласно ассирийским клинописным историческим текстам, все население Ирана упоминается под общим названием мидян.Мидия как историческая область охватывала в древности территорию, ограниченную на севере рекой Лраксом и Хребтом Эльбрус к югу от Каспийского моря, на востоке пустыней Дешт и Кевир, на западе и на юге черными цепями Загроса.
Письменные источники свидетельствуют о пестроте населения Мидии, которое было неоднородным и в культурном отношении. Если среди ираноязычных племен главным занятием было скотоводство, что обусловлено территорией проживания, то в земледельческих областях Северо-западной Мидии отмечен относительно высокий уровень развития производительных сил.
Начиная с IX в. до н. э. ассирийцы, граничившие с Мидией стали совершать на ее территорию многочисленные грабительские походы.
B течение VIH в. до н. э. ми- дийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, основу которых составляли изделия ремесла и скот. Эта экспансия с запада ускорила консолидацию мидийских племен и появление государственных образований.C VIII в. до н. э. на территории Мидии начинают образовываться первые мелкие государства-области, среди которых на первое место выдвинулось государство Мана, впоследствии ставшее культурным и экономическим ядром
Мидийской державы VI в. до н. э. Государство Мана нередко вступало в борьбу с Ассирией и Урарту и не было по-настоящему побеждено ни одной из этих держав.
Наряду с Маной и более мелкими царствами существо вал союз мидийских племен, длительное сохранение которого объясняется необходимостью солидарности мидийских племен в борьбе с внешней агрессией.
Согласно сообщениям древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.) большую объединительную роль среди мидийских племен играл некий Дейок.K началу I тысячелетия мидийское общество вступает в новую эпоху — начинается период классообразования и создания рабовладельческого общества, хотя племенные связи еще длительное время продолжают сохранять свое значение.
VIII в. в истории Мидии отмечен двумя периодами ассирийских нашествий, первый — с 834 по 788 г. и второй — с 744 по 678 rr., которые сильно разрушили и опустошили страну на определенное время. Ассирия формально подчинила себе всю Мидию, хотя удерживать ее территорию в составе своего государства было для ассирийцев чрезвычайно трудной задачей. B различных мидийских областях вспыхивали частые восстания, так как сборы дани наталкивались на ожесточенное сопротивление мидян.
Ha рубеже VIII и VH вв. до н. э. в Передней Азии возник новый политический фактор, в значительной мере изменивший соотношение сил. Это были кочующие племена: киммерийцы, треры и скифы, проникавшие из Причерноморья в Западную Азию. B 673 г. до н. э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли большое восстание против Ассирии. Руководил восстанием один из мидийских вождей — Каштарити. Восстание охватило значительную территорию — всю Центральную Мидию, причем повстанцы действовали наступательно и угрожали осадой и взятием сразу многим ассирийским крепостям. Восстание имело полный успех.
Каштарити — один из вождей мидийского восстания — объединяет все мидийские племена и ликвидирует мелкие областные государственные образования. K середине VII в. до н. э. царство Мидия становится крупным государством Древнего Востока, оно упоминается в качестве независимого наряду с Урарту, Хабушкией, Ассирией.
Ассирия не смогла, примириться с поражением, нашла
I себе союзника против мидян в лице скифов и вновь напала r на Мидию, после чего над страной в 653 — 625 гг.
до н. э. установилось скифское господство.Для мидян скифское господство имело определенное I значение. C одной стороны, они учились конно-стрелковой тактике скифов, с другой стороны, господство скифов содействовало выработке межплеменного языка не только на $ территории собственно Мидийского царства, но и на всей • территории Мидии в целом: иранский язык мидян и иранский язык скифов были настолько близки, что взаимопонимание между обитателями Скифского и Мидийского царств было полным. Вместе с тем скифское господство не $ затрагивало основ мидийской государственности, а выража- # лось только в откупе от скифских набегов определенной jj' данью.
^ B 625 г. до н. э. царем Мидии стал Киаксар (по-ирански щ·· Хувахштра), сын Каштарити. Он разгромил скифов, объ- Ч- единил все мидийские племена, подчинил, в частности, i персов и создал единую державу со столицей в Экбатанах (ныне Хамадан). Мидийское царство вновь представляло § значительную политическую и военную силу.
Ii Киаксар, следуя примеру своих соседей — ассирийцев, I у которых армейская структура была тщательным образом |i разработана, впервые создал регулярную армию, делящую- - . ся на стратегические и тактические единицы и соединения, ; исходя не из племенных связей, а из военной необходимо- (- сти государства в целом. Он также упорядочил деление Й войска по родам оружия. Это было последним шагом на I пути оформления государственности в Мидии. ф После изгнания скифов начинаются основные завоевания мидийцев на Иранском нагорье. Заключив союз с Вави- . лонией, главный удар Мидия направляет против своего № исконного врага Ассирии. Киаксар даже породнился с ва- p. вилонским царствующим домом, отдав свою дочь замуж за 1 царевича Навуходоносора. Эта антиссирийская коалиция I оказалась настолько мощной, что в 605 г. до н. э. ей удалось I полностью разгромить Ассирию.
Покончив с Ассирией, Мидия завоевывает Урарту, Пар- фию, Гирканию, Каппадокию, подчиняет себе племена Восточного Ирана, ставит в зависимость Персию и приходит в соприкосновение с кочевыми сакскими племенами в пределах Средней Азии.
Конец VII и начало VI в. были на всем протяжении от Черного до Каспийского моря периодом серьезных политических и этнических сдвигов, перегруппировок сил, выступавших вместе с Мидией и против нее; B эти сдвиги были вовлечены скифы, урарты, армяне, остатки хурритов и предки иберов, жители Малой Азии и т. д. Итогом этих перегруппировок стала война Мидии и Лидии 590 и 585 гг.
Мидийский распиской сосуд из Тепе-Сиалка.
Начало I тысячелетия до н. э.
Этой войне предшествовал период натянутых отношений между Мидией и Вавилонией после завершения раздела ассирийского наследства. Обе великие державы вступили в соперничество, и столкновение между ними было неизбежно. Однако Мидия увязла в событиях на севере, а затем в Малой Азии.
K этому времени отмечается территориальный рост Лидийского царства, его владения подошли вплотную к урартским границам. И здесь интересы Лидии сталкивались с интересами Мидии. Пятилетняя Мидийско-Лидийская война
закончилась 28 мая 585 r. до н. э. Bo время битвы произошло солнечное затмение, предсказанное греческим ученым Фалесом. Обе стороны усмотрели в солнечном затмении плохое для себя предзнаменование и заключили мирный договор, скрепленный династическим браком между детьми обоих государств. Граница между Лидией и Мидийской державой была проведена по реке Галис (сов. Кызыл Ырмак). Киаксар, расширив Мидийскую державу до ее крайних пределов, умер в том же году. Большая и могущественная держава осталась но наследству сыну (Киакса- pa Астиагу (584 550 гг. до н. э.), который был последним
царем Мидии. Он подчинил своей власти Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отношений между Вавилонией и Мидией, и обе стороны начали готовиться к войне.
Государственная структура Мидийской державы, по сравнению со структурой Ассирии VII в. до н. э. была довольно рыхлой. Были непрочные военно-административные объединения, существование которых в значительной мере зависело от случайности военных успехов или поражений.
Ядром державы была Мидия. Это была территория, управлявшаяся непосредственно из Экбатаны, с населением, имевшим все обязанности и преимущества граждан Мидии и подданных мидийского царя.B результате территориального роста колоссально воз росло богатство мидийской знати и размах ее рабовладельческих хозяйств. Имущественное расслоение среди свободных зашло далеко, однако черты патриархальности в обществе еще сохранялись. B VII — начале VI в. до н. э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение. B Мидии существовал закон, согласно которому бедные представители общества могли отдать себя зажиточному человеку, который обязался их кормить. Бедные переходили в положение, подобное рабскому, однако, с той разницей, что они могли в любое время уйти от своего хозяина, если были неудовлетворены своим пропитанием.
B целом в Мидии VI в. до н. э. основную массу составляли свободные общинники-землевладельцы, непосредственные производители материальных благ, их руками в основном и было создано могущество Мидийской державы.
Захват колоссальных богатств путем грабительских войн и тяжелых податей вызвал стремительное обогащение мидийской знати, резкого имущественного расслоения об-
щества и быстрого нагнетания противоречий.
B период правления Астиага в государстве значительную роль играла племенная аристократия — потомки ми- дийских вождей. Она сильно ограничивала царскую власть, проводившую в тот момент прогрессивную политику объединения страны.
Bce эти быстро нарастающие противоречия, продолжительные войны, а также конфликты с Вавилонией осложнили положение Мидии и привели Мидийскую державу к гибели, B 550 г. персы, во главе которых стоял царь Кир II (558 — 529 гг. до н. э.) из рода Ахеменидов, покоряют Мидию и присоединяют ее к своему государству.
Еще по теме РАННЯЯ ИСТОРИЯ мидии:
- РАННЯЯ ИСТОРИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ
- Ранняя история юридической психологии.
- Ранняя постдеполяризация
- РАННЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
- Ранняя монархия.
- Ранняя взрослость
- Ранняя взрослость
- Ранняя государственная организация.
- Ранняя родовая община.
- Ранняя государственная организация.
- Ранняя духовная музыка
- 4.1. Ранняя античная философия
- ЛЕКЦИЯ 1. ШУМЕР — САМАЯ РАННЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ НА ЗЕМЛЕ
- Законность аналогизации истории философии к истории искусства не предопределена
- Проблема смысла истории (единства истории)