<<
>>

РЕФОРМАЦИЯ B ШВЕЙЦАРИИ

Второй крупнейший центр европейской реформации образовался в Швейцарии в условиях обострившихся социально-политических противоречий в кантонах и под воздействием идей Лютера. Чтобы понять причины его возникновения именно здесь, необходимо познакомиться с своеобразным историческим развитием этой страны.

Горная Швейцария расположена в центре Европы на торговых путях из Южной Германии и Франции в Италию. Истоки самобытности государственного строя Швейцарии восходят к раннему средневековью, когда три горных лесных кантона — TTTRnn1 Ури и Унтервальден держали в своих руках ключи от получившего в середине XIII в. большое торговое значение Сен-Готардского прохода, связывавшего Италию с остальной Европой. Большие выгоды от торговли через этот проход интересовали австрийских герцогов Габсбургов, имевших на территории кантонов своих управителей-фогтов и обширные земельные владения.

B 1291 г. три кантона заключили между собой

союз и начали освободительную войну против австрийского владычества.

Воодушевленные их примером, соседние области тоже поднялись на борьбу. Союз трех кантонов разросся за счет присоединения новых кантонов и земель: в 1332 г. Люцерн, в 1351 г. — Цюрих, в 1352 г.— Цуг и Гларус, в 1353 г.— Берн, в 1481 г.— Фрибур и Золотурн, в 1501 г.— Базель и Шафхаузен, в 1513 г.— Аппен- целль. Кроме этих кантонов на правах «союзных земель» в XV — XVI вв. присоединились Санкт- Галлен на востоке, Женева и Невшатель на западе, Валлис на юге и другие области. Так образовалась Конфедерация. Верховным органом стал Тагзат- цунг — регулярно собиравшаяся коллегия представителей всех полноправных земель, с XV в. именовавшихся кантонами. Кантоны имели политическую автономию и регальные права, включая сбор налогов и чеканку монеты. B городах сложилась система самоуправления: большие и малые советы, бургомистры, судебные коллегии шеффенов.

Государственно-правовую базу Конфедерации составляла не сведенная в единый кодекс серия договоров и соглашений. Первый сохранившийся договор 1291 г. устанавливал принцип «вечного» конфедеративного союза для «успешной защиты и самосохранения» от внешних вторжений и внутренних смут на основе взаимопомощи, признания ранее заключенных соглашений и сеньориальных связей ее участников, применения в спорных случаях третейского арбитража. B 1315 г. дополнительные статьи запрещали ведение сепаратных переговоров, заключение новых договоров с иноземными державами без согласия всех членов союза.

По договору 1351 г. вопреки традиции Цюрих и «лесные» земли получили право заключения внешних конвенций, хотя связь с Конфедерацией считалась основополагающей, что отражало и могущество Цюриха, занявшего ведущее место в союзе, и опасения его основателей утратить свое значение.

«Земпахская грамота» 1393 г. и Станский договор 1481 г. подтверждали прежние статьи о внутреннем мире и запрещении самовольных военных походов. Опасения сельских кантонов утратить свое место и значение отразились в статьях договора 1481 r., которые гарантировали сохранение сословно-федерального строя, традиционного места в нем сельских кантонов, ограничивали права вновь принятых кантонов Фрейбурга и Золотурна. Было решено впредь каждые 5—10 лет повторять принесение присяги в верности союзу. Возросла роль Тагзатцунгов, но их решения часто нарушались, взаимное недоверие между кантонами росло, и они вступили в сепаратные связи с иноземными суверенами — Габсбургами, королями Франции, герцогами Савойскими. Союз не имел постоянных центральных органов власти, своей печати.

B социально-экономическом аспекте Конфедерация представляла собой пеструю мозаику из союзов свободных и зависимых крестьянских общин, разбросанных островков монастырского и сеньориального земледелия, средневековых городов с сельскими округами, союзных земель и бесправных фогств. Кантоны и союзные земли, входившие в состав Швейцарского союза, различались по уровню своего экономического развития.

Тем не менее их можно разделить на две основные группы. Первую составляли старые, так называемые лесные, сельскохозяйственные кантоны — Швиц, Ури, Унтерва- льден, Люцерн и Цуг. Ko второй группе принадлежали экономически более развитые городские кантоны — Цюрих, Берн, Базель и др.

B лесных кантонах длительное время сохранялись общинные порядки. Значительная прослойка крестьянства никогда не знала феодальной зависимости и была свободной. Ведущей отраслью хозяйства здесь было животноводство. Ha тучных альпийских лугах кормились большие стада овец и коров. Продукция скотоводства — шерсть, шкуры, кожи, масло, сыр — сбывалась в городские кантоны, в также в Италию и Германию. Обширные территории пастбищ и лесов находились в общинном пользовании. Пахотные земли занимали незначительную площадь и большую часть хлеба лесные кантоны ввозили через Базель и Цюрих из Германии.

Крестьянская община в XVI в. заметно разложилась. Пользование общинной землей стало

привилегией зажиточной прослойки крестьянства. Образовался избыток рабочей силы. Этим обстоятельством воспользовались соседние государства, главным образом Франция. XVI век — время наемных армий.

B ходе освободительных войн швейцарцы создали себе репутацию непобедимой пехоты, и иноземные государи охотно вербовали их в свои армии. Военное наемничество стало регулярным узаконенным промыслом. Ha практике процветало лихоимство, обман при расчетах с солдатами и семьями погибших. Пенсии, получаемые кантональными властями от иноземных суверенов, разлагали их, отрицательно влияли на характер внешней полити-

Сельскохозяйственные работы.

Рисунок из хроники X. Зильберизена. 1576 г.

ки Конфедерации; швейцарские наемники в войсках враждующих держав истребляли на поле друг друга. Военное наемничество стало проклятием отважного швейцарского народа. Конфедеративной армии не существовало, локальные «милиции» из плохо обученной молодежи были слабы.

Взаимоотношения церкви и светских властей в швейцарских землях складывались еще в каролингский период: значительная часть земли принадлежала церковно-монастырским учреждениям, обладавшим сеньориальными и судебно-административными правами.

B XIV в. началось общее наступление на права церкви, поддерживавшей Габсбургов. Церковная юрисдикция была сильно урезана «Грамотой о священниках» 1370 г. Ha протяжении XV в. власти кантонов установили свой патронат над многими городскими и сельскими церквями, определяли круг полномочий и обязанности священников, назначали их на должности, распоряжались церковными землями. Архиепископ Констанцский сохранил функции лишь чисто церковного надзора.

УЛЬРИХ цвингли

B условиях обострившихся социально-политических противоречий в кантонах и под воздействием идей Лютера в Швейцарии образовался второй крупнейший центр европейской Реформации. Образованные круги страны были хорошо подготовлены к восприятию идей гуманистов, прежде всего Эразма Роттердамского. Выразителем новой pe- формационной концепции стал священник и гуманист, эразмианец Ульрих Цвингли.

Он родился 1 января 1484 г. среди rop, в общине Вильдгауз в Тугенбурге. Несмотря на то что семейство было очень многочисленным (8 сыновей и 2 дочери), дети выросли в довольстве и пользовались уважением местных жителей. B десять лет Цвингли был отправлен в Базель, славившийся в то время преподаванием классических наук. Он отличался тут успехами в латинской грамматике., музыке, диалектике, но более всего в диспутах, в которых одерживал верх над старшими учениками. Учитель его, пораженный таким блестящим дарованием, советовал ему оставить школу и просить отца дать ему более соответствующее его способностям образование. Цвингли поместили в Бернскую классическую школу, где учителем его был богослов Виттен бах, открыто проповедовавший, что учение об отпущении грехов есть обман и что один Христос своей кровью заплатил за грехи человечества. Пятнадцатилетним юношей Ульрих был послан в Венский университет.

Здесь главное внимание обращалось на изучение древнего мира, истории. Цвингли преимущественно занимался философией, изящными искусствами. Вместе с тем он продолжал обнаруживать замечательный талант в диспутах. Характерной чертой Цвингли было его стремление к чистой истине.

Из Вены Цвингли возвратился на родину. Любовь к наукам так овладела им, что он не мог посвятить себя исключительно практической деятельно-

Ульрих Цвингли.

Портрет работы Г. Аспера.

сти и вскоре переехал опять в Базель, где занял место учителя латинского языка в школе св. Мартина. B 1506 г. он стал магистром философии, оставаясь вместе с тем учителем школы. B этом же году он принял сан священника. Уже в 1516 г. Цвингли выступает как ярый противник военного наемничества. Проповеди Лютера стали для него школой новой теологии. C 1519 г. в Цюрихе Цвингли перешел к пропаганде собственного евангелического учения, излагая и комментируя Священное писание.

Когда Цвингли переехал в Цюрих, ему было 35 лет. Он был выше среднего роста, обладал красивой внешностью, имел очень здоровый вид. У него был сильный и приятный голос. Цвингли обладал блестящим ораторским талантом. B частной жизни он отличался спокойствием и веселостью, несмотря на свой страстный и горячий характер. Он любил простоту, умеренность во всем, был общителен, не отказывался от удовольствий. Особенно охотно ходил к крестьянам, которых ободрял своей веселостью. Он любил, чтобы к нему обращались, никогда не отказывал в услуге, если мог ее оказать.

K моменту переезда Цвингли в Цюрих туда уже проникла проповедь Лютера. Цвингли активно принялся за ее распространение. Свои проповеди он начал с развенчания отживших постановлений римской церкви, не касаясь основ ее вероучения.

Влияние местных условий и традиций гуманизма на учение Цвингли, его рационализм и убежденность в исключительной роли для верующего примера Христа и деятельного благочестия определили ряд отличительных черт его доктрины, имевшей, однако, немало сходства с лютеранством.

Свои основные идеи Цвингли изложил в программных 68 тезисах (1523 г.) и работах «О божественной и человеческой справедливости», «06 истинной и ложной вере», а также «Изложении христианской веры».

Отличие его взглядов от учения Лютера состояло в том, что последний старался сохранить постановления западной церкви и все то, что прямо, по его мнению, не противоречило Святому писанию.

Цвингли же стремился уничтожить все, что нельзя было положительно оправдать Святым писанием. Лютер хотел только согласовать свое учение с Евангелием, между тем как Цвингли считал необходимым решительно преобразовать латинскую церковь.

Подобно Лютеру, Цвингли основывал свое вероучение на положениях Евангелия, а не на позднейших постановлениях пап, отвергал индульгенции, поклонение иконам, статуям и мощам святых, был поборником дешевой церкви, без сложной иерархии церковного клира, без монастырей, богатства и пышного церемониала. Цвинглианство гораздо более решительно порывало с обрядовой стороной богослужения, чем это делал Лютер и его последователи, и отказывалось от католического толкования двух сохраненных им церковных таинств — крещения и причащения, т. e. не признавало за ними особой магической силы.

Принципиальные расхождения Лютера и Цвингли были связаны с их политическими позициями. C молодых лет до конца жизни Цвингли, патриот «швейцарского отечества», был решительным сторонником республиканизма, обличителем тирании монархов и князей.

Цвингли считал, что Евангелие Христа не направлено против власти, напротив, оно служит ее укреплению, наставляет на путь истинный, объединяя ее с народом «до тех пор, пока власть действует по-христиански», т. e. не вступает в конфликт с требованиями евангелизма. Правители, не соблюдающие этого установления, по Цвингли, могут быть смещены, но не путем восстания, а с единодушного согласия всего народа. Покорность тиранам Цвингли рассматривал как грех перед Богом.

Цвингли решительно выступал против наемничества и иностранных пенсий, осуждал ростовщичество и монополии. Он порицал крепостничество, но радикальные тенденции его учения имели свои границы: он резко осуждал покушения на собственность и в борьбе с анабаптистами утверждал, что обобществление имущества есть нарушение заповеди «не укради». B отличие от Лютера, который разграничивал духовную и светскую сферы, Цвинг- ли признавал роль «божественной справедливости» и в мирской жизни, возможность, а при определенных условиях и необходимость политических и социальных перемен. Обязанность осуществлять их Цвингли возлагал на светскую власть.

B 1518 г. Цвингли поселился в Цюрихе, где получил место священника в городском соборе. Его проповедь реформационного вероучения нашла живой отклик среди бюргерства, плебейства и крестьянства. Вначале Цвингли и его приверженцы не порывали открыто с католической церковью, но такое положение не могло долго продолжаться. B 1522 г. городской совет Цюриха под давлением сторонников Цвингли отменил посты и безбрачие духовенства. Цюрих был объявлен независимым от епископа Констанцского. C 1523 г. начала производиться секуляризация монастырских имуществ. B 1524 г. были отменены месса, почитание икон и святых и введено причастие для светских лиц. Латинский язык в молитвах был заменен немецким, монахам, желавшим оставить монастырь, предоставлено право свободного выхода, оставшимся же в монастырях назначено содержание. Доходы с духовных учреждений и монастырей Цвингли обратил на семинарии, приюты, богадельни.

Bce реформы в Швейцарии производились крайне осторожно и постепенно. Прежде чем вводить преобразования в какой-либо местности, Цвингли подготавливал к ним жителей путем проповеди. По его настоянию было решено оставить лиц духовного звания, придерживавшихся старой веры, доживать в мире на своих местах, он не боролся с ними силой и принуждением. Понимая, что упрочение реформы в значительной степени зависит от воспитания молодого подрастающего поколения, которое Цвингли постоянно видел в школе, находившейся под его ведением, он еще в 1523 г. написал сочинение «Некоторые правила о воспитании дворянских юношей». Первая часть касается религиозного образования, вторая — научного и общественного. Цвингли в этих двух книгах подробно излагает правила на самые разные случаи жизни. Например, когда нужно молчать и говорить, как владеть собой, соблюдать умеренность в пище и питье, как одеваться, обращаться с женщинами, деньгами, имуществом и т. п. Третья часть излагает обязанности по отношению к другим, правила общежития. Цвингли советует молодым людям не уклоняться OT общественных удовольствийи публичных церемоний вроде свадебных и других.

Bce эти реформационные мероприятия осуществлялись в Цюрихе под руководством и контролем городского магистрата, которому подчинялась церковная организация. Кантон выступал как город- государство, неразрывно связанное с церковной общиной. Цвинглианское вероисповедание было объявлено обязательным для всех жителей кантона, а соблюдение религиозных правил придирчиво контролировалось городскими властями.

Одновременно осуществлялась и цвинглианская социально-политическая программа: были запрещены ростовщический процент, военное наемничество и получение пенсий от иноземных государей.

Учение Цвингли быстро проникало даже в города Германии. Оно по сути своей было мягче, утешительнее, чем учение Лютера. Цвингли придавал гораздо большее значение нравственности, настроению, нежели догматам религии. Он не отрицал, подобно Лютеру, возможности спасения для язычников за то, что они не были христианами, а говорил, что все когда-либо жившие добродетельные люди будут спасены. Все, что можно было объяснить в религии разумными причинами, он объяснял. Чудеса он оставлял в стороне и советовал не пускаться в объяснение совершенно неизвестных людям вещей. Терпимость, которую Цвингли проявлял к другим учениям, привлекала многих.

Торжество цвинглианской реформации в Цюрихе, успехи реформационного движения в других городских кантонах Швейцарии, распространение лютеранской и народной реформации в соседних областях Германии создали напряженное положение внутри конфедерации. Лесные кантоны, связанные договорами с католическими государствами Европы, подавляли всякие попытки реформационного движения и социального протеста у себя и оказывали сильное давление на городские кантоны, требуя от них пресечения «ереси». Особенно острые конфликты назрели в фогствах, крестьянство которых подвергалось наиболее жестокой эксплуатации. Положение осложнялось еще и тем, что некоторые фогства управлялись совместно городскими и лесными кантонами. Первые всячески поощряли реформационное движение, вторые применяли против «еретиков» жестокие репрессии.

Великая крестьянская война в Германии нашла живейший отклик в фогствах и кантонах, примыкавших к германской границе. Весной 1525 г. все фогства и многие сельские общины большинства городских кантонов стали ареной активного крестьянского движения. B Цюрихе им были охвачены округа Грюнинген, Гаузен, Штейн, Гассау, графство Кибург и др. Крестьяне собирались в вооруженные отряды численностью до 4 тысяч человек. Крестьяне требовали отмены крепостничества, «малой десятины», предоставления деревенским общинам права выбора пасторов, свободы охоты и рыбной ловли, снижения налогов, упорядочения судопроизводства и др. Предъявив эти требования, крестьяне разошлись по домам и стали ждать решения кантональных властей.

Активное крестьянское движение развернулось в фогствах кантона Базель: Листале, Варнсперге, Вальденбурге, Гомбурге и др. B начале мая 1525 г. крестьяне этих фогств потребовали введения реформационного вероисповедания, упразднения крепостничества, снижения налогов и пошлин и т. д.

Отношение кантональных властей к этим событиям было неодинаковым. Лесные католические кантоны решительно и открыто выступили против восставших. Они поставили сильные заслоны в горных проходах с целью не допустить объединенных действий швейцарских и немецких крестьян.

Городским кантонам приходилось применять более сложную тактику. C одной стороны, города помогли распространению реформации в своей сельской округе, в католических кантонах и совместно управляемых фогствах, стремились подорвать позиции дворян и монастырского землевладения, давая некоторые поблажки зависимым от них крестьянам. Ho с другой стороны, города в качестве коллективных сеньоров сами эксплуатировали зависимых крестьян фогств и муниципальных земель и всех крестьян кантона вообще — посредством городских пошлин, монополий и т. п. Города совсем не были склонны поступиться этими привилегиями. Поэтому, опираясь на крестьянскую верхушку, они проводили тактику мелких уступок, проволочек и раскола крестьянского движения, выжидая, чем кончится дело в Германии. Как и лесные кантоны, города также посредничали между князьями и восставшими немецкими крестьянами, стремясь отодвинуть пламя войны подальше от своих рубежей.

Поражение Крестьянской войны в Германии послужило сигналом к энергичному наступлению на швейцарских крестьян со стороны властей всех кантонов. Католические кантоны подавили крестьянские выступления в фогствах и восстановили в них католицизм. Городские кантоны отменили многие из сделанных ранее уступок, хотя и пошли на некоторые послабления крестьянам: была упразднена крепостная зависимость крестьян на церковных землях, снижены некоторые пошлины и налоги, частично восстановлена свобода охоты и рыболовства.

Поражение крестьянско-плебейского движения сильно сузило социальную базу цвинглианской реформации и в значительной мере предопределило ее провинциальную ограниченность. Однако это сказалось не сразу. B течение нескольких лет цвин- глианская реформа в Швейцарии имела крупные успехи. B 1528 г. она была официально проведена в Берне, затем в Базеле, Санкт-Галлене, Гларусе и Шафхаузене. Протестантские кантоны создали особую организацию внутри конфедерации и стали проводить согласованную политику.

Окрыленные этими успехами, сторонники Цвин- гли уже готовились приступить к объединению Швейцарии под главенством Цюриха. Однако эти планы встретили враждебное отношение со стороны лесных кантонов и недоверчивое — со стороны Берна, который опасался чрезмерного усиления Цюриха. B 1531 г. дело дошло до открытого военного столкновения Цюриха с пятью лесными кантонами. Битва при Каппеле в 1531 г. закончилась полным военным поражением Цюриха. B бою пал и сам Цвингли.

После этого проповедь цвинглианства в кантонах, оставшихся католическими, была запрещена. Решение вопроса о национальном объединении и укреплении национальной общности страны задержалось на столетия.

Центр реформационной деятельности переместился в Женеву, где создались благоприятные условия для торжества реформации и нашли свою благодатную пОчву идеи Кальвина, создавшего более стройную теорию и практику взаимоотношений реформированной церкви с государством.

<< | >>
Источник: Всемирная история: Возрождение и реформация. 2001. 2001

Еще по теме РЕФОРМАЦИЯ B ШВЕЙЦАРИИ:

  1. Швейцария перед Реформацией. В начале XVI в. в состав
  2. Культура Швейцарии
  3. Швейцария.
  4. Контрреформация в Швейцарии.
  5. Швейцария
  6. § 5. Швейцария
  7. Швейцария
  8. Швейцария после Венского конгресса.
  9. Швейцария в годы Французской революции XVIII в.
  10. Акционерные соглашения широко распространены в корпоративной практике в Швейцарии.
  11. 17. О сельской общине в Швейцарии
  12. § 2.23. Опыт правового обеспечения и реализации государственно-частного партнерства в Швейцарии