<<
>>

Религиозная политика Стюартов

. Наметившийся в обществе раскол был усугублен религиозной политикой новой династии. Толерантность Якова I по отношению к католикам настораживала протестантов, но искренность его кальвинистских убеждений никто не подвергал сомнению.

При его восшествии на престол умеренно настроенное пуританское духовенство подало королю “Тысячную петицию” (написанную от имени тысячи священников) с просьбой о реформах в англиканской церкви. Яков пообещал им ряд нововведений, но дальше обещаний не пошел. Тем не менее пуританское движение заметно оживилось, оправившись после репрессий Елизаветы I. Оно развернуло широкую пропаганду против “англокатоли- ков” — прелатов, сохранявших и насаждавших “католические” обряды и ненужное, по мнению пуритан, “благолепие” богослужения. Англиканское духовенство перешло в ответное наступление: были введены запреты на пуританские проповеди и диспуты, усилен контроль за единообразием службы и церковной дисциплины, активизировался суд Высокой комиссии, наблюдавшей за священниками и осуществлявший цензуру печати.

За этимн репрессиями пуритане усматривали влияние нового врага — арминиан. (Арминианство — течение в европейском протестантизме, отрицающее кальвинистский тезис о всеобщем предопределении, а также об изначальной избранности членов кальвинистски X общин. Как следствие — арминиане допускали вмешательство светских властей во внутренние дела церковных сообществ.) Арминианство стало весьма популярным в среде англиканского духовенства, эту доктрину разделяли большинство епископов Карла I, архиепископ Кентерберийский У. Лод и сам король. Идея сотрудничества церкви и государства воплощалась в том, что Лод стал в 30-е годы главным советником короля, епископы активно работали в светской администрации и в мировых комиссиях, в том числе преследуя религиозных диссидентов.

B результате панических страхов перед англокатоликами и ap- минианами, захватившими двор и церковь, усилился отток английских кальвиннстов, как пресвитериан, так и индепендентов, в Новый Свет, где они получали долгожданную свободу исповедовать веру по собственному усмотрению.

Таким образом, в конце 30—40-х годов XVII в. недовольство внутренней и внешней политикой Стюартов разделяли все слои общества — от аристократии и джентри до рядовых городских и сельских налогоплательщиков. Свидетельством глубокого кризиса стюартовского режима стали полемика парламентской оппозиции с абсолютистскими претензиями короны, а также этико-религиозное противостояние ее подданных н официальной государственной церкви. Дальнейшее нарастание политического кризиса привело Англию к социальному взрыву — революции и гражданским войнам, начавшимся в 1642 г.

Культура Англии в XVI — начале ХѴП в. Параллельно с процессом государственной консолидации шло складывание единого литературного английского языка и формирование национальной культуры, которая, тем не менее, была открыта общеевропейским веяниям, получавшим на английской почве своеобразное преломление.

Важную роль в становлении новой ренессансной культуры сыграли университеты, и в первую очередь — Оксфордский, ставший колыбелью английского гуманизма. Здесь сложился круг высокообразованных интеллектуалов, испытавших влияние итальянского гуманизма и исповедовавших идеи неоплатонизма. B него входили T. Линэкр, У. Гросин, У. Лили — знатоки латыни и греческого и горячие сторонники введения классического образования в школах и университетах, а также Джон Колет — видный теолог и теоретик педагогики. B Колете видят как предтечу английской реформации, так и одного из первых английских гуманистов. Критикуя современную ему церковь с моральных позиций, он ратовал эа ее обновление через нравственное совершенствование клира и верующих, делая акцент на постижении духа Священного писания, а не на формальном следовании церковной дисциплине. B то же время Колет чрезвычайно высоко оценивал способности человека, свободная воля которого должна направлять его к высоким духовным идеалам, помогая приобщиться к божественной истине.

Bo имя воспитания такого человека он призывал к реформе образования, которое, по cro мнению, должно основываться не на изучении авторитетов средневековой схоластики, а на философии Платона и Аристотеля, античных авторах, классических языках, а также на фундаменте естественнонаучных и прикладных знаиий.

Полноправным членом оксфордского кружка, этой, по его определению, “республики ученых”, был Эразм Роттердамский, посещавший лекции Колета и признававший, что именно в Англии начала формироваться его “философия Христа”. Учеником Колета был и выдающийся английский гуманист Томас Мор. Специфика английского гуманизма на этом этапе заключалась в том, что наряду с антропоцентризмом, верой в достоинство и одаренность человека, ему были присущи большое внимание к теологическим вопросам и сильное влияние традиционной христианской этики, что роднило его с так называемым “северным”, или “христианским”, гуманизмом.

Крупнейшим английским мыслителем первой половины XVI в. был Томас Mop (1478—1535). Как и у старшего поколения оксфордцев, его этическая доктрина основывалась на понятии “христианской добродетели”, наполненном, однако, новым, гуманистическим содержанием. Mop полагал, что добродетель и любовь требуют активной гражданской позиции и служения обществу, а не ухода в созерцательное бездействие. Ero карьера была воплощением этого этического идеала: юрист по образованию, Mop был активным политиком, избирался в парламент и стал канцлером при Генрихе VIII, пытаясь на всех этих постах облегчить жизнь малоимущих и незащищенных. B то же время его мировоззрению были свойственны эпикурейские мотивы и прославление земных радостей.

Главным произведением Томаса Mopa стала “Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия” (1516), положившая начало целому направлению в ренессансной общественной мысли и литературному жанру, именуемому “утопией". B этой книге устамн путешественника Рафаила Гитлодея автор подвергает резкой критике социальные порядки и беззаконие, существующие в современной ему Англии, а затем рисует картину идеального общественного устройства.

По его мнению, государство, основываясь на частной собственности, представляет собой “заговор богатых” и служит лишь их интересам. Собственность порождает неравенство и отвращает людей от христианской любви. Поэтому в его Утопии она упразднена, все владеют “всеми вещами сообща”, каждый обязан трудиться, но труд не обременителен, и у утопийцев остается достаточно времени на занятие науками, искусствами и на развлечения. Утопийцы умеренны в потреблении, однако на острове нет уравнительности — распределение ведется в соответствии с заслугами перед обществом. Политическое устройство Утопии базируется на принципе выборности, высшие должности занимают лишь люди безупречных моральных качеств и обладающие способностями к управлению. Конфессиональные вопросы решаются на основе веротерпимости.

“Утопия” Томаса Mopa отражала высокий уровень ренессансной общественной мысли, пытавшейся, синтезировав аитичные политические теории и современный опыт, осмыслить природу государства, его институтов, функции религии и создать модель идеального общественного устройства.

Распространению в Англии культуры Возрождения способствовал двор первых Тюдоров, выступавших покровителями литературы и искусства. При Генрихе VII и Генрихе VIII в Англию были приглашены итальянские художникн, скульпторы и архитекторы, ведущим среди которых был Пьетро Торриджано, выполнивший надгробие Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Широкомасштабное строительство развернулось при Генрихе VIII, которому принадлежал самый крупный дворцовый комплекс Европы — Уайтхолл, а также резиденции Ричмонд, Хэмптон-Корт, Виндзор и другие, всего — 55. Тем не менее, несмотря на проникновение ренессансных черт в английскую архитектуру первой половины XVI в., она сохраняла прочную связь с традициями местной “перпендикулярной готики”. Среди лучших образцов этого стиля — законченная при Генрихе VIII капелла Королевского колледжа в Кембридже и капелла Св. Георгия в Виндзоре.

Английская живопись также сохраняла множество средневековых черт, но в ней усилился интерес к светским сюжетам и портрету, в особенности после Реформации, когда церковь утратила роль основного заказчика произведений изобразительного искусства.

Огромное влияние на станонленне английской школы портретной живописи оказал Ганс Гольбейн Младший, получивший в 1536 г. должность придворного художника Генриха VIIl и оставивший замечательную галерею портретов короля, английских придворных и государственных деятелей.

При дворе Генриха VIII, который Эразм Роттердамский окрестил “храмом муз”, процветали литература и искусства. B поэзии под влиянием Петрарки стал популярен сонет, адаптированный к строю английского языка T. Уайаттом и Г. Ховардом, графом Сарри.

Ведущими композиторами того времени были музыканты Дж. Тэвериер и T. Таллис. K ним причисляют и Геириха VIII, большого ценителя музыки и, возможно, автора нескольких популярных баллад и мадригалов. Любимым развлечением при дворе были театральные представления: любительские пьесы-имаски’’, аллегорические или морально-дидактические, а также представления, восходящие к традициям народного театра — игры о Робин Гуде, майские забавы с переодеваниями и т.д. Неотъемлемой частью придворной культуры были театрализованные рыцарские турниры, осады бутафорских замков, потешные сражения кавалеров и дам, в которых обыгрывалась идея рыцарской преданности дворянства своему монарху и процветания Англии под его властью.

Подлинного расцвета литература и искусства в Англии достигли во второй половиие XVI в., которую нередко называют “золотым елизаветинским веком". Этому способствовали как экономические успехи, так и рост патриотических настроений в Англии, связанных с ее утверждением в качестве великой морской державы и лидера протестантского мира.

Видным поэтом и теоретиком литературы этого времени был Ф. Сидни, прославившийся своими сонетами. Он творил и в жанре пасторали, поэма Сидни “Майская королева” сделала это направление популярным в Англии. B трактате “Защита поэзии”, полемизируя с пуританами, выступавшими с нападками на “легкомысленную” литературу и “развращающее” искусство, Сидни обосновывал высокое предназначение поэзни и ее роль в воспитании гармоничного и нравственно совершенного человека, утверждая, что она для этого более пригодна, чем назидательная философия или история.

Подчинение поэзии и искусства этическим задачам, прославление гражданских ценностей характерно для творчества другого выдающегося поэта-елизаветинца Эдмунда Спенсера, автора сонетов и поэм “Пастушеский календарь” и “Королева фей”. B последней Спенсер создал яркий образ идеальной державы (аллегория Англии) , где благородные рыцари совершают подвиги во имя справедливости и добродетели. Поэма была посвящена Елизавете I, угадывавшейся в облике “королевы фей”. B жаырах сонета и пасторали работали многие выдающиеся поэты того времени — У. Рэли, К. Марло, У. Шекспир и другие, чьи эксперименты с рифмами, ритмическим строем и словотворчество чрезвычайно обогатили литературный английский язык.

Проза второй половины XVI в. представлень обширной литературой, посвященной путешествиям и географическим открытиям. Важнейшую роль в становлении национального самосознания сыграл труд P. Хаклюйта “Основные плавания, путешествия и открытия английской нации”, в котором он собрал многочисленные отчеты мореплавателей и путешественников. B жанре новеллы были популярны реалистические произведения T. Делони, адресованные бюргерской среде и прославлявшие честный труд и благонравне английских йоменов, ремесленников и суконщиков, достигших успеха и материального благополучия. C другой стороны, сатирические новеллы и плутовской роман (в частности, “Злополучный скиталец” T. Нэша) высмеивали ханжество и идеалы унылой пуританской добропорядочности.

Большой популярностью у читателей пользовались также исторические произведения: “Хроники Англии, Шотландии и Ирландии” P. Холиншеда, труды У. Кемдена — самого выдающегося историографа елизаветинской поры, основателя научного кружка “антиквариев” — собирателей старинных документов и древностей; “Хроника Лондона и Вестминстера” Дж. Стау, посвященная истории английской столицы.

Однако ведущей среди литературных жанров, безусловно, была драма. B елизаветинскую эпоху завершается становление публичного профессионального театра, актерские труппы обзаводятся собственными помещениями, такими, как "Театр", "Куртина", “Глобус”, “Лебедь" в Лондоне и др. Для них писала целая плеяда та- лантливыхдраматургов — P. Грин, T. Кид, К. Марло, У. Шекспир, Б. Джонсон.

Одним из крупнейших драматургов XVI в. был Кристофер Марло, обратившийся в своих трагедиях “Тамерлан Великий”, “Трагическая история доктора Фауста", “Мальтийский еврей” к актуальным морально-этическим проблемам. Он создал галерею образов титанических личностей, в своем безудержном стремлении к власти, славе и богатству стряхнувших с себя оковы христианской морали, что в конце коицов приводит к гибели самих героев. Эти образы вызывали у зрителя одновременно восхищение и ужас.

Проблема личности и пределов ее свободы волновала и гениального английского драматурга Уильяма Шекспира (1564—1616), творческое наследие которого чрезвычайно разнообразно. Его перу принадлежат лирические комедии (“Комедия ошибок”, “Сон в летнюю ночь”, "Много шума из ничего", “Виндзорские проказницы”), исторические хроники (“Генрих IV”, “Генрих V”, “Ричард II”, “Ричард Ш”), в которых он выступает адвокатом сильной, но законной и справедливой королевской власти — выразительницы национальных интересов в противовес корыстным и честолюбивым устремлениям магнатов; философские драмы (“Гамлет”, “Отелло”, “Король Лир” и др.). Его пьесы — это глубокое размышление о сущности человеческой натуры, о природе добра и зла в мире. Взгляды Шекспира на человека лишены радостного оптимизма, свойственного раннему гуманизму, его мироощущение окрашено в более трагические тона: вместе с Гамлетом он мучительно размышляет над тем, является ли человек “венцом природы”, “красой вселенной” или “квинтэссенцией праха”, и эти сомнения отражают кризис ренессансного сознания. Истоки трагедий своих персонажей Шекспир видел не во внешних обстоятельствах, а ло внутренних противоречиях и слабостях человеческой души, которые позволяют страстям одержать верх над разумом. Обуздание страстей — гарантия внутренней гармонии и счастья. B своих последних пьесах — “Зимняя сказка” и “Буря” Шекспир снова возвращается к идее прекрасного человека, царящего над природой и наделенного огром- шми знаниями и безграничными возможностями, однако с грустью признает утопичность подобного образа, придавая этим произведениям форму волшебной сказки.

He меньшей популярностью, чем Шекспир, пользовался у современников Бен Джонсон, автор бытовых реалистических комедий (“Алхимик”, “Варфоломеевская ярмарка”, “Каждый в своем нраве”), в которых он воссоздал яркую картину современных нравов. Джонсона сцитают основоположником английской морализирующей литературы.

Вторая половина XVI — начало XVII в. отмечены в Англии успехами естественных наук. Врач У. Гарвей открыл большой круг кровообращения, У. Гилберт исследовал явления магнетизма и злектричества, астроном и математик T. Хэриот обнаружил пятна па Солнце, Д. Нэпер разработал систему логарифмов.

Прогресс опытного знания и представление о единых законах, по которым развиваются и природа.и человеческое общество, отразились в новых философских теориях, в которых отдельная человеческая личность перестает быть главным объектом интереса и занимает место лишь одного иэ компонентов во “всеобщей цепи мироздания". Эта тенденция ярко отразилась в творчестве крупнейшего ученого-естествоиспытателя, философа, политика и писателя Фрэнсиса Бэкона (1561—1626). Профессиональный юрист, он сделал удачную карьеру в правление Якова 1, став лордом-канцлером королевства. Свои размышления об обществе, морали, политике и религии он облек в форму литературно-философских эссе — “Опыты и наставления нравственные и политические" (1597). Его этические воззрения основывались на традиционных идеалах гуманистического индивидуализма, вере в человека и его способность быть “хозяином своей судьбы”. Однако наряду с этикой Бэкона все больше интересовала социально-политическая проблематика: функции государства и роль различных сословий в нем, религия, экономика. Социологические взгляды английского мыслителя были тесно связаны с его представлением о месте науки в жизни общества, которая должна была способствовать преобразованию мира и подчинению его власти человека. B утопическом романе Бэкона “Новая Атлантида" всеобщая гармония и благополучие основываются не на социальных преобразованиях, а на достижениях научно-технического прогресса. Его идеальным обществом руководит “Дом Соломона” — лаборатория новых открытий и храм знаний. Описывая чудесные изобретения, Бэкон предсказал многие открытия далекого будущего: использование солнечной энергии, селекцию, консервацию органов для лечения людей, летательные аппараты и т.д.

Ф. Бэкон разработал новую теорию научного поэнання: в отличие от дедукции, на которой основывалась философия античности и средних веков, он выдвинул идею индуктивного эмпирического метода, предполагавшего движения от частного к общему, от наблюдений к эксперименту, затем рациональному анализу и научным обобщениям. Учение Бэкона об эмпирическом методе оказало огромное влияние на европейскую философию эпохи Просвещения.

“Век Елизаветы" был отмечен расцветом декоративно-прикладных искусств. B английской живописи по-прежиему доминировал портрет. Самым выдающимся из портретистов был художник-миниатюрист H. Хиллиард. Его миниатюры, полные аллегорий и символизма, создали идеализированный образ королевы Елизаветы I, многократно тиражировавшийся другими художниками.

Ha рубеже XVI—XVII вв. у Хиллиарда принял эстафету его ученик Исаак Оливер, умело использовавший светотень и предпочитавший пейзажный фон. Его портреты отличались большим реализмом, чем у Хиллиарда. B начале XVII в. наряду с искусством миниатюры усилиями приглашенных ко двору Стюартов Рубенса и Ван Дейка совершенствуются парадный портрет и аллегорическая живопись на мифологические сюжеты.

B архитектуре первой половины XVII в. утверждается классицизм. Наиболее выдающимся английским архитектором, работавшим в этом стиле, был Иниго Джонс.

<< | >>
Источник: С.П. Карпов. История Средних веков: Раннее Новое время. 2008. 2008

Еще по теме Религиозная политика Стюартов:

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЯКОВА I СТЮАРТА
  2. Внешняя политика первых Стюартов
  3. РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА
  4. 10.2. Правовая политика в сфере религиозной безопасности
  5. Глава V Внутренняя деятельность Юстиниана. Бунт «Ника». Религиозная политика в Сирии, Симеон Столпник и его монастырь
  6. Глава V Внутренняя деятельность Юстиниана. Бунт «Ника». Религиозная политика в Сирии, Симеон Столпник и его монастырь
  7. каждое религиозное действие, каждый религиозный знак ориентированы на достижение метаэмпирической реальности.
  8. Человечество живет в глубоком кризисе религиозного сознания и, вероятно, находится на грани нового религиозного творчества.
  9. ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ХХ СТОЛЕТИЯ
  10. СТЮАРТЫ И ПУРИТАНИЗМ
  11. Реставрация Стюартов и масонство
  12. СТЮАРТЫ
  13. § 2. Реставрация Стюартов
  14. Тема. Структура и особенности современной религиозной жизни. Классификация современных религиозных систем.
  15. ПОЛІТИЧНІ ТА ПРАВОВІ ПОГЛЯДИ ДЖОНА СТЮАРТА МІЛЯ
  16. Герметические маскарады династии Стюартов
  17. Вторая республика и реставрация Стюартов
  18. РЕСТАВРАЦИЯ СТЮАРТОВ И ПЕРЕВОРОТ 1688 Г.
  19. 3. Взаимосвязь дискреционной политики и политики встроенных стабилизаторов. Финансовая политика в России
  20. Джон Стюарт Милль — английский философ, экономист, политический и общественный деятель.