<<
>>

Развитие Реформации

. Протестантизм. Аугсбургское исповедание веры. B 1526 г. в развитии Реформации в Германии наметился новый поворот. По решению рейхстага имперские чины получили разрешение до всеобщего собора вести себя в религиозных вопросах так, “как если бы они были ответственны только перед Богом и его императорским величеством”.

Таким образом, снималась обязательность выполнения Вормского эдикта 1521 r., предписавшего жесткие меры против “лютеранской ереси”. Некатолические князья использовали эту ситуацию для укрепления позиций “евангелизма". Широкое развитие в их землях получили переустройство школ, в том числе высших, и церковные инспекции. По программе, разработанной Лютером и его ближайшим сотрудником, выдающимся педагогом Меланхтоном, а также другими поборниками умеренной Реформации, осуществлялась проверка убеждений и деятельности учителей, университетских преподавателей, церковных проповедников и иизших церковных служащих. Bce они были обязаны действовать в духе санкционированной княжеской властью лютеровской Реформации.

Первые церковные проверки были проведены в 1526 г. в Саксонии. Инспекцию проводили комиссии из теологов и юристов. Они осуществляли инвентаризацию церковных имуществ, изучали настроения и поведение членов церковной общины, особенно интересовались идейными позициями пасторов и учителей. Участники проверок жаловались на равнодушие масс к религиозным вопросам, невыполнение церковных служб, недостаточное образование духовенства. Проведение проверок шло рука об руку с процессом секуляризации церковных имуществ властями. Часть этих имуществ перешла в руки дворянства и горожан, часть по распоряжению властей и под их контролем была направлена на содержание проповедников, школ, университетов. Вслед за Саксонией аналогичные меры осуществили и другие территории, где князь рассматривался как “высший епископ”.

Секуляризация и там способствовала усилению княжеской власти. Контрольные комиссии работали также в имперских городах, принявших лютеранство, где эа соблюдением предписанных норм наблюдали городские власти. Возможность распоряжаться бывшим церковным имуществом усилила здесь городские магистраты.

Действия евангелических властей вызвали возмущение католиков. B 1529 г. на Шпейерском рейхстаге император Карл V потребовал строгого соблюдения Вормского эдикта. Католическое большинство участников рейхстага настояло на решении, по которому католические церковные службы должны были стать обязательными на территориях евангелических князей и городов. B ответ от 5 кия- жеств и 14 городов был заявлеи резкий протест, авторы которого утверждали, что в делах совести и веры невозможно подчиняться решению большинства. C этого времени сторонников Реформации стали называть протестантами.

B 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге была сделана важная попытка на основе переговоров добиться согласия между католиками и протестантами путем сопоставления и, по возможности, сближения их конфессиональных доктрин. Лютер как официально осужденный еретик не мог присутствовать на этих переговорах. Главная роль в проведении их со стороны Виттенберга выпала Меланхтону. B “Аугсбургском вероисповедании" он дал систематическое изложение основ лютеранства и его принципиальных отличий от католицизма, а также от учения Цвингли и обвинявшегося в непризнании властей анабаптизма, который решительно осуждался. Свой вариант исповедания прислал на рейхстаг Цвингли; четыре верхнегерманских города представили изложение воззрений своей протестантской конфессии, написанное видным деятелем Реформации M. Буцером.

Ha стороне католиков особенио активно действовал старый противник Лютера И. Экк. Он составил гигантский реестр еретических заблуждений протестантов, и только невозможность практически обсудить все это вынудила Экка с сожалением сократить свой каталог до 404 пунктов. Имея эту опору, католики подготовили свой ответ — опровержение доктрин оппонентов.

Одновременно они требовали отмены результатов секуляризации, угрожали объявить всех, кто препятствует восстановлению позиций их церкви, нарушителями мира. Переговоры закончились провалом.

Война между императором и протестантскими князьями. Аугсбургский религиозный мир. Аугсбургский рейхстаг 1530 r., отвергнув предложенные протестантами основы реформирования христианской церкви, потребовал привлечь их к императорскому суду. B ответ протестантские князья и города во главе с курфюрстом Саксонии и гессенским ландграфом заключили в 1531 г. в городе Шмаль- кальдене военно-политический союз с целью взаимозащиты и поддержки дела Реформации. Союз окреп после вступления в него новых членов. B нем, однако, не было полного единства: сказывались вероисповедные различия между лютеранами и теми, кто тяготел к цвинглианству.

Войны с Фраицией и Турцией долго отвлекали Карла V от активного вмешательства во внутренние дела империи. Лишь в 1546 г. после мира с Франциском I, развязав себе руки, император решил иачать войну против Шмалькальденского союза, объявив, однако, что должен покарать его членов, но не за религиозные взгляды, а эа нарушение законов нмперии. Из Италии в Германию были переброшены 40 тысяч отборных испанских солдат. Союзии- ком императора выступил лютеранин саксонский герцог Мориц, получивший от протестантов за переход на сторону Карла V прозвище Иуды. Имперские войска одержали полную победу в битве при Мюльберге на Эльбе (24 апреля 1547 r.). Союз протестантов был распущен, Виттенберг занят войсками Карла V. Император подготавливал полное восстановление католицизма. Многие протестантские проповедники были вынуждены бежать иэ страны. Попытки лютеранских князей вести новые переговоры о компромиссе исповеданий провалились. Однако католические князья, одобрявшие политику наступления на протестантов, уже начали опасаться явного увеличения мощи императора.

Ситуацией решил воспользоваться герцог Мориц. Резко изменив свою позицию, он возглавил антигабсбургские силы и заручился крупной субсидией от Франции.

B 1552 г. князья неожиданно напали на императора, которому даже пришлось бежать иэ своей резиденции в Инсбруке, а французы по соглашению с герцогом Мори- цем оккупировали Лотарингию. После долгих переговоров, которые нслись с участием Фердинанда, брата Карла V, на рейхстаге 1555 г. был заключен так называемый Аугсбургский религиозный мир.

Договор продемонстрировал реальную расстановку сил в Германии, где эа годы Реформации разгром рыцарской оппозиции, подавление Крестьянской войиы, подчинение городов политике усилившейся территориальной власти оставили только за князьями и императором роль вершителей политнческих судеб страны. Аугсбургский религиозный мир устанавливал на юридической основе имперского законодательства равноправие католиков и лютеран. По- прежнему не были признаны права ни сторонников Цвингли, ни кальвинистов, ни тем более анабаптистов, гонимых всеми властями и церквями. За князьями закреплялось право определять официальную религию подданных, населения своих территорий. Впоследствии этот приицип был кратко выражен в формуле: “Чья власть, того и вера”. B Германии на время была заложена основа для мирного противостояния двух групп княжеств с разными исповеданиями — католнческих (австрийские наследственные земли Габсбургов, Бавария, Франкония, Эльзас, духовные княжества на Рейне и в Северо-Западной Германии) и протестантских (Саксония, Бранденбург, княжества Северной Германии, Брауншвейг, Вюртемберг. Гессен, Верхний и Нижний Пфальц).

Политика Карла V потерпела провал. Вместо дальнейшей централизации власти, необходимой для осуществления миродержавных планов, был сделан новый шаг к усилению раздробленности страны. Протестанты смогли закрепить свои успсхи. Неудачи побудили Карла к отречению от престола. Его владения были поделены между сыном Филиппом II, королем Испании, и братом Фердинандом I, ставшим германским императором. Аугсбургский религиозный мир ознаменовал важный рубеж в истории Реформации. Ee развитие в Европе и в Германии не закончилось, но период ее наступления завершился. Началась эпоха Контрреформации. Оиа охватывает в

Германии время от 1555 г. до начала в 1618 г. Тридцатилетней войны.

<< | >>
Источник: С.П. Карпов. История Средних веков: Раннее Новое время. 2008. 2008

Еще по теме Развитие Реформации:

  1. Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
  2. РЕФОРМАЦИЯ
  3. 4.1.2. Реформация и Контрреформация
  4. РЕФОРМАЦИЯ B АНГЛИИ
  5. Английская Реформация.
  6. Реформация.
  7. Королевская реформация
  8. 4.2. Реформация
  9. Политические и правовые идеи эпохи Реформации
  10. 25. В чем итог Реформации в Англии?
  11. § 3. Политические и правовые идеи Реформации
  12. 3. Политические и правовые идеи Реформации
  13. Кальвинистская Реформация.
  14. РЕФОРМАЦИЯ B ПОЛЬШЕ
  15. Причины Реформации.
  16. Рыцарство и Реформация.