<<
>>

Развитие науки.

Конец XV — начало XVI в. — период быстрого развития книгопечатания во многих странах Европы. Связанное с ним стремительное нарастание обмена информацией дало мощный импульс подъему научной мыслй.

Широко издавались не только сочинения древних ученых, ио и труды современных авторов по различным отраслям знания, включая естественные науки. Международным языком науки оставался латинский, но все чаше стали появляться переводы научной литературы нд национальные языки. B первой половине XVII в. они серьезно потеснили латынь в естествознании, которое начало особенно быстро набирать силу на грани столетий.

Наиболее важными достижениями были отмечены география, картография, астрономия, механика, медицина. Первые достоверные карты Европы и мира, в которых учитывались результаты Великих географических открытий, были созданы в середине XVI в. выдающимся картографом Меркатором. Эпохальным для астрономии стало гелиоцентрическое учение Николая Коперника, изложенное в труде "0 вращении небесных сфер”.

Эта книга, напечатанная в 1543 r., развенчала традиционные представления о Земле как центре солнечной системы. Расхождение учения Коперника с традицией, основанной на текстах Священного Пнсания, вызвало резкую критику как со стороны католических теологов, так и со стороны протестантов, в том числе Лютера. Астрономия, начавшая с труда Коперника новый отсчет своего развития, обогатилась позже наблюдениями Тихо Браге и открытиями Иоганна Кеплера, которые подтвердили идею Коперника. Надежным обоснованием гелиоцентризма стали сделанные с помощью нового телескопа открытия Галилео Галилея. Противники учения Коперника — церковные ортодоксы — в 1616 г. официально осудили иден гелиоцентризма. Догматизм ставил серьезные преграды знаиию, основанному на опыте и эксперименте, и все же оно продолжало делать новые шаги.
Галилей совершил ряд открытий в области механики — обосновал законы падения тел, инерции, понятия скорости и ускорения.

Одной из быстро обновлявшихся областей науки была математика. B ней выделились самостоятельные разделы: алгебра, тригонометрия, аналитическая геометрия, развивалась теория бесконечно малых величин. Определенные успехи были достигнуты в геологии, тесно связанной с горным делом, в химии, еще не обособившейся от традиционной алхимии, в зоологии и ботанике. B медицине важные шаги сделала анатомия — основополагающим здесь стал иллюстрированный труд Андреаса Везалия ”0 строении человеческого тела”. Усилиями Уильяма Гарвея и Мигеля Сервета была разработана теория кровообращения. Начало новому этапу врачевания с помощью химических медикаментов положил Парацельс.

C успехами естествознания было тесно связано развитие ренессансной натурфилософии, утверждавшей значение опыта как основы познания и отвергавшей догматизм. Достижения математических ваук и механики оказали влияние на рационалистические философские теории. Взаимозависимость философии и науки нашла яркое проявление в творчестве Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта.

Развитие культуры. Основные этапы и направления. Раннее новое время — эпоха сложного взаимодействия традиционных и вновь возникающих идейных и художественных направлений в культуре. B ее развитии можно выделить три основные этапа: конец XV — первая половина XVI в.; вторая половина XVI в.; период от рубежа веков до середины XVII в. Первый этап отмечен распростра- пением во многих странах культуры Возрождения, давно завоевавшей прочные позиции в Италии. Bo второй четверти XVI в. начинает сказываться нарастающее воздействие на культуру раскола римско-католической церкви и идей Реформации.

Культурные процессы второго этапа отмечены двойственностью: продолжается обновление различных сфер культуры — общественно-политической мысли, философии, искусства — на ренессансных началах, но вместе с тем происходит н трансформация гуманистических идеалов, их оттесняют новые идейные веяния, ставящие под сомнение “божественность” и величне человека.

Усиливается влияние иа культуру в одних странах победивших в них реформационных представлений н институтов, в других — Контрреформации и норм обновленного католицизма. Заметный отпечаток на культурные процессы этого этапа накладывает почти повсеместное укрепление абсолютистских режимов. И все же преемственные связи с культурой первой половины XVI в. и более чем двухвековым опытом итальянского Возрождения продолжают сохраняться, хотя в самой ренессансной культуре начинают отчетливо проступать черты кризисных явлений.

Третий этап — первая половина XVII в. — ознаменовался наступлением и расцветом новой культурной эпохи, часто именуемой эпохой барокко, хотя это стилистическое направление не было единственным. Наряду с ним в ряде стран, особенно во Франции и Голландии, развивается классицизм, а в творчестве многих мастеров литературы и искусства утверждаются реалистические принципы. Получают распространение порой прнчудливые сплетения различных стилистических направлений.

Возрождение как исторический тнп культуры. Культура Возрождения достигла своего ярчайшего расцвета в пору Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в.) в Италии; она активно утверждалась как особый культурный феномен и в ряде других стран Европы, обретая общеевропейское значение. Ренессансная культура, уже в предшествующий период обогатившая образование и гуманитарные дисциплины новой проблематикой и новыми методами познания, а архитектуру и изобразительное искусство новой стилистикой, в XVl в. оказывала влияние и на другие сферы творчества — натурфилософию, естествознание, театральное искусство, музыку. B этом процессе, как и в продолжавшемся усвоении античного наследия, велика была роль книгопечатания. Наиболее известные типографии — Мануциев в Венеции, Кобергера в Германии, Плактена в Нидерландах, Этьенов во Франции — опирались в своей издательской деятельности на сотрудничество с гуманистами, которые выверяли сочинения древних авторов, переводили их на национальные языки, комментировали тексты. Известный современной науке корпус произведений греческих и латинских авторов древности в значительной своей части был открыт и освоен в эпоху Возрождения.

B ренессансной культуре, широко обращавшейся к античному философскому и художественному наследию, сложился своеобразный культ древности, которая противопоставлялась “варварскому" средневековью. Считалось, что вместе со средневековой “порчей" классиче- сой латыни пришла в упадок вся культура. Восстановление преемственной связи с античным наследием, языческим и христианским, во многом утраченной в средние века, и в XVI в. продолжало оставаться одной нз главных задач и вместе с тем типологических черт культуры Возрождения. Античности подражали, но с ее достижениями н соревновались, решая новые проблемы, стоявшие в эту эпоху перед человеком и обществом. Усваивались и заново осмыслялись Ренессансом и традиции средневековой культуры, особенно светской — городской и рыцарской, что находило выражение в обращении к нх сюжетам, жанрам, стилистике, получавших, однако, в творчестве мастеров Возрождения нетрадиционное, оригинальное преломление. Ha всех этапах развития ренессансной культуры ее отличало стремление к новаторству и высокий уровень мастерства. При всем своеобразии Ренессанса нельзя недооценивать и его преемственных связей со средневековьем. Прежде всего — с христианской традицией, что проявлялось в различных областях культуры.

Главной отличительной чертой Возрождения как исторического типа культуры стало гуманистическое мировоззрение. Оставаясь в русле христианства, оно по многим позициям отходило не только от схоластики, но и от церковной ортодоксии. Новое мировоззрение строилось на принципах антропоцентризма, подчеркивало центральное положение человека в системе мироздания. Гуманизм героизировал личность вплоть до безмерного преувеличения ее возможностей, он основывался на идеях гармонии человека и природы, самоценности земного бытия, обосновывал способность людей быть разумными устроителями своей жизни. Светская, внстеологическая трактовка мирских проблем стала характерной для многих областей ренессансного знания, в частности моральной философии, включавшей по традиции экономику, политику и этику.

Новаторская художественная стилистика Возрождения развивалась в XV и в начале XVI в. иа основе принципа “подражания природе" и идеала прекрасного, гармоничного человека. He случайно в изобразительном искусстве особенно широкое развитие получил жанр портрета, воплотивший гуманистические представления о человеке, о неповторимом своеобразии личности. Особое место в ренессансной живописи занял пейзаж, подчеркивавший неразрывную связь человека с природой.

C другой стороны, уже со второй четверти XVl в., особенно B искусстве, связанном с придворно-аристократическими кругами, заметна склонность к формализации художественных открытий вели- ких мастеров Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Начинает утверждаться принцип не “подражания природе”, а “преображения” ее силой фантазии и виртуозности художника; на смену культу естественной и ясной красоты приходит культ изощренности и грации, характерный для нового стилистического течения — маньеризма.

Преимущественно в светском русле протекает в раннее новое время и развитие ренессансной литературы и театра. Здесь был особенно велик индивидуальный вклад гениев эпохн — Франсуа Рабле, Эразма Роттердамского, Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса, Лопе де Вега.

Одним из ценных завоеваний культуры Возрождения стали программа и методы гуманистического образования, находившие применение в частных и городских школах, на университетских кафедрах, при дворах правителей н вельмож. Гуманистическую педагогику, особенно методы изучения древних языков, охотно заимствовали многие церковные школы, как католичесне, так и протестантские, внося, однако, свои коррективы в идейную направленность образования.

Ha основе ренессансной культуры сформировался новый слои интеллигенции, мощно заявившей о себе в Европе уже в конце XV — первые десятилетия XVI в. Его составляли прежде всего гуманисты, чьи профессиональные занятия были связаны с обновленным комплексом гуманитарных дисциплии, но также писатели, художники, архитекторы, деятели науки.

Ренессансная интеллигенция создавала новые формы самоорганизации — различного рода кружки, сообщества, академии, мастерские художников, в которых царила атмосфера творических поисков и свободных дискуссий. Это BO многом отличало ее от таких традиционных групп интеллигенции, как теологи, юристы, университетские преподаватели метафизики и диалектики с характерными для них устоявшимися формами общения.

B раннее новое время в общем культурном процессе наряду с динамично развивавшейся ренессансной культурой существовали и достаточно традиционные направления. Это прежде всего схоластика, которая оставалась официальной наукой, господствовавшей в католических университетах. Некоторому обновлению она подверглась во второй половине XVI в. после Тридентского собора. Видные деятели Реформации, поначалу резко критиковавшие средневековую схоластику, по мере догматизации новых протестантских вероучений также обратились в университетах к схоластическим формам образования. Устойчивость традиций была характерна и для народной культуры, как сельской, так н городской; различные разновидности фольклора, массовые праздннчные действа и смеховые формы карнавалов, бытовые ритуалы н обычаи мало изменялись с течением столетий.

Основные принципы мировоззрения западноевропейского общества в раннее новое время продолжали определяться, как и в средние века, христианским вероучением, но в условия конфессионального многообразия послереформацнонной эпохи даже официальные доктрины различных церквей приобретали разные оттенки.

<< | >>
Источник: С.П. Карпов. История Средних веков: Раннее Новое время. 2008. 2008

Еще по теме Развитие науки.:

  1. 1.3. Этапы развития науки
  2. Развитие науки.
  3. Общие черты развития науки.
  4. Развитие науки и техники.
  5. Развитие науки.
  6. Развитие науки, техники и образования.
  7. § 6. Проблема начала науки. Наука и типы цивилизационного развития
  8. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
  9. Модели развития науки
  10. Семинар 6. Особенности современного этапа развития науки и перспективы научно-технического прогресса
  11. Апогей развития греческой науки и искусства
  12. Семинар 1. Место и роль науки в развитии культуры
  13. Семинар 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
  14. 1.5. Развитие теории государства и права как науки и учебной дисциплины
  15. Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан
  16. История развития российской науки административного права
  17. § 18. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания