<<
>>

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА ИНКОВ

B соответствии с религиозными воззрениями инков, Солнце занимало главенствующее положение среди богов и управляло всем неземным миром.

Обшциальной религиозной системой инков являлась «гелиоцентрическая» система.

B ее основе находится подчинение'Солнцу — Инти. Инти обычно из об ражали в виде золотого диска, от которого во все стороны отходили дуни^На самом же диске изображен лик мужчины. Диск делали из чистого золота — то есть мёталла> принадлежавшего Солнцу.

Супругой Инти и вместе с тем матерью инков — в соответствии с верованиями индейцев — была богиня Луны Килья.

Третьим «жителем небосвода», также почитаемым в империи инков, был бог Ильяпа—одновременно ГрОМ и молния.

Храмы владели громадными богатствами, боль- шИМ числом служителей и мастеров, архитекторов, ювелиров и скульпторов. Основное содержание культа инков состояло в жертвенном ритуале. Жертвопри-

Управляющий государственными складами отчитывается с помощью «кипу» перед верховным инкой Юпанки.

Рисунок из хроники Пома де Айяла.

XVI в.

ношения осуществлялись главным образом животными, и только в чрезвычайных случаях — людьми. Чрезвычайным случаем могли быть празднества в момент вступления на престол нового верховного инки, во время землетрясения, засухи, войны. B жертву приносили военнопленных или детей, которые были взяты в виде дани с покоренных племен.

Наряду с официальной религией поклонения Солнцу существовали и более древние религиозные воззрения. Их сущность сводилась к обожествлению не великих, могущественных богов, а священных мест и предметов, так называемых уак.

^ B религии инков большое место занимали тотемистические воззрения. Общины носили названия животных: Пумамарка (общины пумы), Кондормарка (община кондора), Уаманмарка (община ястреба) и т.

д. Близко к тотемизму стояло поклонение растениям, в первую очередь картофеля, т. к. это растение имело первостепенную роль в жизни перуанцев. Сохранились изображения этого растения в скульптуре — сосуды в виде клубней. Существовал также культ сил природы. Особенно развит был культ матери-земли, называвшейся Пача-мама.

Большое значение имел культ предков. Предки почитались как духи-покровители и охранители земли данной общины и вообще местности. Существовал обычай мумифицирования умерших. Мумии в наряд- ных ■одНждах с украшениями и бытовой утварью сохранялись в гробницах. Особенного развития достиг культ мумий правителей. Им приписывалос.ь сверхъестественное могущество. Мумии правителей брали в походы и выносили на поле битвы.

^ Для измерения пространства у инков существовали меры, основанные на размерах частей человече- ского тела. Самой малой из этих мер считалась длина пальца, затем мера, равная расстоянию от отогнутого ^большого до указательного. Для измерения земли чаще всего употреблялась мера в 162 см. Для счета употреблялась счетная доска, которая разделялась на полосы, отделения, в которых передвигались счетные : единицы, круглые камешки. Время измерялось сроком, необходимым для того, чтобы сварился картофель, что значит приблизительно один час. Время дня определялось по солнцу.

Инки имели представление о солнечном и о лунном годе. Для наблюдения за солнцем, а также для точного определения времени равноденствия и солнцестояния астрономы ішпериилшков BO многих местах Перу соорудили специальные «обсерватории». Наиболее крупный пункт наблюденйЯ~зіГ' солнцем находился в Куско. За положением солнца наблюдали со специально выстроенных четырех башен на востоке и на западе от Куско. Это было необходимо для определения сроков сельскохозяйственного цикла.

Астрономия являлась однйм йз двух важнейших научных їфедставлений в империи инков. Наука должна была служить интересам- государства. Деятельность ученых-астрономов, которые благодаря своим наблюдениям могли установить наиболее подходящие сроки начала или просто выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ, приносила немалую пользу как государству, так и всем его гражданам.

Календарь инков был прежде всего ориентирован на солнпе. Год^нитался состодічим nrt ^fie; m^1 делился на 12 30-дневных месяцев, после которых в календаре еще следовало пять (а в високосный год — шесть) заключительных днейт которые назывались «дни без работы».

Существовали школы для_малкшков. Туда принимали мальчиков из г.релы знатных инков, а также знати покоренных племен.~Таким образом, задачей учебных учреждений было подготовить очередное поколение элиды империи. B школе обучались в течение че™рех_ лет. Каждый год давал определенные зна- нйя: в первый год изучали язык кечуа, во второй — религиозный комплекс и календарь, а третий-четвер- тый годы уходили на изучение так называемых кипу, знаков, служивших «ѵзелковым письмом».

Кипу состояли из веревки, K КОТОРОЙ под ппямым углом привязывались.рядами шнуры, свисавшие в ви- Дебахромы. Йногда таких шнуров насчитывалось до 1W. Ha НИХ .4ajtff3Hparmrb уяг^т на pa3HOM расСТОЯНИИ- ?T основной веревки. Форма узлов и их количество -означали числа. Воснове этой записи находилась Десятеричная система инков. Положение узелка на «УРке соответствовало величине цифровых показа- лей. Это могли бьггь единица, десять, сотня, тысяча “ДИ даже десять тысяч. При этом простой узел обозначал цифру ч1». двойной — , тройной — «3». Цвет шнуров обозначал определенные прёдМетыг например картофель символизировался бурым цветом, серебро — белым, золото — желтым.

^ Такая форма письма употреблялась главным образом для передачи сообщений о податях. Ho иногда кипу употреблялась для фиксирования календарных и-исторических дат и фактов. Таким образом кипу были условной системой передачи сведений, но все же -это не было письменностью.

Вопрос о том, была ли у инков письменность, остается неразрешенным до последнего времени. Де- ло в том, что йнки не оставили письменных памятников, но все же на многих сосудах изображены бобы с особыми знаками.

Некоторые ученые считают эти знаки идеограммами, т. e. знаки на бобах имеют символическое, условное значение.

Существует также мнение, что у инков письменность существовала в виде картинного письма, пиктографии, но, в связи с тем, что доски, на которых были нанесены эти знаки, были обрамлены в золотые рамы, разграбленные и разобранные европейцами, памятники письменности до наших дней не дошли.

Литературное творчество на языке кечуа было очень богатым. Однако, поскольку эти произведения не фиксировались на письме и сохранялись в памяти декламаторов, до нас дошли лишь отрывки, сохраненные для потомков первыми испанскими хронистами.

Из поэтического творчества инков сохранились в отрывках гимны (гимн Виракоче), мифические сказания, поэмы исторического содержания. Наиболее известна поэма «Ольянтай», в которой воспеваются подвиги вождя одного из племен, восставшего против верховного инки.

Одним из наиболее развитых направлений науки в империи инков была медицина. Состояние здоровья жителей не было частным делом граждан, наоборот, империя была заинтересована в том, чтобы жители страны как можно лучше служили государству.

Инки применяли некоторые научные приемы лечения болезней. Использовались многие лекарственные растения; известно было также и хирургическое вмешательство, такое, как, например, трепанация черепа.

Наряду с научными приемами широко распространена была практика магического знахарства.

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Начало колониальных империй.. 1999

Еще по теме РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА ИНКОВ:

  1. ЛЕКЦИЯ 1. ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИНКОВ 1. Яростное столкновение чуждых культур
  2. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
  3. КУЛЬТУРА УРАРТОВ. РЕЛИГИЯ
  4. Религии и культура Китая в раннее средневековье.
  5. РЕЛИГИЯ АЦТЕКОВ И ИХ КУЛЬТУРА
  6. 4. религия – источник искусства, науки, культуры
  7. Разрыв в светской культуре и религии
  8. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ИРАНА
  9. Религия и культура Индии в раннее средневековье
  10. § 12. Культура и религия Древнего мира
  11. 3. Христианская религия – основа духовной культуры и стабильности народов европы
  12. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ПАЛЕСТИНЫ. ИУДАИЗМ И БИБЛИЯ ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА ИЗРАИЛЯ И ИУДЕИ
  13. ИДЕОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ПЕРИОДА СРЕДНЕГО ЦАРСТВА. ПИСЬМЕННОСТЬ И НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ