<<
>>

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛАМАИЗМА

B Монголии ламаизм распространился во времена Алтан-хана. Ламаизм пришел в Монголию с Тибета.

Начиная с VIII века в Тибете получает широкое Распространение ламаизм (буддистская секта «красношапочников»). B X — начале XH века Тибет переживал период раскола и усобиц. Народ массово переходил под покровительство монастырей и Далай-ламы. Это открыло путь к дальнейшему укреплению власти буддистского духовенства.

B XIII веке в Тибет вторглись монголы, и юань- ский император Шицзу даровал Пагба-ламе наследственный титул «наставника императора й князя драгоценной веры>, сделав последнего представителем монгольской власти в Тибете.

B руках Пагба-ламы сосредоточилась йся государственная и духовная власть в Тибете.

«Князь веры> имел жен и детей, носил красную одежду и головной убор старого индийского образца.

Алтан-хан первым среди крупных монгольских феодалов принял ламаизм и положил начало его распространению в Монголии в качестве официальной государственной религии. Ламаизм — одно из течений в буддизме. Основателем ламаизма является тибетский монах Дзонхава (1357—1419). Дзонхава сохранил в неприкосновенности основные догматы первоначального буддизма.

B XIII веке политическую власть в Тибете получил глава буддистской секты «красношапочников> Пагба- лама. B борьбу с этой сектой за власть вступила усилившаяся впоследствии секта «желтошапочников> основанная тибетским мыслителем и реформатором буддизма Цзонхавой (1357—1419).

После смерти Дзонхавы его ученики Далай-лама и Паньчен-лама совместно поселились в Лхасе в качестве глав секты «желтошапочников>.

Секта «желтошапочников> запретила ламам вступать в брак и провозгласила вечное бессмертие Далай-ламы и Паньчен-ламы, души которых постоянно переселяются в хубилганов (перевоплощенных святых).

Победителем из борьбы сект вышла секта «желтошапочников>, распространившая свою власть не только на весь Тибет, но и на Монголию. C этого времени тибетские и монгольские буддисты стали уделять основное внимание ритуальной, обрядовой стороне буддизма — учению о достижении спасения.

Центральным пунктом ламаистского учения о достижении спасения является культ ламы. Высшие ламы — хубилганы были объявлены существами, достигшими совершенства (буддами) или приблизившимися к спасению (бодисатвами). По учению, каждый верующий должен иметь наставника в лице ламы, который помогает человеку достичь спасения своими советами и наставлениями. Наставлениями и советами ламы надлежит бесприкословно подчиняться.

Широкому распространению ламаизма способствовало то, что ламаистская церковь до чрезвычайности упростила обряды и ритуал для широких масс верующих и включала в буддийский пантеон местных богов, объявив их буддами и бодисатвами. Тем не менее, несмотря на простоту,_а иногда даже и примитивность народных обрядов, монастырская, эзотерическая сторона ламаистских ритуалов содержит массу весьма сложных мистических и магических элементов — тантризм, иогизм. Монастыри превращались в крупнейшие духовные и культурные центры.

Дзонхава и его последователи учили, что материальный мир — иллюзия, жизнь — страдание, причина страдания — жажда жизни, а средством избавления от страданий является преодоление жажды жизни и ее радости. Исходя из буддистского представления о бессмертии души, Дзонхава учил, что страдания человека объясняются его неправедной жизнью в прошлых существованиях и что, наоборот, добродетельная жизнь в прошлом объясняет благополучное существование в настоящем.

Ламаизм нес призыв к кротости, смирению. B отличие от первоначального буддизма, в основе которого лежало аскетическое отречение от мира, Дзонхава разрешил ламам (монахам) иметь собственность, поощрял поддержание ламами тесных связей с мирянами. Он создал централизованную церковь с многочисленной армией лам, спаянную строгой внутренней дисциплиной.

B 1577 году Алтан-хан объявил себя сторонником ламаизма и приступил к строительству монастырей, приглашая своих аратов идти в ламы и обещая за это освободить их от поборов и повинностей. Почти одновременно с Алтан-ханом объявил себя ламаистом один из наиболее влиятельных феодалов Северной Монголии Абатай, который вскоре сам поехал в Тибет, где получил от далай-ламы благословение и титул Тушету-хана.

C течением времени возникла потребность в объединении новосозданной в Монголии церкви. Ee руководитель был найден в семье внука Абатай-хана — могущественнейшего феодала Тушету-хана Гомбо. Одного из его сыновей Далай-лама в 1655 году объявил перевоплощением (хубилганом) известного буддийского «святого» Джебдзун-Даранаты и главой ламаистской церкви всей Монголии. Так зародилась единая ламаистская церковь в Монголии.

Учение о хубилганах — «живых богах», и о ламах как «добрых друзьях-наставниках» нашло в ламаизме наиболее полное отражение.

Согласно ламаизму, бодисатвы, т. e. существа, приблизившиеся к состоянию нирваны, нисходят с небес на землю в образе человека и помогают людям на пути «спасения». Таких хубилганов — «живых богов» в Тибете, а затем в Монголии появилось очень много. Лица, объявленные ламаистской церковью хубилга- нами, занимали руководящее положение в монастырях, им создавался ореол святости и непогрешимости, они составляли высшую прослойку церковных иерархов. Наряду с ними в роли непосредственных наставников, «добрых друзей» каждого человека персонально, выступала огромная масса рядовых лам — монахов. Ламаизм провозглашал, что без помощи ламы- наставника человек не может достичь спасения.

Ламаистская церковь внушала своим последователям, что человек, принявший сан ламы, посвятивший себя служению Будде, стоит неизмеримо выше обыкновенного, мирского человека, что его указания непогрешимы.

Монгольские князья во время принятия ламаизма стремились установить политические связи с Тибетом. Так, например, Алтан-хан вел политические переговоры с главой ламаистов Тибета ламой Содном- жамцом, прибывшим из Тибета в Монголию на торжество введения новой религии. Алтан-хан официально признал Содномжамца главой ламаистской религии, присвоив ему звание далай-ламы, а Содномжамц со своей стороны провозгласил Алтан-хана великим ханом.

Наиболее крупные влиятельные князья Монголии — халхаский Абат-хан, чахарский Лигдан-хан, тумэтский Алтан-хан, равно как и ойратские князья, почти одновременно приняли ламаизм (в частности Абатай-хан в 1580 году) и начали активно распространять его среди аратов. Для проповедей были приглашены из Тибета сотни лам, был осуществлен перевод ламаистской церковной литературы на монгольский язык с тибетского и отчасти с китайского языка (особенное усердие проявил в этом Лигдан-хан, организовавший перевод собрания буддийских канонических книг «Ганжур»).

Первый ламаистский монастырь в Халхе был построен в 1586 году Абай-ханом. Князья наделяли монастыри земельными угодьями и зависимыми аратами, именовавшимися после приписки их к монастырям шабинарами, т. e. учениками.

Приглашая для проповеди ламаизма тибетских лам, монгольские князья на первых порах мало вникали в их принадлежность к той или другой секте. Однако в связи с явно обозначившимся к тому времени в Тибете преобладанием секты желтошапочников, в Монголии также прочно утвердился ламаизм в форме учения желтошапочников.

Шаманизм оказал некоторое сопротивление распространению ламаизма, однако он был не в состоянии преградить ему путь. Ламаизм в борьбе с шаманизмом применил гибкую тактику: он включил в свой ритуал ряд шаманских обрядов, в частности сохранил чествование так называемых обо, весьма популярных тогда в народе, хотя и придал этому чествованию ламаистский характер.

Ламаизм в Монголии, как впрочем и в Тибете, чрезвычайно упростил и даже механизировал процесс молитвы. Например, распространились так называемые хурдэ — вращающиеся цилиндры. B эти хурдэ, представляющие собой полый цилиндр, укладывалось большое количество бумажек с напечатанными молитвами. Верующему достаточно было повернуть xyp- Дэ, чтобы считалось, что он прочитал молитву.

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Начало колониальных империй.. 1999

Еще по теме РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛАМАИЗМА:

  1. 1. Распространенность ФП.
  2. 2.7. Правовые основы предупреждении распространения туберкулеза
  3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ HA ЦЕЙЛОНЕ БУДДИЗМА
  4. 7. Распространение герметической мудрости
  5. Распространение монашества
  6. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЖЕЛЕЗА
  7. Договоры на распространение рекламы и на передачу информации
  8. Распространение христианства, 395-785 гг.
  9. Распространенные ошибки в силлогистических рассуждениях
  10. 3.5.7. Скорости распространения торсионных полей.
  11. РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
  12. 7.6 Распространение невыгодных слухов
  13. Статья 13.16. Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации Комментарий к статье 13.16