На развитие японской цивилизации
, японского феодализма решающее влияние оказывало островное положение страны. Япония на протяжении длительного времени была закрыта от остального мира, но ее развитие демонстрировало неразрывность исторического процесса, несмотря на существовавшую неравномерность и региональные особенности.
Важнейшей экономической основой феодального строя Японии было крестьянское хозяйство. Характерной чертой отношений в аграрной сфере было отсутствие открытых форм крепостничества. Земли были государственными и частными (князей, храмов и монастырей). Крестьяне вели самостоятельное хозяйство и по преимуществу выступали в роли арендаторов земли на правах наследственного держания. Определенная личная зависимость от собственника участка земли существовала. Преобладала натуральная рента – оброк продуктами, который иногда заменялся денежным оброком. Крестьяне участвовали в выполнении ремонтных, строительных и других работ в пользу феодала или государства. Но феодал не мог продать или купить крестьянина).
Более того, на протяжении десятилетий у крестьян существовала заинтересованность в ведении хозяйства. Хозяин земли получал 4 части урожая, а земледелец – 6. Крестьяне, формально не являясь частными собственниками земли, постоянно улучшали качественные показатели в аграрном секторе экономики. Уже в XVII в. в Японии выращивалось до 100 сортов риса, 12 сортов пшеницы, ячмень, просо. Внедрение удобрений, расширение поливного земледелия позволяли получать 2–3 урожая в год. В начале XVII в. в сельском хозяйстве было занято почти 80 % из 18 млн населения.
Японские города – Эдо, Осака, Киото, Нагоя, Нагасаки, Хаката и другие – были центрами ремесла и торговли. В городах создавались влиятельные купеческие гильдии (кабунакама) и ремесленные цеха (дза). Внутри страны постепенно развивалась специализация на производстве определенного товара, что создавало условия для торгового обмена между различными районами и способствовало формированию общенационального рынка. В городах возрастала роль купцов-скупщиков, которые снабжали ремесленников сырьем и затем скупали у них готовые изделия. В конце XVI – начале XVII в. в отдельных отраслях возникли мануфактуры.
Положение в стране, все стороны жизни японского общества с начала XVII до середины XIX в. контролировал слой феодалов во главе с сегуном. Дело в том, что в результате ожесточенной политической борьбы, одержав победу в решающей битве, во главе страны встал богатейший княжеский дом Токугава. Основатель династии Токугава Иэясу в 1603 г. сосредоточил в своих руках всю реальную власть. Император царствовал, но не управлял. Он считался «живым богом», и его почитание было связано с японским религиозным культом – синтоизмом.
Еще по теме На развитие японской цивилизации:
- 2. Периодизация развития японской цивилизации
- § 13. Японская островная цивилизация
- Раздел 3 Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв) Глава 1 Революции и реформы в становлении западной цивилизации
- 4.6.2. Деркачева Л.Н. Оздоровительный туризм как фактор развития территории на примере побережья залива Петра Великого, Японское море
- 2. «Осевое время» развития цивилизации
- Цивилизация как бы «дышит» и проходит этапы экстенсивного и интенсивного развития
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- 3. Циклическая концепция развития цивилизаций
- 29. Экономический кризис 1974–1975 гг. и его влияние на развитие западной цивилизации
- Глава 6 ГОСУДАРСТВО, ЭКОНОМИКА, ПРАВО В КОНТЕКСТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ II ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ И РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ'
- Проблема роста цивилизаций Задержанные цивилизации
- § 38. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Противоречия и проблемы техногенной цивилизации, информационного общества
- Раздел V. Глобальные проблемы современности и перспективы развития современной цивилизации
- Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации Глава 1 Генезис феодального общества
- ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА